Главная| Каталог статей| Мой профиль | Регистрация| Выход | Вход
 
Пятница, 26.04.2024, 19:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Комсомол в лицах [104]
Твои герои, комсомол [20]
Наука о комсомоле [28]
Сегодняшняя молодежь. [91]
Верность традициям
Лауреаты премии ВЛКСМ [7]
Стихи о комсомоле [31]
Комсомольская летопись эпохи [72]
Интервью. воспоминания, статьи
Пионерия [43]
Имя России [11]
Послесловие к известному проекту канала "Россия"
Молодежь и культура [8]
История страны [13]
Твои люди, комсомол [10]
Прощание [2]
Великая Отечественная... [3]
Твои памятники, комсомол [6]
Наш видеозал [7]
Юбилей [17]
Наш комсомол
  • ЛКСМ. Москва.

  • Ленинский Комсомол (ЛКСМ РФ) Москва

  • Ветераны комсомола

  • Не расстанусь с комсомолом. Комсомол 100.

  • История комсомола Казахстана

  • Комсомольская юность моя

  • Комсомол -100 лет. Тверь.

  • Воспитанники комсомола-Мое Отечество

  • Комсомольская юность моя (Ивановская область)

  • Комсомольская площадь (Нижний Новгород)

  • Из истории Челябинской областной организации

  • Сайт ветеранов комсомола(Омск)

  • Ветераны Ярославской области

  • Наш опрос
    Есть ли будущее у комсомола?
    Всего ответов: 1228
    Вход

    Поиск
    Статистика

    clock counter Яндекс.Метрика
    Главная » Статьи » Наука о комсомоле

    Международные организации как важный фактор мирового социального прогресса
    Во Всеобщей декларации прав человека (ст. 27) провозглашено право свободно участвовать в культурной жизни общества, заниматься творческой деятельностью, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. При этом каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.
    Вся деятельность ЮНЕСКО направлена на обеспечение этих прав в соответствии со своим Уставом, который предусматривает, наряду с невмешательством во внутренние дела государств, «неприкосновенность и плодотворное многообразие их культур» (п. 3, ст. 1). Согласно Всеобщей декларации прав человека, идеал свободной личности может быть осуществлен лишь тогда, когда будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться как своими экономическими, социальными и культурными правами, так и своими гражданскими и политическими правами. Это утверждается в преамбуле Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах[15].
    В развитие этих идей и положений ЮНЕСКО разработала и ввела в действие нормативные акты в сфере культурной деятельности. В 1966 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Декларацию принципов международного культурного сотрудничества, в которой подчеркивается, что развитие собственной культуры — право и долг каждого народа и что это право является одной из целей международного культурного сотрудничества, которое сводится к обеспечению «каждому человеку доступа к знаниям и возможности наслаждаться искусством и литературой всех народов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни»[16].
    Важнейшим документом ЮНЕСКО в области культуры, принятым ее Генеральной конференцией, является Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), в которой впервые в истории заявляется, что человечество владеет общим наследием и, следовательно, должно совместно обеспечить его сохранение. Основные параметры этой Конвенции и новаторское ее значение состоят в том, что она сводит воедино охрану культурного и природного наследия и обеспечивает постоянную юридическую, административную и финансовую основу для международного сотрудничества в этой области. Она также вводит особое понятие «всемирное наследие», значение которого выходит за рамки политических и административных границ.Согласно Конвенции, под Всемирным культурным и природным наследием понимается дело рук человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии и антропологии.
    В соответствии с этой Конвенцией государства-члены выявляют, сохраняют и популяризируют для передачи будущим поколениям культурное и природное наследие, а также проводят общую политику, направленную на придание культурному наследию определенных функций в общественной жизни. При этом каждое государство обязуется не принимать каких-либо действий, которые могли бы причинять прямо или косвенно ущерб культурному и природному наследию[17].Для реализации Конвенции при ЮНЕСКО был учрежден Комитет всемирного наследия и составлен Список объектов всемирного наследия, в который включено 690 уникальных памятников природы и культуры в 122 странах. Кроме того, определен красный список в количестве 30 из 690 объектов, находящихся под угрозой[18].
    По состоянию на 2002 г. 164 государства присоединились к Конвенции ЮНЕСКО по сохранению культурного и природного наследия[19]. ЮНЕСКО проводит большую работу по оказанию содействия ряду государств для завершения идентификации всемирного наследия, обеспечения постоянного репрезентативного и авторитетного характера Списка всемирного наследия, содействия должной защите его объектов и управления ими, обеспечения более систематического мониторинга объектов всемирного наследия и расширения осведомленности общественности и поддержки с ее стороны.
    ЮНЕСКО постоянно разрабатывает концептуальные подходы к культуре. Самое значительное место занимают формирование и разработка самой политики в области культуры. С этой целью были проведены конференции в Монако (1967 г.), в Венеции (1970 г.) и другие формы ЮНЕСКО. Значительное место в этой политике заняла Всемирная конференция по политике в области культуры в Мехико (1982 г.), в которой приняли участие 26 международных организаций системы ООН, 55 межправительственных организаций, 179 неправительственных организаций и 37 фондов[20].
    В «Декларации Мехико по политике в области культуры» сказано, что «в самом широком смысле слова культура может рассматриваться как совокупность ярко выраженных черт, духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, характеризующих общество или социальную группу»[21].
    В этой Декларации заметна эволюция понятия культуры — переход от традиционного понимания культуры как литературы и искусства к более широкому представлению, которое включает разнообразие образов жизни, системы ценностей, прав человека, патриархальных традиций и религиозного разнообразия. Такое понимание культуры и предопределило необходимость регулирования процессов культуры на международном уровне.
    Центральным вопросом конференции было утверждение понятия «культурная самобытность», которое предусматривает защиту традиций, истории и моральных, духовных и этических ценностей прошлых поколений, но она тем не менее не означает приверженности традиционализму, ухода в прошлое и иммобилизма. На конференции отмечалось, что, высоко оценивая наследие прошлого, культура включает также в силу динамики всякой культурной и общественной жизни настоящее, современное творчество, конечные цели и ценности, вдохновляющие будущее. Эти ценностные ориентации культуры связаны с особенностями конкретной цивилизации, с тем, чтобы обеспечить настоящее, сохранить жизнь и национальный культурный характер народа. Право на культуру — это прежде всего право народа распоряжаться своей судьбой, право устанавливать свои политические системы. Было подчеркнуто, что законное требование самобытности не означает замыкание в себе, а предполагает установление отношений на основе взаимного обогащения путем диалога культур в рамках сотрудничества между свободными и равными партнерами.
    Исключительно важное значение имеет решение 41-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1986 г. о провозглашении Всемирного десятилетия развития культуры (1988-1997 гг.). Основными целями этого десятилетия были определены следующие: выделение культурного аспекта в общем процессе развития; утверждение и обогащение самобытности культуры; расширение участия народов всех стран в развитии культуры; укрепление международного культурного сотрудничества[22]. Это были те самые цели, которые провозглашались ЮНЕСКО в качестве основ культурной политики для всех стран, начиная с обсуждения их в 1967 г. в Монако и затем на всех последующих конференциях и встречах по вопросам культуры.
    Программа по реализации Десятилетия развития культуры включала три области деятельности ЮНЕСКО в этой сфере: «Международное сотрудничество в области культуры», «Сохранение и обогащение культурной самобытности», «Культура в целях развития», «Сохранение и возрождение культурного наследия». В соответствии с этими направлениями в ЮНЕСКО были разработаны многочисленные и разнообразные проекты по широкому спектру тем.
    С 1993 г. началась реализация программы Десятилетия. В 1994–1995 гг. начались осуществляться 250 проектов, которым была присвоена эмблема Десятилетия. Из них более ста получили финансовую поддержку ЮНЕСКО в размере 1,5 млн. долларов[23].Основная цель Десятилетия — соединить культуру и развитие. Подлинное развитие основывается на использовании людских ресурсов и материальных возможностей каждого общества, однако задачи и цели развития следует определять, исходя из требований культуры. Эта потребность вызвана тем, что современный мир с его тяготением к глобализации порождает, с одной стороны, в массовых формах обмен идеями, интенсивное развитие торговли, расширение контактов между народами, а с другой — опасную унификацию культурных ценностей, усугубляет неравенство возможностей для достижения прогресса на международном уровне. Это в одинаковой степени касается как промышленно развитых стран, так и развивающихся, где вследствие увлечения чисто экономическими целями предается забвению собственная культура, из-за чего страдает ее творческое многообразие. Поэтому ЮНЕСКО и поставила задачу выработать управленческие механизмы взаимосвязи культуры и развития с тем, чтобы обеспечить условия для раскрытия творческой индивидуальности каждого, избежать стандартизации, способствовать созданию равных возможностей для самовыражения различных культур и их более плодотворных обменов. Этому должны служить четыре задачи Десятилетия: признание культурного аспекта развития, которое сводится к взаимосвязи экономики и национальной культуры; утверждение и обогащение культурной самобытности как развитие творческого потенциала и инициатив на индивидуальном и коллективном уровнях; расширение участия в культурной жизни с помощью мобилизации как личности, так и общества во имя обеспечения прав человека, доброй воли и духовного раскрепощения; развитие международного интеллектуального сотрудничества через взаимосвязь культуры разных народов для их обогащения и утверждения незыблемости человеческих истин[24].
    Для реализации этих планов в соответствии с решениями ООН и ЮНЕСКО в 1992 г. была создана Всемирная комиссия по культуре и развитию, возглавляемая бывшим Генеральным секретарем ООН Пересом де Куэльяром. В 1995 г. Комиссия представила ЮНЕСКО доклад «Наше творческое разнообразие», в котором говорится о необходимости «поставить культуру во главу угла», содержатся рекомендации по руководству политикой в сфере культуры и развития. Как подчеркнул П. де Куэльяр, именно «культура дает ключ к устойчивому человеческому развитию на основе солидарности», ибо «развитие берет свое начало в человеческой культуре» и «в будущем модели развития должны быть сосредоточены на человеке и должны способствовать укреплению культурных ценностей, а не наносить им ущерб»[25]. В этой связи необходимо подчеркнуть самую тесную связь между культурой и образованием, поскольку развитие может наполниться культурой только в том случае, если оно сначала впитает в себя образование и если, в свою очередь, образование будет эффективно содействовать становлению личности в ее собственной культуре.
    Главным в названном документе является анализ вопроса о соотношении культуры и развития, о том, что культура в современном обществе служит надежным средством достижения намеченных целей развития, механизмом содействия и обеспечения устойчивого роста. При этом подчеркивается несомненная важность и универсальная ценность экономического роста[26].
    Культура и развитие, которые рассматриваются как взаимосвязанные и дополняющие друг друга культурные аспекты жизни человека, имеют более важное значение, чем экономический рост. Это положение следует понимать в том смысле, что товары и услуги представляют ценность лишь потому, что они расширяют возможности жить в соответствии с нашими интересами, потребностями и ценностями.
    В докладе Комиссии особое внимание обращено на необходимость переосмысления политики в области культуры в плане содействия более широкому международному признанию культурных прав. Учитывая, что многие социальные группы и отдельные лица, подвергающиеся преследованиям в области культуры, не находят адекватных средств правовой защиты, Комиссия рекомендовала составить реестр всех культурных прав, которые не охраняются действующими международными актами, чтобы иметь возможность внести коррективы в действующие нормы международного права для защиты культурных прав человека.
    Комиссия предложила также составить кодекс поведения в области культуры, который мог бы служить основой правового регулирования в культурных процессах[27]. Было рекомендовано стимулировать сравнительные исследования в отношении меняющихся форм участия в культурной жизни. Обращалось также внимание на необходимость содействия деятельности коренных народов по активизации их культурного развития, оказывать поддержку народной музыке на местном уровне, обеспечивать многосторонние режимы авторского права и смежных прав с тем, чтобы наиболее полно удовлетворять культурные потребности, более гармонично развивать связи между творческими работниками и гражданским обществом[28].
    Доклад «Наше творческое разнообразие» в декабре 1996 г. был представлен Генеральной конференцией ЮНЕСКО и Генеральной Ассамблеей ООН. По итогам обсуждения доклада была принята конкретная программа мероприятий, получившая название «Международная повестка дня», в которой дается новое видение отношений между культурой и развитием. Был дан ряд рекомендаций, в которых, в частности, указывалось на необходимость публиковать независимый ежегодный доклад по культуре и развитию; готовить новые стратегии развития, в которых учитывались бы аспекты культуры; привлекать в международных масштабах добровольцев для работы в сфере культурного наследия; разработать Международный план, касающийся обеспечения равенства мужчин и женщин; обеспечить защиту культурных прав как одного из прав человека; содействовать развитию прав средств массовой информации и их саморегламентирования; обеспечить внедрение глобальной этики в сферу управления и организовать Встречу на высшем уровне по вопросам культуры и развития[29].
    В этом контексте важную роль сыграла «Межправительственная конференция по политике в области культуры в интересах развития» (апрель 1998 г., Стокгольм), которая подтвердила основные принципы «Декларации Мехико» по политике в области культуры. Указанная Конференция приняла «План действий по политике в области культуры в интересах развития». В Плане с особой силой подчеркнуто, что «устойчивое развитие и расцвет культуры взаимозависимы», и одновременно подчеркнуты пять целей деятельности, рекомендуемые государствам-членам:
    ·     превратить политику в области культуры в один из ключевых элементов стратегии развития;
    ·     поощрять творчество и участие в культурной жизни;
    ·     укреплять политику и практическую деятельность с целью сохранения и повышения роли материального и нематериального, движимого и недвижимого наследия и содействия развитию индустрии культуры;
    ·     содействовать культурному и языковому разнообразию в рамках информационного общества и для его блага;
    ·     выделять более значительные людские и финансовые ресурсы на развитие культуры[30].
    Таким образом, в этом документе сделан следующий и очень важный шаг в понимании культуры как ключевого фактора устойчивого развития современного мирового сообщества.
    Конференция отметила, что современные процессы глобализации могут привести к установлению более тесных связей между культурами и их взаимодействию в ходе развития и что признание культурного разнообразия способствует выявлению и укреплению существующих между сообществами связей. Но для этого необходимы признание культурной самобытности, терпимость в отношении культурных различий и, как следствие, диалог культур, который во всех этих процессах играет доминирующую роль.
    Со дня своего создания ЮНЕСКО прилагает постоянные усилия для развития диалога между культурами как основополагающего элемента любой стратегии укрепления мира, содействуя прежде всего обменам между крупными регионами мира, в частности, между Востоком и Западом, оказывая тем самым помощь государствам, которые стремятся утвердить свою культурную самобытность. ЮНЕСКО в этом плане содействовала широкому осознанию того, что именуется в ее Уставе «сохранением своеобразия» культур и их взаимному обогащению. Именно международное сотрудничество, импульсом к развитию которого служит сама Организация, позволило выявить понятие общего наследия человечества, лучше узнать многочисленные культуры других народов и мобилизовать интеллектуальные сообщества для осуществления проектов, нацеленных одновременно на укрепление разнообразия и на взаимодействие культур.
    Такие глубокие по своей сути всесторонние подходы ЮНЕСКО к культурным процессам в настоящее время требуют сохранения и укрепления диалога не только между крупными культурными регионами и различными народами, но и внутри самих обществ, которые переживают глубокие преобразования.
    Интернационализация культурных обменов привела, наряду с унификацией норм и известных правил поведения, к пробуждению самосознания, этнического и национального: лингвистические и национальные сообщества энергично защищают символы своей самобытности. Хотя эти процессы могут привести к возникновению движения в сторону позитивной конвергенции культур, в результате чего появится ряд общих ценностей для многих культур, но на этом этапе ЮНЕСКО содействует диалогу культур и цивилизаций в духе его открытости с тем, чтобы люди находили общий язык независимо от культурной самобытности в интересах мира, прав человека и развития человеческого потенциала.

    [1] ЮНЕСКО. Цели, структуры, деятельность. Хроника, факты, цифры. М., 2002.

    [2] Пятьдесят лет ЮНЕСКО (1945-1946 гг.). Информационное досье. Париж, 1996. С. 3.

    [3] ЮНЕСКО. М., 2002. С. 135.

    [4] Цит. по: «Культура мира». М., 1997. С.11.

    [5] Акты Генеральной конференции. Одиннадцатая сессия. ЮНЕСКО. Париж, 1960. С. 70 (Резолюция 8).

    [6] Международное сотрудничество. 1997. № 3. С. 6.

    [7] Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 1998. С. 159-164.

    [8] ЮНЕСКО. Пересмотренная рекомендация о техническом и профессиональном образовании, принятая ГК на XVIII сессии. Париж, 19 ноября 1974. С. 5–6.

    [9] ЮНЕСКО. Деятельность в области образования во всем мире. Париж, 1995. С. 7.

    [10] См.: ЮНЕСКО. Деятельность в области образования во всем мире. С. 11; ЮНЕСКО сегодня. С. 5.

    [11] См.: Жак Делор. Образование: сокрытое сокровище. ЮНЕСКО. Париж, 1996.

    [12] См.: Реформы и развитие высшего образования. Программный документ. ЮНЕСКО. Париж, 1995. С. 19.

    [13] Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры. Париж, 1998. С. 7.

    [14] Там же.

    [15] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах// Международные акты о правах человека. С. 45–53.

    [16] Там же. С. 392.

    [17] Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993. С. 293.

    [18] ЮНЕСКО. Цели, структуры, деятельность. Хроника, факты, цифры. М., 2002. С. 99.

    [19] Там же. С. 97.

    [20] Всемирная конференция по политике в области культуры. ЮНЕСКО. Париж, 1982. С. 5; Культурная политика и художественная жизнь. М., 1996. С. 32-35.

    [21] Цит. по: Наследие и современность. Инф. сб., вып. № 7.С. 132.

    [22] Культурная политика и художественная жизнь. С. 35.

    [23] Доклад Генерального директора 1994–1995. ЮНЕСКО. Париж, 1996. С. 89.

    [24] Курьер ЮНЕСКО, декабрь, 1988. С. 6.

    [25] Доклад Всемирной комиссии по культуре и развитию: «Наше творческое разнообразие». ЮНЕСКО. Париж, 1996. С. 4.

    [26] Там же. С. 14–15.

    [27] Там же. С. 4.

    [28] Там же. С. 17.

    [29] Доклад Генерального директора 1994–1995. ЮНЕСКО. С. 55.

    [30] План действий по политике в области культуры и интересах развития. Стокгольм, 1998. С. 5–10.



     



    Источник: http://www.mosgu.ru, сайт Московского гуманитарного университета
    Категория: Наука о комсомоле | Добавил: komsomol-100 (29.01.2009)
    Просмотров: 1355 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2024