Главная| Каталог статей| Мой профиль | Регистрация| Выход | Вход
 
Пятница, 19.04.2024, 23:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Комсомол в лицах [104]
Твои герои, комсомол [20]
Наука о комсомоле [28]
Сегодняшняя молодежь. [91]
Верность традициям
Лауреаты премии ВЛКСМ [7]
Стихи о комсомоле [31]
Комсомольская летопись эпохи [72]
Интервью. воспоминания, статьи
Пионерия [43]
Имя России [11]
Послесловие к известному проекту канала "Россия"
Молодежь и культура [8]
История страны [13]
Твои люди, комсомол [10]
Прощание [2]
Великая Отечественная... [3]
Твои памятники, комсомол [6]
Наш видеозал [7]
Юбилей [17]
Наш комсомол
  • ЛКСМ. Москва.

  • Ленинский Комсомол (ЛКСМ РФ) Москва

  • Ветераны комсомола

  • Не расстанусь с комсомолом. Комсомол 100.

  • История комсомола Казахстана

  • Комсомольская юность моя

  • Комсомол -100 лет. Тверь.

  • Воспитанники комсомола-Мое Отечество

  • Комсомольская юность моя (Ивановская область)

  • Комсомольская площадь (Нижний Новгород)

  • Из истории Челябинской областной организации

  • Сайт ветеранов комсомола(Омск)

  • Ветераны Ярославской области

  • Наш опрос
    Есть ли будущее у комсомола?
    Всего ответов: 1228
    Вход

    Поиск
    Статистика

    clock counter Яндекс.Метрика
    Главная » Статьи » Наука о комсомоле

    Мошняга В. П. Международные организации как важный фактор мирового социального прогресса и развития

    Главная цель ЮНЕСКО состоит в осуществлении международного сотрудничества на основе принципов Устава ООН и своего Устава. Но если для ООН международное сотрудничество относится к сфере безопасности, то ЮНЕСКО — к области образования, социальных и естественных наук, культуры и информации.

    ЮНЕСКО своей многогранной деятельностью отстаивает право свободы личности и свободы народов вне зависимости от политических, идеологических, этнических и религиозных различий. На это направлена вся ее гуманитарная и образовательная деятельность, которая в концентрированном виде выражает основные положения Устава ЮНЕСКО — укоренять идеи мира в сознании людей. С учетом изменяющихся обстоятельств ЮНЕСКО вырабатывает новые формы участия в реализации этой идеи, наполняя ее концепциями «культуры мира и демократии».

    Главный принцип (лозунг) ЮНЕСКО — «мыслить глобально, действовать локально». Миссия ЮНЕСКО в современном мире сводится к пяти основным функциям: 1) предвидение развития науки, культуры, средств коммуникации; 2) продвижение, передача и совместное использования основных, в первую очередь, исследовательских методов в обучении и образовании; 3) нормативная деятельность, выработка, пересмотр, применение «международных законов»; 4) экспертная помощь, оказываемая государствам-членам в политике и проектах; 5) обмен специализированной информацией.

    Руководящие органы ЮНЕСКО — это Генеральная конференция, Исполнительный Совет во главе с Генеральным директором и Секретариат, штаб-квартира которого находится в Париже. Генеральная конференция является высшим и наиболее представительным органом ЮНЕСКО. Она включает полномочные делегации всех государств-членов, где каждое государство имеет один голос. Генеральная конференция собирается на очередные сессии раз в два года. Она определяет политику и общие направления деятельности ЮНЕСКО, утверждает двухгодичную программу работы и бюджет, среднесрочные (шестилетние) планы, принимает международно-правовые акты (декларации) конвенции, межправительственные рекомендации, организует наиболее важные конференции по различным проблемам образования, науки и культуры, рассматривает и утверждает международные проекты и рекомендации, входящие в компетенцию ЮНЕСКО. На таких конференциях утверждаются программы Десятилетий. В период сессий Генеральная конференция по существу превращается в крупнейший международный форум, имеющий реальную возможность административного и финансового влияния на решение проблем и многостороннего научного и культурного сотрудничества стран мира.

    Важной особенностью Генеральной конференции в последнее время является то, что ее решения принимаются с учетом баланса интересов всех стран на основе консенсуса. Это способствует процессу децентрализации политики ЮНЕСКО, которая стремится создать условия и возможности для укрепления региональных механизмов сотрудничества с тем, чтобы при ее финансовой и технической поддержке полнее отражать интересы стран мира, тех или иных регионов. Для реализации указанных целей и задач страны функционируют специализированные учреждения (центры), региональные бюро и другие структуры ЮНЕСКО.

    ЮНЕСКО сотрудничает с 588 неправительственными организациями и 4800 центрами ассоциаций и клубов, осуществляя Программы совместной деятельности. 2200 штатных и внештатных сотрудников реализуют бюджет ЮНЕСКО, составляющий ежегодно 455 млн. долларов. Бюджет ЮНЕСКО, кроме взносов государств-членов, включает и дополнительные источники финансирования. Так, в 1995 г. ЮНЕСКО получила 21 млн. долларов от Программы Развития ООН, 10 млн. долларов от Фонда народонаселения, столько же — от региональных фондов развития[3].Одним из важнейших направлений в политике ЮНЕСКО является нормотворческая деятельность, которая осуществляется с учетом разницы культур и традиций государств-членов ЮНЕСКО на договорной основе. Представители государств договариваются следовать общим правилам и на основе консенсуса принимать международные акты — Конвенции, Декларации и Рекомендации ЮНЕСКО. Эта деятельность выражается как в разработке, пересмотре и принятия текстов указанных документов, так и в наблюдении за их выполнением и нередко в помощи государствам по их внедрению.

    ЮНЕСКО много времени уделяет вопросам соблюдения прав человека в области образования, науки, культуры и информации. ЮНЕСКО осуществляет большую издательскую деятельность. Организация издает Всемирные доклады о состоянии образования, науки, культуры и коммуникации, публикуемые раз в два года; Статистический ежегодник — справочное издание, позволяющее получить данные о деятельности ЮНЕСКО во всех странах и регионах мира.

    Оценивая итоги полувековой деятельности ЮНЕСКО, ее эволюцию и политическое лицо, необходимо учитывать общую обстановку на международной арене и основные тенденции развития международных отношений в разные периоды. В статье I Устава ЮНЕСКО, не претерпевшей серьезных изменений за 50 лет, Организация ставит своей задачей содействовать укреплению мира и международной безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, соблюдения прав человека и основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН, для всех народов без различия расы, пола, языка и религии.

    Возникшая в результате победы прогрессивных демократических сил над фашизмом и милитаризмом, ЮНЕСКО активно участвует в создании системы всестороннего международного сотрудничества для устранения угрозы международному миру и безопасности народов. «Мысли о войне, — записано в первых строках Устава ЮНЕСКО, — возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира»[4].Так, XI сессия Генеральной конференции (1960 г.), приняв резолюцию «Мирные и добрососедские отношения между государствами», призвала все государства-члены руководствоваться в своих отношениях друг с другом принципами мира и сотрудничества, воздерживаться от пропаганды войны в любой форме и принимать меры для воспитания молодежи в духе международного взаимопонимания[5].

    Такие задачи международного сотрудничества и прежде всего утверждение идеалов мира, образования и культуры на основе духовной и моральной солидарности человечества ЮНЕСКО на могла бы решать, если бы она не стала универсальной организацией по составу своих участников, по принципу и характеру своей деятельности. Поэтому Устав ЮНЕСКО зафиксировал принцип суверенного равенства всех стран и невмешательства Организации в их внутренние дела, «заботясь о том, чтобы обеспечить государствам-членам независимость, неприкосновенность и плодотворное многообразие их культуры и их системы образования» (п. 3 ст. 1). Добиться таких целей можно только при условии участия людей в социальном развитии и соблюдении прав человека, толерантности, отказа от насилия и установления демократических порядков. Важную роль в этом процессе призвано сыграть образование, получаемое людьми, начиная с раннего детства и в течение всей их жизни, а также оказание поддержки организациям граждан, обеспечение плюрализма и независимости средств массовой информации и коммуникации.

    Политика и деятельность ЮНЕСКО осуществляется в русле общецивилизационных процессов, развития общественной мысли и научно-технологического прогресса в мировом сообществе, которые определяются основными проблемами современности: мир, развитие, защита окружающей среды и права человека во всех сферах жизнедеятельности.

    Центральное место в деятельности ЮНЕСКО, занимает образование, дающее людям наиболее широкие возможности приобщиться к ценностям, установкам, знаниям, которые лежат в основе уважения прав человека и демократических свобод, отказа от насилия и утверждения духа терпимости, понимания и взаимного уважения между людьми, группами людей, нациями, государствами и цивилизациями.

    Политика ЮНЕСКО в области образования и науки исходит из основных принципов Всеобщей декларации прав человека, согласно которым каждый человек имеет право на образование. При этом начальное и общее образование должно быть обязательным и бесплатным, а профессионально-техническое и высшее должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. Целью же образования должно быть развитие человеческой личности на основе уважения прав человека и основных свобод. Именно правовые гарантии в области образования способны содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должны содействовать деятельности ООН по поддержанию мира (ст. 26).

    Важную роль в решении проблем образования играют следующие структуры ЮНЕСКО: Международное бюро просвещения (Женева, 1952 г.), которое с 1969 г. действует в рамках ЮНЕСКО в области компаративного образования, документации и информации по образованию; Институт ЮНЕСКО по образованию (Гамбург, 1951 г.), основная деятельность которого — образование взрослых и непрерывное образование; Международный институт планирования образования ЮНЕСКО (Париж, 1962 г.), основная задача которого — содействие обучению и исследованиям по планированию образования в области экономического и социального развития[6].

    ЮНЕСКО приняла целый ряд конвенций, деклараций и рекомендаций, которые призваны способствовать обеспечению каждому человеку права на образование. Среди этих документов наибольшую известность и влияние приобрела Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования[7], которая направлена на осуществление статей 2 и 26 Всеобщей декларации прав человека и запрещает все виды дискриминации в области образования с учетом тех мер, которые будут приняты для реализации Конвенции при равных возможностях государств-участников. В соответствии со статьей 3 Конвенции государства-участники приняли обязательства проводить политику в области образования на основе устранения и предотвращения его дискриминации. В связи с тем, что государства встретились с трудностями при ратификации Конвенции, особенно в связи с многообразием их систем образования, XVIII сессии Генеральной конференции (1975 г.) приняла программу, предусматривающую международное сотрудничество по усилению борьбы с дискриминацией в области образования, плановый подход к ее осуществлению с учетом национальных систем8. Конвенция призывает государства разрабатывать и проводить в жизнь общегосударственную политику, опирающуюся на соответствующие национальные обычаи, а методы осуществления этой политики должны учитывать равенство возможностей. Эта идея нашла подтверждение в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), где содержатся конкретные статьи о необходимости обеспечить начальное образование, расширять бесплатное среднее и высшее образование, постоянно улучшать материальные условия преподавательского персонала.

    На протяжении всей своей деятельности ЮНЕСКО придерживалась трех принципов в своей политике в области образования: ликвидации неграмотности, демократизации образования и образования для будущего. Одной из наиболее приоритетных областей деятельности для ЮНЕСКО была ликвидация неграмотности, которая сводилась к развитию и обновлению начального образования в сочетании с распространением грамотности среди взрослых с тем, чтобы увязать это с системой формального образования. Одновременно ЮНЕСКО стремилась развивать образовательные структуры в наиболее бедных районах, мобилизовав для этого все доступные ресурсы.

    Второе направление стратегии ЮНЕСКО состояло в том, чтобы все мероприятия и программы в области образования осуществлялись на принципах равенства и справедливости. Главнейший из этих принципов — борьба с дискриминацией в сфере образования и содействие мерам, позволяющим социальным группам, находящимся в наиболее неблагоприятных условиях, осуществлять их право на образование.

    Политика ЮНЕСКО в области образования осуществляется на принципах международно-правовых актов ООН. Кроме отмеченной выше Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, к ним можно отнести региональные конвенции о признании документов об окончании средних учебных заведений, дипломов о высшем образовании и ученых степеней, рекомендации о статусе учителей, Декларацию о расе и расовых предрассудках. В этих документах сформулированы цели и задачи развития образования в мире. ЮНЕСКО считает, что функции образования состоят в развитии человеческого потенциала, в содействии передаче и совместному освоению знаний с тем, чтобы улучшить качество жизни в эпоху, когда ключевыми ресурсами являются интеллект, творческие возможности и способность к адаптации знаний в условиях развития.

    С учетом того, что образование и обучение представляют собой единый процесс, ЮНЕСКО особое внимание уделяет тем, кто осуществляет обучение и защиту их прав. В 1966 г. Межправительственная конференция с участием МОТ приняла Рекомендации о положении учителей, в которых подчеркивалось, что учитель является главной фигурой в осуществлении прав человека в области образования и признавалась важная роль учителя в развитии человеческой личности. Рекомендации ориентировали государства-члены на необходимость создания национальной системы подготовки учительской профессии, занятости учителей, их прав и обязанностей, а также разработки условий и программ, способствующих эффективности обучения и воспитания.

    В контексте реализации прав человека в сфере образования ЮНЕСКО значительное внимание уделяла профессионально-техническому образованию. Так, учитывая, что МОТ в послевоенный период приняла 3 Рекомендации о профессиональной подготовке (в 1949, 1956 и 1962 годах) и, стремясь к тесному сотрудничеству с МОТ, ЮНЕСКО утвердила в 1974 г. пересмотренную Рекомендацию о техническом и профессиональном образовании. Эта рекомендация выполняла важную роль в налаживании международного сотрудничества в сфере профессионально-технического образования и подготовила почву для принятия в ноябре 1989 г. Конвенции о техническом и профессиональном образовании, которая для стран, ратифицировавших ее, приобретает обязательную юридическую силу.

    В этой Конвенции сказано, что «договаривающиеся Государства соглашаются вырабатывать политику, определять стратегию и осуществлять в соответствии со своими потребностями и ресурсами программы и учебные планы технического и профессионального образования, предназначенные для молодежи и взрослых, в рамках своих соответствующих систем образования с тем, чтобы содействовать приобретению ими знаний и «ноу-хау», необходимых для экономического и социального развития, а также индивидуального и культурного самовыражения личности в обществе»[8].

    В Рекомендации подчеркивается, что в связи с научным и техническим развитием, которое характеризует нашу эпоху, техническое и профессиональное образование должно быть важнейшим аспектом процесса образования. В частности, оно должно: содействовать более широкой демократизации и достижению социального, культурного и экономического прогресса, развивая вместе с тем потенциальные возможности отдельных лиц для активного участия в установлении и осуществлении этих целей.

    В 1993 г. был представлен Доклад о выполнении этих актов, содержащий Руководящие принципы и правовые положения, которые призваны содействовать реорганизации этого вида образования и его адаптации к современным условиям в контексте непрерывного образования.

    Серьезным препятствием для развития общества являются неграмотность населения, рост численности неграмотных и, как следствие, усиление социальной дезинтеграции. Преодоление этого тормоза на пути прогресса должно осуществляться, в частности, и через образование. Свою миссию в образовании ЮНЕСКО осуществляет через участие в коммуникационных возможностях общества, главной из которых является распространение информации о взаимопонимании и толерантности, демократическом участии в осознании и защите прав человека.

    В подходе к оценкам образования, его ценностям и процессам развития ЮНЕСКО выработала свои критерии, в основу которых были положены национальные интересы государств, ее членов. В отличие от нашего традиционного подхода, согласно которому образование рассматривается в основном как обучение в школе и в вузе, классификация, принятая ЮНЕСКО и действующая со времени создания Организации, носит расширительный характер и понимается как весь процесс формирования человеческой личности от рождения человека до конца его жизни. Основные цели такого образования были выражены в Докладе «Учиться быть», подготовленном Международной комиссией по развитию образования (Эдгар Фор) и опубликованном в 1972 г. Эти цели сводятся к тому, что образование может быть только всеобщим и непрерывным. «Мы должны отныне не прилежно добиваться овладения знаниями раз и навсегда, а учиться тому, как наращивать постоянно развивающийся объем знаний на протяжении всей жизни — учиться быть»[9].

    Социальное развитие современного общества свидетельствует о том, что демократизация образования во всем мире все больше сближает разные народы; рушатся барьеры, препятствующие использованию в целях образования достижения человечества в науке и культуре. Этот процесс усиливается с развитием средств массовой информации и коммуникации. Хотя различия в формах участия населения разных стран в традиционной системе образования стираются, однако образование, так необходимое для сохранения культурных особенностей каждого народа и для взаимопонимания между народами, сталкивается с препятствиями экономической и социальной среды в осуществлении государственной политики в этой области.

    В целях дальнейшего развития всех видов и ступеней образования в ЮНЕСКО была разработана Концепция образования, в которой абсолютный приоритет придается всеобщей ликвидации неграмотности, а также обновлению и расширению системы начального образования. В развитии этого типа образования важную роль сыграли результаты тех успехов, которые были достигнуты в ходе проведения Международного года грамотности (ММГ) и Всемирной конференции по образованию для всех, которая проходила в Джомтьене (Таиланд, 1990 г.) с участием делегаций 155 стран мира. Конференция выступила с исключительно важным предложением обеспечения базового образования для всех в 2000 году. Была также разработана Программа действий по выполнению решений этой конференции, разработанная вместе с Всемирным банком, ПРООН, ЮНИСЕФ и направленная на выполнение и развитие новаторских подходов в сфере базового образования, на распространение и содействие взаимному обучению. Многие страны пересмотрели свои национальные программы по образованию, положив в их основу решения этой конференции. Были выработаны новые стратегии, направленные на развитие базового образования, включающие знания, профессиональные навыки, представления и ценности, которые рассматриваются как основные условия выживания и факторы, определяющие качество жизни, а также способствующие развитию людских ресурсов[10].

    В политике и деятельности ЮНЕСКО в области образования ЮНЕСКО стремится тесно увязывать повседневную работу с перспективами на будущее. Так, в 1992 г. была учреждена Международная комиссия по образованию для XXI века в составе 15 авторитетных ученых и специалистов в области образования из разных стран во главе с бывшим председателем Европейской комиссии Жаком Делором. Уже на первой сессии этой комиссии в марте 1993 г. и особенно в Докладе «Образование: сокрытое сокровище» (1995 г.) были особенно подчеркнуты четыре базовых принципа образования: учиться жить, учиться познавать, учиться делать и учиться сосуществовать. Необходимость реализации этих принципов продиктована тем, что в XXI веке для «устойчивого развития необходимо будет преодолевать противоречия между глобальным и локальным, всеобщим и индивидуальным, традиционным и современностью, перспективными и ближайшими задачами, конкуренцией и равенством возможностей, неограниченным расширением знаний и ограниченными возможностями человека усваивать их, противоречия между духовным и материальным»[11].

    Кроме того, была разработана Программа «Образование для XXI века» исходит из положения, что человечество может войти в него, фундаментально переосмыслив роль образования во всем мире. В глобальной ситуации конце ХХ столетия в условиях, когда все большее число стран сталкивается с кризисами и непредвиденными трудностями, особенно в проблемах развития в их гуманистических и социальных аспектах, что нашло свое отражение прежде всего в проведенной Всемирной Встрече в интересах социального развития (1995 г.), а также других международных конференциях, ЮНЕСКО ставит своей задачей оказание помощи и поддержки государствам-членам в построении системы образования, способной удовлетворить потребности современного мирового развития.

    В указанных документах была поставлена задача определить, как образование могло бы влиять на достижение более тесной гармонии между людьми, как оно влияет на взаимосвязи в человеческом общежитии. Речь идет о том, чтобы научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях, образе мышления с тем, чтобы осознать растущую взаимосвязь между людьми, что приводит к совместному анализу рисков и вызовов, ожидающих человечество в будущем. Здесь выделятся два аспекта рассматриваемой проблемы: сам человек, его измерение и качество его жизни. Направляющими факторами в этой перспективе должны быть экономика и государство как единые формирования в их связи с образованием. Следует выделить также новые структуры в организации и распределении труда, демографические изменения в обществе и проблемы развития науки и техники, включая средства коммуникации.

    В своей деятельности в области образования ЮНЕСКО ставит задачу логически обосновать все его ступени в системе развития общества, исходя из принципа непрерывности образования и его соответствия требованиям современности. Особую роль в этом контексте призвано играть высшее образование в современном обществе. Расширение и демократизация доступа к высшему образованию вписываются в перспективу непрерывности образования для всех, в практической реализации которого высшая школа призвана сыграть решающую роль. Сложившееся неравенство доступа к образованию в этом секторе становится особенно заметным, если рассматривать его по такому показателю, как численность студентов на 100 тыс. жителей. Он в 4 раза ниже в развивающихся странах по сравнению с промышленно развитыми[12]. И этот разрыв в получении высшего образования продолжает увеличиваться, а возможности государственного субсидирования сокращаются.

    Вместе с тем мир становится свидетелем беспрецедентного по своим масштабам развития высшего образования и растущего осознания его жизненно важной роли в экономическом и социальном развитии. С точки зрения тех ожиданий, которые общество связывает с высшим образованием, прослеживается его решающее значение и ответственность за судьбу образования в целом. Не менее важным вопросом является участие высшей школы в поиске решений насущных проблем человечества, таких, как народонаселение, окружающая среда, мир и международное взаимопонимание, демократия и права человека.

    Учитывая столь важную роль высшего образования в современном мире, ЮНЕСКО развернула в последнее десятилетие широкую дискуссию по его проблемам и по всем его параметрам. Чтобы придать стройность анализу и дискуссиям, ЮНЕСКО предложила разбить проблемы образования на четыре крупные темы: соответствие высшего образования требованиям современности; его качество; управление и его финансирование; пути сотрудничества в этой области, чтобы разработать «Повестку дня на XXI век» с последующим обсуждением на Всемирной конференции по высшему образованию.

    Всемирная конференция по высшему образованию состоялась в октябре 1998 г. в Париже. Она прошла по теме: «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры»[13].

    В материалах Конференции подчеркивается основополагающая миссия высшего образования — служить человеку и обществу. Своими научно-исследовательскими и теоретическими работами, программами в области образования и профессиональной подготовки, своей деятельностью в области сотрудничества и партнерскими связями с различными секторами общества, «высшее образование признано решительно способствовать поиску и определению новых путей к лучшему будущему для общества и человека, направлять и формировать это будущее»[14].

    Конференция подвела итоги усилиям многих стран и всего сообщества в этой сфере и признала, что высшее образование призвано решительно способствовать поиску и определению новых путей к лучшему будущему для общества и человека, направлять и формировать это будущее. Развитие потенциала «исследования будущего» и его прогнозирования заслуживает поэтому самого пристального внимания высшего образования. Конференция отметила также, что традиционная миссия сохранения, развития и распространения знаний путем научных исследований и интеллектуального творчества, обучения и распространения знаний в различной форме имеет основополагающее значение. Она касается точных и естественных наук, технических, гуманитарных и социальных наук и предусматривает учет потребностей общества и его экономического, социального и культурного развития.

    Таким образом, мы видим четкую и последовательную политику ЮНЕСКО в области образования, которая направлена на ликвидацию неграмотности, на развитие базового образования как основы концепции непрерывного образования, образования для всех, профессионально-технического образования, с учетом современного уровня науки и техники, широкой диверсификации образования, особенно высшего, гуманитаризации и интернационализации образования. (Продолжение  статьи следует) 



    Источник: http://www.mosgu.ru, сайт Московского гуманитарного университета
    Категория: Наука о комсомоле | Добавил: komsomol-100 (29.01.2009)
    Просмотров: 3906 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2024