Главная| Каталог статей| Мой профиль | Регистрация| Выход | Вход
 
Четверг, 01.10.2020, 16:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Комсомол в лицах [104]
Твои герои, комсомол [20]
Наука о комсомоле [28]
Сегодняшняя молодежь. [91]
Верность традициям
Лауреаты премии ВЛКСМ [7]
Стихи о комсомоле [30]
Комсомольская летопись эпохи [67]
Интервью. воспоминания, статьи
Пионерия [40]
Имя России [11]
Послесловие к известному проекту канала "Россия"
Молодежь и культура [8]
История страны [13]
Твои люди, комсомол [9]
Прощание [2]
Великая Отечественная... [2]
Твои памятники, комсомол [6]
Наш видеозал [2]
Наш комсомол
  • ЛКСМ. Москва.

  • Ленинский Комсомол (ЛКСМ РФ) Москва

  • Ветераны комсомола

  • Не расстанусь с комсомолом. Комсомол 100.

  • История комсомола Казахстана

  • Комсомольская юность моя

  • Комсомол -100 лет. Тверь.

  • Воспитанники комсомола-Мое Отечество

  • Комсомольская юность моя (Ивановская область)

  • Комсомольская площадь (Нижний Новгород)

  • Из истории Челябинской областной организации

  • Сайт ветеранов комсомола(Омск)

  • Ветераны Ярославской области

  • Наш опрос
    Есть ли будущее у комсомола?
    Всего ответов: 1119
    Вход

    Поиск
    Статистика

    clock counter Яндекс.Метрика
    Главная » Статьи » Пионерия

    Комсомольская и пионерская организации в системе коммунистического воспитания

      Н.Е.Ковалев и др., "Введение в педагогику"
    "Просвещение", Москва, 1975 г.

    Больше половины населения СССР составляют молодые люди в возрасте до 30 лет. Поэтому невозможно переоценить огромную роль Ленинского комсомола в общественно-политической жизни нашей страны, объединяющего в своих рядах 34 миллиона юношей и девушек. Во всех областях коммунистического строительства комсомол являлся испытанным вожаком советской молодежи. «Центральной задачей комсомола, — подчеркнул в своем докладе на XXIV съезде КПСС Л. И. Брежнев, — были и остаются воспитание молодежи в духе коммунистической идейности, преданности нашей Советской Родине, в духе интернационализма, активная пропаганда норм и духовных ценностей нашего общества».
    В. И. Ленин неоднократно указывал, что мощным средством воспитания масс является вовлечение широких кругов трудящихся в общественную и государственную жизнь. Особенно остро подчеркивал это Ленин, обращаясь к комсомолу. «Как должно учиться коммунизму молодое подрастающее поколение?» — поставил он вопрос в своей речи на III съезде комсомола и далее разъяснил, что учиться коммунизму молодежь может, только связывая каждый шаг своего учения, воспитания и образования с активной общественной работой, с участием в борьбе трудящихся против капитализма. Ленин учил, что юноша или девушка, вступая в Коммунистический Союз Молодежи, берет на себя обязанность помогать партии строить коммунизм и своим примером вовлекать все молодое поколение в строительство коммунистического общества.
    Следуя ленинским заветам, комсомол всегда стоял в первых рядах на самых трудных и опасных участках в годы гражданской и Отечественной войн, на ответственных и нелегких работах в годы мирного труда на заводах и фабриках, в сельском хозяйстве и на транспорте, в шахтах и на строительных лесах, в области культурного строительства и идеологической борьбы. «Комсомол всегда был и остается боевым резервом и надежным помощником партии», — отметил в своей речи на XVII съезде ВЛКСМ Л. И. Брежнев. Высоко оценив вклад советской молодежи в дело строительства коммунизма, он указал задачи, которые призвана решать комсомольская организация. Речь Л. И. Брежнева является программным документом деятельности комсомола на ряд ближайших лет.
    Круг задач комсомола растет во всех областях нашей жизни. Велика и ответственна роль комсомольской организации в деле коммунистического воспитания детей и учащейся молодежи, «Воспитание учащихся, работа с пионерами должны постоянно находиться в повестке дня всех комсомольских организаций как один из главных вопросов», — подчеркнул Л. И. Брежнев в своей речи на съезде.
    В центре внимания школьного комсомола стоят вопросы коммунистического воспитания подрастающего поколения, повышения успеваемости учащихся, приобретения школьниками глубоких и прочных знаний, развития познавательных потребностей и интересов, стремления и умений самостоятельно приобретать знания и творчески применять их в жизни, на практике.
    С целью расширения кругозора школьников и формирования у них интереса к овладению знаниями организуются экскурсии в музеи, научные учреждения, лаборатории и кабинеты вузов, на предприятия и в природу, проводятся читательские н теоретические конференции, лекции ученых и других специалистов, тематические утренники и вечера. Проявляя заботу о вооружении школьников умениями самостоятельно овладевать знаниями, комсомольские комитеты в ряде школ проводят конкурсы на лучшие конспекты и сочинения, организуют семинары «Учись учиться», в которых учителя или другие специалисты вооружают учащихся умениями слушать и записывать лекции, работать с книгой, выбирать нужную литературу и т. д.
    Школьные комсомольские организации активно участвуют сами и мобилизуют всех учащихся на самообслуживание, ремонт школьных зданий и мебели, благоустройство и озеленение усадьбы школы, строительство спортивных площадок и летних оздоровительных лагерей, радиофикацию школ, изготовление учебных пособий, шефство над детскими дошкольными учреждениями, оказание тимуровской помощи инвалидам Отечественной войны и престарелым и т. д. Комсомольцы сельских школ — это душа ученических сельскохозяйственных бригад; они организуют шефство над телятниками, птицефермами. Школьные комсомольские организации являются инициаторами развертывания разнообразной внеклассной работы: проведения политинформаций и политбесед, работы кружков, создания спортивных секций и команд, организации вечеров, утренников, соревнований и конкурсов, проведения этических диспутов, встреч со знатными людьми, туристических походов и т. д.
    Основной способ влияния комсомольцев на товарищей — это личный пример, убеждение, принципиальная критика на собраниях и в стенной печати случаев нерадивого отношения к учебе, недостатков в поведении, а вместе с тем оказание товарищеской помощи нуждающимся в ней сверстникам или младшим школьникам.
    Большой важности задачей школьной комсомольской организации является работа по профессиональной ориентации учащихся, оказание им помощи в выборе профессии. Вместе с учителями комитет комсомола информирует школьников о различных профессиях, прежде всего о тех, в которых нуждаются предприятия ближайшего окружения. С этой целью проводятся экскурсии и встречи с представителями данных профессий, обсуждение соответствующих кинофильмов и читательские конференции, диспуты и дискуссии. Широко обсуждаются эти вопросы на комсомольских и ученических собраниях с приглашением на них комсомольцев с предприятий — молодых рабочих или колхозников, квалифицированных специалистов, родителей школьников.
    Несомненны успехи, достигнутые школьным комсомолом: выросли численно и окрепли организационно школьные комсомольские организации, обогатились формы и методы их работы. Однако задачи, поставленные перед школами XXIV съездом КПСС, требуют дальнейшего повышения роли школьных комсомольских организаций в коммунистическом воспитании учащихся. Этим вопросам был посвящен IV Пленум ЦК ВЛКСМ, проходивший в июне 1972 г. Принятое на нем постановление обязывает комсомольские комитеты улучшить работу с комсомольским активом школ, повысить роль комсомольских организаций в учебно-воспитательной работе с детьми и подростками, активно помогать школе решать стоящие перед ней задачи в области идейно-политического и трудового воспитания, борьбы за повышение качества знаний, лучшей организации свободного времени, эстетического и физического воспитания, проявляя заботу о всестороннем развитии каждого школьника.
    Школьные комсомольские организации несут ответственность перед партией и комсомолом за воспитание Всесоюзной пионерской организации, объединяющей в своих рядах 25 миллионов детей и с гордостью носящей имя великого Ленина. Постановление ЦК КПСС, посвященное 50-летию пионерской организации, отмечает, что она является важным звеном в системе коммунистического воспитания подрастающего поколения, активно способствуя воспитанию в каждом школьнике лучших черт советского гражданина. «Она оказывает, — говорится в этом постановлении, — повседневную помощь школе в борьбе за глубокие и прочные знания, в приобщении детей к общественно полезному труду, охране природы, широкой тимуровской работе». Пионерская организация — это детская коммунистическая организация. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что участие детей в революционной борьбе — явление, вполне закономерное. «Женщины и дети с 13 лет, — писал он в 1916 г., накануне решительных боев российского пролетариата с буржуазией, — боролись во время Коммуны наряду с мужчинами. Иначе не может быть и при грядущих битвах за низвержение буржуазии» (1).
    Огромную практическую помощь комсомолу в организации и руководстве пионерами Страны Советов оказывала Н. К. Крупская. Пропагандируя значение этой организации при ее зарождении, она писала: «Юные пионеры стремятся воспитать в своих членах коллективистические инстинкты, потребность разделять и радость и горе с коллективом, привычку не отделять своих интересов от коллектива, мыслить себя как члена коллектива... воспитать коммунистическое сознание ребят, помогая им осознать себя членами рабочего класса, борющегося за счастье человечества, членами великой армии международного пролетариата... Чем раньше будут втягиваться ребята в детское движение, тем лучше» (2).
    Коммунистическая партия основной задачей пионерской организации считает политическое воспитание детей и подростков: сделать понятными и близкими для них цели, за которые борются Коммунистическая партия и комсомол, формировать в детях желание и готовность активно участвовать в борьбе за строительство коммунизма. В то же время партия предупреждала, что решать эту задачу лишь путем бесед и чтения книжек или газет нельзя. Нужно увлечь пионеров практическими делами, используя присущие детскому возрасту формы. Причем вся работа в пионерской организации должна строиться на основе развертывания широкой самодеятельности детей снизу и обеспечения одновременно педагогического руководства сверху.
    На протяжении всей своей истории пионерская организация горячо откликалась на призывы партии и комсомола принять посильное участие в решении задач, стоявших перед страной на том или ином этапе ее истории. За активное участие в строительстве социализма большая группа пионеров была награждена правительственными орденами и медалями. Более 40 тысяч детей и подростков только Ленинграда и Москвы получили ордена и медали за боевые подвиги на фронтах в годы
    --------------------------------------------------------------------------
    1. Ленин В. И. Военная программа пролетарской революции. —Полн. собр. соч. Изд. 5-е, т. 30, с. 137
    2. Крупская Н. К. Международная детская неделя,— Пед соч. в 10-т т., т. 5. М., 1959, с. 93.
    --------------------------------------------------------------------------
    Великой Отечественной войны. «Летопись детского движения богата примерами патриотизма, самоотверженности, подлинного героизма», — отмечает постановление ЦК КПСС, посвященное 50-летию пионерской организации. Славные традиции своей организации пионеры-ленинцы продолжают и в наши дни, подтверждая всеми своими делами верность торжественному обещанию — горячо любить Родину, учиться и жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия. Трудовая деятельность пионеров, их общественно полезная работа важна не столько своими материальными результатами, сколько решением задач коммунистического воспитания подрастающего поколения. Здесь реализуется ведущий принцип деятельности пионерской организации — связь с жизнью, с практикой коммунистического строительства, ее общественно-политическая направленность.
    Во всей жизни и работе пионерская организация неуклонно следует принципу учета возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков, стремится обеспечить романтику, и занимательность пионерских дел. Организация юных пионеров, писала Н. К. Крупская, не может быть похожа на организацию взрослых, но духом коммунизма она должна быть пропитана. Ребята есть ребята. Поэтому юные пионеры отводят игре широкое место. Игра есть потребность растущего детского организма... Но есть игра и игра. Есть игры, вырабатывающие жестокость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, имеющие громадное воспитывающее значение, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде и т. д. и т. п. Путем игры можно воспитать зверя, путем игры можно воспитать и коммуниста. Юные пионеры берут на себя эту последнюю задачу. Комсомольцы приходят им в этом на помощь» (1), — подчеркнула Н. К. Крупская.
    Конечно, романтика и занимательность не сводятся к играм и приключениям, к внесению в жизнь пионеров чего-то необычного, таинственного. Романтика может быть в любом деле, если оно вызывает у детей интерес, если в его подготовке и проведении проявляется самостоятельность и инициатива пионеров. Поэтому романтика и занимательность вносятся в повседневные, будничные дела детей и подростков, и прежде всего в их общественно полезную работу, в трудовую деятельность, являясь одним из чрезвычайно важных руководящих положений в пионерской организации.
    Много новых дел и интересных начинаний появилось в пионерской организации по мере ее развития и накопления опыта
    -----------------------------------------------------------------------------
    1. Крупская Н. К. Международная детская неделя.— Пед. соч. в 10-ти т., т. 5, с, 94—95.
    -----------------------------------------------------------------------------
    коммунистического воспитания детей. Всесоюзный марш «Всегда готов!», многообразные дела в связи с различными маршрутами («В страну знаний», «Равнение на пионерское знамя»), увлекательные операции — «Зеленый друг», «Золотой колос», «Пионерская сталь», «Чукотка» и другие, военизированные игры н походы, краеведческие походы и экскурсии, рейды разведчиков — красных следопытов и многие другие формы работы прочно вошли в практику работы пионерской организации.
    Одной из главных задач пионерской организации является содействие школе в выполнении закона о восьмилетнем всеобуче и в осуществлении перехода ко всеобщему среднему образованию. Основное внимание пионерские дружины и отряды, обращают на воспитание у школьников сознательного отношения к учению, стремления к овладению знаниями. Центральный Комитет партии в постановлении о 50-летии пионерской организации подчеркнул необходимость повышать роль пионерских организаций в жизни школы. «Всей своей деятельностью, — говорится в этом постановлении, — они призваны воспитывать у школьников сознательную дисциплину, высокую культуру поведения, честность и принципиальность, глубокое понимание того, что хорошая и отличная учеба — их главный гражданский долг». В школах организуются посты всеобуча, группы пионерской взаимопомощи; среди учащихся развертывается движение под лозунгами: «За отряд без «двоек»», «Ни одного отстающего рядом», «За дом отличной учебы» и другие, проводятся пионерские рейды и сборы на соответствующие темы («Учеба — твой главный труд», «Для чего человек учится», «Знания нужны, вдк винтовка в бою»). В отрядах проводятся предметные викторины, конкурсы и олимпиады, тематические вечера и предметные недели. Получили развитие «малые Тимирязевки», клубы и общества друзей науки.
    Школа и пионерская организация имеют одну цель — коммунистическое воспитание детей и подростков. В своем влиянии на учащихся, используя специфические, присущие им формы и методы работы, они взаимно обогащают, друг друга. Учителя оказывают пионерской организации повседневную помощь. Отнюдь не подавляя инициативу и самодеятельность пионеров и не подменяя руководящую роль комсомола, они тактично осуществляют педагогическое влияние на работу пионерской организации школы и класса и стремятся проводить внеклассную воспитательную работу, опираясь на пионерскую организацию.

    http://www.detskiysad.ru/ped/ped056.html

    Категория: Пионерия | Добавил: komsomol-100 (03.01.2009)
    Просмотров: 3872 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2020