Главная| Каталог статей| Мой профиль | Регистрация| Выход | Вход
 
Суббота, 20.04.2024, 03:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Комсомол в лицах [104]
Твои герои, комсомол [20]
Наука о комсомоле [28]
Сегодняшняя молодежь. [91]
Верность традициям
Лауреаты премии ВЛКСМ [7]
Стихи о комсомоле [31]
Комсомольская летопись эпохи [72]
Интервью. воспоминания, статьи
Пионерия [43]
Имя России [11]
Послесловие к известному проекту канала "Россия"
Молодежь и культура [8]
История страны [13]
Твои люди, комсомол [10]
Прощание [2]
Великая Отечественная... [3]
Твои памятники, комсомол [6]
Наш видеозал [7]
Юбилей [17]
Наш комсомол
  • ЛКСМ. Москва.

  • Ленинский Комсомол (ЛКСМ РФ) Москва

  • Ветераны комсомола

  • Не расстанусь с комсомолом. Комсомол 100.

  • История комсомола Казахстана

  • Комсомольская юность моя

  • Комсомол -100 лет. Тверь.

  • Воспитанники комсомола-Мое Отечество

  • Комсомольская юность моя (Ивановская область)

  • Комсомольская площадь (Нижний Новгород)

  • Из истории Челябинской областной организации

  • Сайт ветеранов комсомола(Омск)

  • Ветераны Ярославской области

  • Наш опрос
    Есть ли будущее у комсомола?
    Всего ответов: 1228
    Вход

    Поиск
    Статистика

    clock counter Яндекс.Метрика
    Главная » Статьи » Наука о комсомоле

    БОКОВ В. И. ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ»

    Боков В. И. Проблемы молодежной политики на страницах журнала «Знание. Понимание. Умение»

    УДК 316

    Bokov V. I. Issues of Youth Policy in “Knowledge. Understanding. Skill” Journal

    Аннотация ♦ В научно-аналитическом обзоре представлены публикации журнала «Знание. Понимание. Умение», появившиеся на его страницах в 2004–2014 гг. и содержащие концептуальные положения молодежной политики, их обоснование, связь с практикой органов государственной власти, общественных объединений, а также характеризующие исторические этапы утверждения государственной молодежной политики в России. Журнал издается Московским гуманитарным университетом и наиболее полно отражает сформировавшуюся на базе этого вуза (бывшая Высшая комсомольская школа, Институт молодежи, Московская гуманитарно-социальная академия) научную школу исследований молодежи, молодежного движения и молодежной политики.

    Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, молодежное движение, концепция государственной молодежной политики, тезаурусный подход в исследованиях молодежи, Московский гуманитарный университет.

    Abstract ♦ The analytical review presents articles published in “Knowledge. Understanding. Skill” journal in 2004–2014. All these articles contain conceptual guidelines for youth policy, their substantiation, connection with the practice of state bodies and public associations. They also characterize the historical stages of the approval of the state youth policy in Russia. The journal is published at Moscow University for the Humanities and definitively reflects the activity of the school of thought in the field of studies on the youth, youth movements and youth policy that developed on the basis of this tertiary institution (formerly the Higher Komsomol School, the Institute of Youth, Moscow Humanitarian and Social Academy).

    Keywords: youth, youth policy, youth movement, conception of state youth policy, thesaurus approach in youth studies, Moscow University for the Humanities.


    Введение

    В 2014 г. научному журналу Московского гуманитарного университета «Знание. Понимание. Умение» исполнилось 10 лет. Главный редактор журнала И. М. Ильинский в статье, посвященной этому событию, отмечает, что за это десятилетие в журнале было опубликовано 1679 статей более 1000 авторов, среди которых ведущие российские и зарубежные ученые, деятели образования и культуры (Ильинский, 2014a). Это периодическое издание представляет особый интерес для тех, кто занимается исследованиями по молодежной проблематике, и тех, кто в практическом плане разрабатывает сегодня концепции, проекты и программы в области молодежной политики. Такое утверждение основывается на том, что журнал «Знание. Понимание. Умение» издается на базе вуза, известного своей научной школой в области социологии молодежи и шире — исследований по молодежной проблематике, известного также своими законопроектными работами в области государственной молодежной политики. При этом главный редактор журнала профессор И. М. Ильинский и заместитель главного редактора профессор Вал. А. Луков — ключевые фигуры названной научной школы и руководители упомянутых законопроектных работ. В состав редколлегии также входят В. А. Гневашева, О. И. Карпухин, А. И. Ковалева, А. А. Королев, Б. А. Ручкин и другие видные исследователи проблем молодежи, молодежного движения и молодежной политики в их философском, социологическом, культурологическом, историческом, психологическом, педагогическом и других аспектах. Это не могло не сказаться на содержании журнала, и в нем, по нашим подсчетам, не менее 200 статей по молодежной проблематике.

    Мы уже делали (совместно с С. В. Луковым) обзор публикаций журнала по проблеме социализации — одной из основных в современной социологической науке. В обзоре анализировались статьи, отражающие социологические подходы к социализации, концептуализации понятий «социализационная норма» и «социализационная траектория», а также содержащие обоснование тезаурусной концепции социализации и ее применение в исследовательской практике (Луков, Боков, 2014). В данном обзоре мы ставим целью представить публикации журнала «Знание. Понимание. Умение», появившиеся на его страницах за прошедшее десятилетие и содержащие концептуальные положения молодежной политики, их обоснование, связь с практикой органов государственной власти, общественных объединений, а также характеризующие исторические этапы утверждения государственной молодежной политики в России.

    Базовые положения концепции государственной молодежной политики и их развитие в современных условиях

    Наиболее обстоятельно философия преемственности и смены поколений соотнесена с концепцией государственной молодежной политики в России в статье И. М. Ильинского и Вал. А. Лукова (Ильинский, Луков, 2008a). Авторы раскрывают концептуальные положения, определившие базовые идеи и управленческие решения в области государственной молодежной политики в России и показывают роль, которую сыграл Научно-исследовательский центр ВКШ в становлении государственной молодежной политики, характеризуя проведенные НИЦ исследования молодежных проблем, а также осуществленную на его базе разработку законопроекта «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (1987–1991 гг.). Статья перекликается с вводной статьей тех же авторов, которой открывается уникальное издание — двухтомник документов и материалов о становлении и развитии государственной молодежной политики в России, процессах в молодежном движении, социальных проблемах молодежи (Ильинский, Луков, 2008b). С учетом этих публикаций выявляется новизна концепции государственной молодежной политики, выдвинутой И. М. Ильинским. И есть основание согласиться с таким пониманием этой новизны, которое связывает стратегический замысел концепции с задачей «восстановить взаимодействие поколений, в котором развились обширные кризисы, обозначился “разрыв поколений”. Собственно, сознательная, целенаправленная молодежная политика и есть способ регулирования межпоколенческих отношений, управления процессом преемственности поколений и, стало быть, развития общества… Эта формула отражает смысл молодежной политики во все времена, во всех обществах. При общей сущности виды этой политики имеют разные цели и разное содержание, которые определяются идеологией этих обществ» (Ильинский, Луков, 2008a: 11).

    Анализ публикаций журнала показывает, что концепция государственной молодежной политики, разработанная в НИЦ и ставшая основой принятого в 1991 г. Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», подверглась И. М. Ильинским значительному пересмотру в 2005 г., когда он выступил с проблемным докладом «Молодежь как будущее России в категориях войны» (Ильинский, 2005) на научно-практической конференции «Молодежная политика и молодежное движение в России: 15 лет перемен». Опубликованный в журнале отчет о конференции (Намлинская, 2005) показывает, что на конференции новый поворот темы молодежной политики не был должным образом услышан, в отличии, например, от О. И. Карпухина, автора опубликованной в журнале рецензии на книгу И. М. Ильинского «Образование. Молодежь. Человек», где это выступление было представлено (Карпухин, 2006: 234), или С. Н. Першуткина, спустя 6 лет после публикации Ильинского опубликовавшего статью «Молодежь “в категориях войны”» (Першуткин, 2011). Видимо, лишь сейчас, в частности в свете уроков обработки общественного сознания молодежи на Украине, приведшей к фундаментальным переменам в историческом сознании и ценностных ориентациях новых поколений, пафос доклада 2005 г. будет воспринят государственными и общественными деятелями России, а конструктивная часть его — осмысливаться применительно к разрабатываемым мерам в области государственной молодежной политики. Нечто подобное, видимо, произойдет и с концептуальными положениями И. М. Ильинского, которые относятся к сфере образовательной политики России (именно в части, тесно соприкасающейся с молодежной политикой). Мы имеем в виду опубликованные в журнале «Знание. Понимание. Умение» статьи его главного редактора и ректора негосударственного вуза, в которых звучит вопрос, куда ведет образовательная реформа, и выявляется ее цель как «оглупление» новых поколений (Ильинский, 2010abc). В критически-конструктивном ключе выдержаны опубликованные в журнале выступления и материалы докладов участников ежегодных международных научных конференций «Высшее образование для XXI века», проводящихся в МосГУ с 2004 г. (Бабурин, 2010; Журавлев, 2010; Шудегов, 2011; Юдин, 2011; Плаксий, 2012) (о конференции см.: Живица, Мацуев, 2004; Луков Вл. А., 2007). То же можно сказать об опубликованных в журнале материалах исследований по системе образования (Луков Вл. А., 2005; Луков, Погорский, 2010; Гневашева, 2013), а также материалах мониторинга «Российский вуз глазами студентов», проводившегося в 2000–2009 гг. и представленного в журнале как в форме анализа полученных данных, так и в форме аргументации при разработке концептуальных положений реформы высшей школы и организации работы со студенческой молодежью (Намлинская, 2004; Луков Вал. А., 2005ac; Гневашева, Луков, Намлинская, 2006; Гневашева, 2010).

    История молодежной политики и современная практика ее реализации

    В историческом плане становление молодежной политики в стране представлено в ряде публикаций журнала. Прежде всего освещается опыт реализации такой политики в советское время. Б. А. Ручкин и А. А. Королев характеризуют значимость для формирования новых поколений такого крупного народно-хозяйственного проекта, как строительство Байкало-Амурской магистрали (Ручкин, Королев, 2013). В статьях А. Д. Бородая показано, как планомерное начало вносилось в профессиональное становление творческой молодежи, какую роль в этом играл комсомол (Бородай, 2012; 2013; 2014). В проблемной статье Б. А. Ручкина и М. М. Мухамеджанова поставлен вопрос о приемлемости опыта ВЛКСМ для современных молодежных организаций с учетом противоречий в этом опыте и его недостаточного осмысления с позиций наших дней (Ручкин, Мухамеджанов, 2008). Возвращение к анализу опыта комсомольского строительства представляется важным направлением современных исследований в области организации и самоорганизации молодежи. В некоторых публикациях журнала этого возвращения не произошло, и этим значительно ослаблено их содержание. Такова довольно бледная трактовка Л. Е. Сикорской волонтерства студенческой молодежи, не учитывающая опыта ССО советского времени (Сикорская, 2009; 2011).

    Из статей, посвященных современной практике реализации государственной молодежной политики, могут быть выделены статьи П. А. Меркулова, где показан опыт реализации ГМП в Орловской области, а также проанализированы международные стандарты в сфере ГМП (Меркулов, 2012; 2013). Проблемы, возникающие при реализации совместных проектов в области образования, осуществляемых вузами России и Германии, раскрываются в статьях С. В. Лукова (Луков, 2009; 2011). Е. С. Локтионова представила в своей статье позиции по разработке многосторонней системы трудоустройства молодых специалистов в Москве (Локтионова, 2012).

    Однако нельзя сказать, что журнал уделяет значительное внимание современной практике реализации государственной молодежной политики. Более обстоятельно рассматриваются концептуальные вопросы, что, в частности, показывает посмертно опубликованная статья В. К. Криворученко, видного исследователя ГМП (Криворученко, 2013), где обозначаются пути дальнейшего развития ГМП. Концептуальный характер носит и статья Вал. А. Лукова (Луков, 2007a), в которой показаны возможности применения гуманитарной экспертизы для целей развития молодежной политики. И здесь автор ведет речь скорее о перспективе, чем о ныне утвердившейся практике. Как можно понять из публикации последующих исследований, проведенных под руководством Вал. А. Лукова, его трактовка гуманитарной экспертизы применительно к сфере молодежной политики носит практический характер и способна стать важной социальной технологией (Государственная молодежная политика…, 2013 Электр. ресурс; Луков, Алиев, Гневашева и др., 2014: Электр. ресурс).

    Исследования молодежи как база разработки и реализации молодежной политики

    В публикациях журнала «Знание. Понимание. Умение» раскрываются важные стороны молодежи как социального феномена, молодежной движения, определенных свойств молодого поколения, которые необходимо учитывать при разработке и реализации государственной молодежной политики, молодежной политики политических партий, общественных объединений. Мы выделим лишь несколько групп таких публикаций.

    1. Демографическая ситуация. Этот существенный фактор современной молодежной политики обстоятельно рассмотрен Б. А. Ручкиным, сравнившим нынешнюю кризисную для России ситуацию с той, которая отмечалась в исследованиях 20 лет назад (Ручкин, 2012). Значение демографического фактора для развития негосударственного высшего профессионального образования в России глубоко раскрыл И. М. Ильинский в упоминавшейся статье (Ильинский, 2010с). Небезынтересны и статьи, касающиеся матримониальных установок и поведения молодежи, особенностей молодой семьи (Плотников, 2006; Тихомиров, 2009).

    2. Инновационность как свойство молодежи. Этот актуальный мотив для дальнейшей разработки основ ГМП и ее социально-проектного и технологического обеспечения представлен прежде всего в обосновании нового направления исследования молодежи, а именно — биосоциологии молодежи, где инновационность выводится из природных свойств новых поколений. Это направление исследований представлено в статьях Вал. А. Лукова (Луков, 2012abc), а также К. К. Колина (Колин, 2012). Возможно, в перспективе для развития ГМП важным станет учет и процессов, которые предвидят представители трансгуманизма, на что обращает внимание Вал. А. Луков (Луков, 2008).

    К этой группе статей можно также отнести те, в которых раскрываются творческие способности молодежи, в частности статью Е. В. Гуровой и Е. Г. Сурковой, исследовавших способность к творческой самореализации молодых людей с различной сиблинговой позицией в семье (Гурова, Суркова, 2012).

    3. Социальная дифференциация молодежи. Существенный фактор молодежной политики — различие молодежи по уровню жизни, а в социальном плане — по образу и стилям жизни. В этом отношении интерес представляют опубликованные в журнале статьи О. Ю. Ефимовой, рассматривающей по итогам пилотажного исследования вопрос о социальной мобильности молодежи из бедных семей (Ефимова, 2013), Ю. С. Любимцевой, обращающейся к проблемам устройства детей-сирот (Любимцева, 2010) и др.

    В журнале «Знание. Понимание. Умение» опубликован целый ряд статей, в которых обращается внимание на дифференцированность молодежных проблем в зависимости от места проживания. В этом аспекте целесообразно выделить статьи, посвященные молодежи Москвы и других крупных городов, в которых социокультурная ситуация заметно отличается от других видов поселений, что не может не сказываться на деятельности государственных и муниципальных органов в отношении молодежи, проживающей в мегаполисах (Ковальчук, 2012; Шугальский, 2012; 2013).

    4. Особенности ценностных ориентаций молодежи. Этому фактору, существенному для разработки и реализации ГМП, в журнале придается большое внимание. В статьях Вал. А. Лукова и М. Я. Курганской раскрываются патриотические ценности молодежи (Луков, Курганская, 2012; Курганская, 2012), Б. Ф. Усманова, Н. Г. Хайруллиной — политические взгляды (Усманов, 2012; Хайруллина, 2014), О. О. Намлинской — национальные ценностные установки молодых русских (Намлинская, 2006), В. А. Гневашевой — ориентация молодежи на духовные ценности (Гневашева, 2014).

    В этом ключе могут быть рассмотрены и публикации по социальному самоопределению молодежи (Левичева, 2012; Ромашова, 2013; Явон, 2012; 2013). К данной группе примыкают и статьи, в которых характеризуются различные молодежные субкультуры (Луков, 2005b; Чибисова, 2012; Суркова, Гурова, 2012).

    5. Изменения в информационном мире молодежи. Вал. А. Луков и Э. К. Погорский, рассматривая новые работы по информатике, показывают значение новой информационной реальности для развития новых общественных процессов, в том числе в молодежной среде (Луков, Погорский, 2011). В статьях Н. А. Селиверстовой рассматриваются читательские интересы молодежи (Селиверстова, 2005; 2009; 2011; 2012), Е. В. Овчинская показывает на основании социологических исследований изменение практик телепотребления российской молодежи в условиях развития информационно-коммуникационных технологий (Овчинская, 2011), Ю. В. Савинкова анализирует телевизионные предпочтения молодежи (Савинкова, 2012). Из этих и других публикаций возникает образ меняющегося общества, приобретающего черты информационного общества, что не может не сказываться и на социальном, интеллектуальном, духовном облике новых поколений.

    6. Участие в общественных изменениях, молодежных движениях и организациях. Проблема участия молодежи — одна из важнейших при определении задач ГМП. С. В. Кочнев в своей статье рассматривает современные аспекты участия молодежи в развитии местного самоуправления (Кочнев, 2010). К. А. Котова проводит сравнительный анализ форм активности молодежи, включенной в деятельность региональных молодежных политических организаций (Котова, 2012). А. В. Пономарев анализирует воспитательный потенциал студенческого самоуправления (Пономарев, 2008).

    7. Обобщение теоретических концепций молодежи, утверждение взгляда на молодежь как важнейшего человеческого потенциала. Для разработки концепций молодежной политики очень важно, каких теоретических взглядов придерживается разработчик, как он понимает существо новых поколений. Для этих целей журнал предоставляет значительный материал, и это естественно: в рамках научной школы Московского гуманитарного университета внимание к теориям молодежи, молодежного движения, молодежной политики всегда было велико, а разработки представителей этой школы продуктивны. В журнале обширно представлена гуманистическая теория молодежи И. М. Ильинского как им самим, так и комментаторами (Ильинский, 2014b; Ковалева, 2006; Ситаров, 2006). Обобщенное представление о теориях молодежи дано в статьях Вал. А. Лукова (Луков, 2007bc, 2009).

    В журнале представлена и та сторона молодежной политики, которая исходит из особого значения новых поколений как человеческого потенциала. На базе МосГУ сформирована новая концепция человеческого потенциала, которая продолжает теоретические подходы Института человека РАН. Специфика этой концепции отражена в статьях Вал. А. Лукова и Б. Г. Юдина, а также молодого исследователя В. А. Лапшина, развивающего ее положения (Луков, Юдин, 2009; Луков, Лапшин, 2010; Лапшин, 2013).

    Заключение

    Краткий обзор публикаций журнала «Знание. Понимание. Умение» показывает, что научная школа Московского гуманитарного университета в сфере молодежных исследований нашла здесь замечательную возможность для презентации важных концептуальных положений и конкретных исследовательских проектов. Научная школа исследований молодежи, молодежного движения и молодежной политики не только не ослабла со временем, как можно было бы предполагать, основываясь на существенное изменение подходов к молодежной политике со времен СССР. Она набрала силу и в теоретическом осмыслении проблем молодежи, и в конструировании эффективной модели молодежной политики.

    Судя по всему, журнал продолжит публикации по молодежной политике. В этом случае было бы важно усилить внимание к тем сторонам этой политики, которые оказались связанными с процессом становления информационного общества. По мере накопления новых тенденций в социальной коммуникации многие технологии молодежной политики наших дней исчерпают себя. Напротив, базовые ее основы могут сохранять свое значение.


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Бабурин, С. Н. (2010) Кризис в стране — кризис в образовании века // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 46–50.

    Бородай, А. Д. (2012) Творческая молодежь как профессиональный сегмент социальной группы // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 106–110.

    Бородай, А. Д. (2013) Творческая молодежь и комсомол: в поисках идейных скреп // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 144–153.

    Бородай, А. Д. (2014) Профессиональное становление творческой молодежи России в сфере художественной культуры // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 153–166.

    Гневашева, В. А. (2010) Типология образцов инвестиционного поведения молодежи России (по результатам мониторинга «Российский вуз глазами студентов») // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 237–241.

    Гневашева, В. А. (2013) Особенности современного формирования профессиональных компетенций молодежи через систему высшего профессионального образования // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 5–10.

    Гневашева, В. А. (2014) Проблемы детерминации молодежи в контексте богословского знания // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 167–174.

    Гневашева, В. А., Луков, С. В., Намлинская, О. О. (2006) Российский вуз глазами студентов: данные VI этапа (2006 г.) // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 189–198.

    Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений (2013) : науч. монография [Электронный ресурс] / под общ. ред. Вал. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 718 с. URL: http://hdirussia.ru/assets/files/Books/State-Youth-Policy.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 18.08.2014).

    Гурова, Е. В., Суркова, Е. Г. (2012) Способность к творческой самореализации молодых людей с различной сиблинговой позицией в семье // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 285–288.

    Ефимова, О. Ю. (2013) Социальная мобильность молодежи из бедных семей: опыт пилотажного исследования // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 270–273.

    Живица, Е. Ю., Мацуев, А. Н. (2004) Научная конференция «Высшее образование для XXI века» // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 185–186.

    Журавлев, А. Л. (2010) Социально-психологические факторы обмена знаниями в организации // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 51–54.

    Ильинский, И. М. (2005) Молодежь как будущее России в категориях войны // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 5–17.

    Ильинский, И. М. (2010a) Образование в целях оглупления // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 3–30.

    Ильинский, И. М. (2010b) Куда идем, родимое образование?.. (Беглые заметки по поводу законопроекта «Об образовании в Российской Федерации») // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 3–26.

    Ильинский, И. М. (2010c) О ситуации, некоторых прогнозах и стратегиях развития негосударственного высшего профессионального образования в России в связи с демографической ямой // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 4–15.

    Ильинский, И. М. (2014a) «Знание — понимание — умение» как формула перспективной научной и образовательной политики // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 5–17.

    Ильинский, И. М. (2014b) Воспитание в уважении и любви // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 5–10.

    Ильинский, И. М., Луков, Вал. А. (2008a) Государственная молодежная политика в России: философия преемственности и смены поколений // Знание. Понимание. Умение №4. С. 5–14.

    Ильинский, И. М., Луков, Вал. А. (2008b) Закон о молодежи: от идеи к политике и снова к идее // Закон о молодежи: Документы и материалы по истории становления государственной молодежной политики в России : в 2 т. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Т. 1. С. 7–24.

    Карпухин, О. И. (2006) Образование. Молодежь. Человек // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 233–235.

    Ковалева, А. И. (2006) От комсомольского строительства к теории организаций // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 21–24.

    Ковальчук, Я. В. (2012) Выбор ценностей в современных субкультурах молодежи мегаполиса // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 309–312.

    Колин, К. К. (2012) Биосоциология молодежи и проблема интеллектуальной безопасности в информационном обществе // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 156–162.

    Котова, К. А. (2012) Деятельность в региональных молодежных политических организациях: сравнительный анализ форм активности // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 307–309.

    Кочнев, С. В. (2010) Участие молодежи в развитии местного самоуправления // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 86–91.

    Криворученко, В. К. (2013) Молодежная политика — взгляд ученого и практика // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 78–87.

    Курганская, М. Я. (2012) Жизненная позиция и общественная полезность трудовой деятельности как социологические показатели молодежного патриотизма // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 267–270.

    Лапшин, В. А. (2013) Структурные компоненты человеческого потенциала // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 259–263.

    Левичева, В. Ф. (2012) Социальное самоопределение молодежи // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 322–324.

    Локтионова, Е. С. (2012) Разработка многосторонней системы трудоустройства молодых специалистов в городе Москве // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 270–273.

    Луков, Вал. А. (2005a) Студент и его вуз: анализ мониторингового исследования // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 150–154.

    Луков, Вал. А. (2005b) Хип-хоп культура // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 147–151.

    Луков, Вал. А. (2005c) Студенты Москвы: ожидание перемен? // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 183–188.

    Луков, Вал. А. (2007a) Молодежная политика и возможности ее гуманитарной экспертизы // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 155–157.

    Луков, Вал. А. (2007b) Теории молодежи: пути развития (начало) // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 70–82.

    Луков, Вал. А. (2007c) Теории молодежи: пути развития (окончание) // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 87–98.

    Луков, Вал. А. (2008) Молодежь в свете перспектив человека и общества // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 21–30.

    Луков, Вал. А. (2009) Теории молодежи: апология их неисчерпаемости // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 58–65.

    Луков, Вал. А. (2012a) Биосоциология молодежи и будущее гражданского общества // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 13–19.

    Луков, Вал. А. (2012b) Биосоциология молодежи: экспертные оценки изменений в новых поколениях // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 146–156.

    Луков, Вал. А. (2012c) Биосоциология молодежи: экспертные оценки изменений в обществе, связанных с увеличением продолжительности жизни // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 77–83.

    Луков, Вал. А., Алиев, В. В., Гневашева, В. А., Луков, С. В., Намлинская, О. О., Погорский, Э. К., Тихомиров, Д. А., Фальковская, К. И., Цогоев, В. В., Шугальский, С. С., Шустова, Е. А. (2014) О реализации в российском обществе инновационного потенциала новых поколений [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 1 (январь — февраль). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/1/Lukov_et-al_New-Generations-Innovative-Potential/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 18.08.2014).

    Луков, Вал. А., Курганская, М. Я. (2012) Патриотические ценностные ориентации // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 316–317.

    Луков, Вал. А., Лапшин, В. А. (2010) Человеческий потенциал и повседневность // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 211–215.

    Луков, Вал. А., Погорский, Э. К. (2011) Информатика и новая информационная реальность: философский взгляд // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 289–293.

    Луков, Вал. А., Юдин, Б. Г. (2009) К концепции интернет-проекта «Человеческий потенциал России» // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 251–256.

    Луков, Вл. А. (2005) Мировая университетская культура // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 30–38.

    Луков, Вл. А. (2007) Международные конференции «Высшее образование для XXI века»: первые итоги // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 226–228.

    Луков, С. В. (2009) Сотрудничество вузов России и Германии в аспекте диалога организационных культур // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 162–166.

    Луков, С. В. (2011) Проблема совместимости организационных культур в международных образовательных проектах // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 40–46.

    Луков, С. В., Боков, В. И. (2014) Проблемы социализации на страницах журнала «Знание. Понимание. Умение» // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 327–335.

    Луков, С. В., Погорский, Э. К. (2010) Болонский процесс как реакция на американизацию высшего образования // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 62–66.

    Любимцева, Ю. С. (2010) Содержательный анализ традиционных и инновационных подходов в сфере устройства детей-сирот // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 228–232.

    Меркулов, П. А. (2012) Международные стандарты формирования государственной молодежной политики // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 101–105.

    Меркулов, П. А. (2013) Реализация государственной молодежной политики в Орловской области // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 60–64.

    Намлинская, О. О. (2004) Вуз государственный vs. вуз негосударственный: московские студенты о своих вузах. Данные социологического исследования // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 117–126.

    Намлинская, О. О. (2005) Научно-практическая конференция «Молодежная политика и молодежное движение в России: 15 лет перемен» // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 233–234.

    Намлинская, О. О. (2006) Русская национальная идентичность в молодежной среде // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 211–218.

    Овчинская, Е. В. (2011) Изменение практик телепотребления российской молодежи в условиях развития информационно-коммуникационных технологий // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 295–299.

    Першуткин, С. Н. (2011) Молодежь «в категориях войны» // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 102–107.

    Плаксий, С. И. (2012) Болонский процесс в России: плюсы и минусы // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 8–12.

    Плотников, А. Д. (2006) Молодая семья // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 201–202.

    Пономарев, А. В. (2008) Воспитательный потенциал студенческого самоуправления // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 106–110.

    Ромашова, Л. О. (2013) Противоречия в профессиональном самоопределении молодежи // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 179–182.

    Ручкин, Б. А. (2012) Молодежь и общество: двадцать лет спустя (демографическая ситуация) // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 83–91.

    Ручкин, Б. А., Королев, А. А. (2013) БАМ: уроки истории (к 95-летию создания ВЛКСМ) // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 136–143.

    Ручкин, Б. А., Мухамеджанов, М. М. (2008) Непознанное наследие комсомола (К 90-летию создания ВЛКСМ) // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 104–115.

    Савинкова, Ю. В. (2012) Телевизионные предпочтения молодежи // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 313–316.

    Селиверстова, Н. А. (2005) Читательские интересы молодежи // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 156–157.

    Селиверстова, Н. А. (2009) Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в прочтении студентов (анализ дневников читателей) // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 194–204.

    Селиверстова, Н. А. (2011) Социальные практики чтения контента Интернета в студенческой среде // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 213–217.

    Селиверстова, Н. А. (2012) Читательские интересы молодежи // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 324–326.

    Сикорская, Л. Е. (2009) Волонтерство как форма трудового воспитания студенческой молодежи // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 163–168.

    Сикорская, Л. Е. (2011) Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 213–217.

    Ситаров, В. А. (2006) Воспитание жизнеспособных поколений: позиция И. М. Ильинского // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 24–28.

    Суркова, Е. Г., Гурова, Е. В. (2012) Способность к созиданию и преобразованию собственной жизни у юношей и девушек, относящих себя к представителям молодежных субкультур // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 262–268.

    Тихомиров, Д. А. (2009) Добрачные сожительства в Москве как новая составляющая матримониального поведения молодежи // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 106–110.

    Усманов, Б. Ф. (2012) Молодежь и перспективы политического процесса в России // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 79–83.

    Хайруллина, Н. Г. (2014) Установки толерантного сознания тюменской молодежи // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 183–193.

    Чибисова, О. В. (2012) Молодежные субкультуры в меняющемся мире // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 198–201.

    Шугальский, С. С. (2012) Развлечения молодежи в социокультурной среде мегаполиса // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 178–184.

    Шугальский, С. С. (2013) Социальные практики развлечений молодежи в ночном клубе // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 268–272.

    Шудегов, В. Е. (2011) Высшая школа в свете новых тенденций в российском законодательстве об образовании // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 14–20.

    Юдин, Б. Г. (2011) О подготовке студентов к ответственному проведению исследований // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 21–26.

    Явон, С. В. (2012) Жизненное самоопределение российской молодежи // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 174–178.

    Явон, С. В. (2013) Жизненные цели и социальное самочувствие региональной молодежи: внутривозрастная специфика // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 120–127.

    Категория: Наука о комсомоле | Добавил: komsomol-100 (06.02.2016)
    Просмотров: 1320 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2024