Главная| | Мой профиль | Регистрация| Выход | Вход
 
Пятница, 29.03.2024, 17:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Наш календарь [917]
Новости России [710]
Новости планеты [160]
Детские движения [197]
Студенческий строительный [60]
Великая Отечественная... [184]
Память [352]
Анкета "Не расстанусь с комсомолом" [109]
Поздравления [198]
Пионерия [110]
Юбилей комсомола [446]
Регионы [273]
Совет ветеранов [103]
История [234]
Новые книги [84]
Фалеристика [4]
Замечательные современники [78]
Целина - судьба моя [2]
К 65-летию начала освоения целины
Победа [10]
75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается.
Наш комсомол
  • ЛКСМ. Москва.

  • Ленинский Комсомол (ЛКСМ РФ) Москва

  • Ветераны комсомола

  • Не расстанусь с комсомолом. Комсомол 100.

  • История комсомола Казахстана

  • Комсомольская юность моя

  • Комсомол -100 лет. Тверь.

  • Воспитанники комсомола-Мое Отечество

  • Комсомольская юность моя (Ивановская область)

  • Комсомольская площадь (Нижний Новгород)

  • Из истории Челябинской областной организации

  • Сайт ветеранов комсомола(Омск)

  • Ветераны Ярославской области

  • Наш опрос
    Есть ли будущее у комсомола?
    Всего ответов: 1222
    Вход

    Поиск
    Статистика

    clock counter Яндекс.Метрика
    Главная » 2018 » Октябрь » 23 » ВЕЛИКИЕ СТРОЙКИ СТРАНЫ - БЫЛИ УДАРНЫМИ КОМСОМОЛЬСКИМИ
    ВЕЛИКИЕ СТРОЙКИ СТРАНЫ - БЫЛИ УДАРНЫМИ КОМСОМОЛЬСКИМИ
    12:37

    Великие стройки

            Начало  ударным  комсомольским  стройкам  было  положено  в  1929  году,  когда  в  июле  месяце  ЦК ВЛКСМ  рекомендовал  местным  организациям  провести  мобилизацию  комсомольцев  и  батратцко - колхозной  молодёжи  для  работы  в  отдельных  отраслях  промышленности  и  общественного  сектора  сельского  хозяйства.

           В  декабре  1929  года  Пленум  ЦК ВЛКСМ  наметил  ряд  конкретных  практических  мероприятий  по  повышению  роли  комсомола  в  строительстве  новых  предприятий.

           Наряду  с  переброской  15  тысяч  лучших  комсомольцев  для  работы  в  Донбассе  и  железнорудных  районах  ЦК ВЛКСМ  решил  провести  мобилизацию  не  менее  3  тысяч  комсомольцев – металлистов  на  Сельмашстрой  (Ростов на  Дону),  Тракторострой  (Сталинград),  Уралмашстрой  (Свердловск),  Керченский  металлургический  завод  и  другие  строящиеся  предприятия.

            Пленум  ЦК ВЛКСМ  поручил  местным  комсомольским  организациям  взять  шефство  над  крупным  капитальным  строительством  в  своих  районах.

           Так  зародилось  комсомольское  шефство  над  ударными  комсомольскими  стройками.

            Первой  Всесоюзной  была  мобилизация  молодёжи  на  строительство  Сталинградского  тракторного  завода.  В  январе  1930  года  сюда  стали  прибывать  первые  посланцы  комсомола  из  Москвы  и  Ленинграда,  Украины  и  Белоруссии,  из  многих  других  областей  и  республик  страны.

           Одной  из  первых  ударных  строек  был  Днепрогэс.  Здесь  среди  многотысячного  коллектива  строителей  76%  составляла  молодёжь  до  30  лет.

          В  декабре  1930  года  ВЛКСМ  взял  шефство  над  электрификацией  страны.  При  ЦК ВЛКСМ  был  создан  Центральный  штаб  по  шефству.  В  1931  году  комсомол  уже  шефствовал  над  строительством  18  электростанций.  Огромную  помощь  Свирстрою  оказали  ленинградские  комсомольцы.

         Героически  трудились  комсомольцы  и  молодёжь  на  таких  стройках  как:

    -  Турксиб – 1442  километра  железной  дороги  имели  огромное  значение  для  индустриализации  Казахстана  и  Средней  Азии.

    -  Магнитогорский  металлургический  комбинат  (Магнитка).  На  Магнитке  было  положено  начало  созданию  комсомольско – молодёжных  коллективов,  сооружавших  отдельные  объекты  промышленного  строительства.  Молодые  рабочие  Магнитки  составляли  70%  коллектива.

          Ленинградский  комсомол  был  в  числе  первых  взявших  шефство  над  ударными  стройками  страны.  Ленинградский  комсомол  был  шефом  создания  на  Востоке  страны  угольно – металлургической  Урало – Кузбасской  базы.  Главным  её  звеном  явилось  строительство  Магнитогорского  и  Кузнецкого  металлургических  комбинатов,  сооружение  Уралмашзавода.

          Шефские  традиции  Ленинградский  комсомол  продолжал  и  совершенствовал  на  протяжении  всех  лет  своей  работы. 

     

                  Об  этом  вспоминает  бывший  заведующий  отделом      рабочей  и      сельской  молодёжи  Ленинградского  обкома  ВЛКСМ  Александр   Горошков..

                  Работая  в  Ленинградском  обкоме  ВЛКСМ  с  января  1972      по  декабрь  1979  года,    мне  пришлось  участвовать  во  многих  славных      делах  советской  молодёжи  XX  века.  Но  самым  конкретным,  значимым  и  полезным  для  страны  делом  молодёжи  в  моё  время  считаю  участие  комсомола  в  шефстве  над  крупными  и  важными  объектами  советской  экономики.  Особое  значение  в  этой  работе  занимает  сооружение  Байкало – Амурской  железнодорожной  магистрали,  где  был  сфокусирован  весь  опыт  комсомольского  шефства  прошлых  лет.

               Строительство  БАМа   8  апреля  1974  года  на  бюро  ЦК ВЛКСМ  было  объявлено  Всесоюзной  ударной  комсомольской  стройкой.  Сразу  после  этого  в  комсомольских  организациях  Ленинграда  и  области  закипела  работа  по  определению  своего  участия  в  этой  большой,  ответственной  и  долгосрочной  работе.

                Следует  сказать,  что  в  Ленинградской  комсомольской  организации  шефство  комсомола  над   важнейшими  объектами  народного  хозяйства   к  этому  времени  уже  вошло  в  практику  повседневной  работы.  В  обкоме  комсомола  в  начале  70-х  годов  специально  для  этой  работы  был   создан  отдел  рабочей  и  сельской  молодёжи,  который  занимался  ударными  областными комсомольскими стройками, формировал  отряды  из  ленинградских  комсомольцев  и  молодёжи  для  работы  на  них.

                Большое  внимание  этой    работе  уделял  первый  секретарь  Ленинградского  обкома  ВЛКСМ  Анатолий  Ефимов,  о  котором  хотелось  бы  сказать  отдельно.  Он  всегда  хорошо  понимал,  где  в  первую  очередь  нужен  энтузиазм  и  молодой  задор  комсомола,  где  молодёжь  может  получить  хорошую  закалку,  освоить  новые  профессии,  перенять  опыт  старшего  поколения.  Поэтому  именно  по  его  инициативе  в  начале  70-х  годов  началось  шефство  ленинградского  комсомола  над  строительством  таких  важнейших  народнохозяйственных  объектов  как  Кингисеппский  комбинат  «Фосфорит»,  Тихвинские  производства  объединения  «Кировский  завод»  и  многих  других

              Бюро  обкома  комсомола  своими  продуманными  решениями,  чётко  проработанной  программой  по  развитию  шефства  над  строительным  комплексом  области  поставило  работу  комитетов  комсомола  на  самый  высокий – всесоюзный  уровень.

              Анатолий  Степанович  Ефимов  и  сам  служил  примером  в  этой  работе.  В  декабре  1973  года  он  возглавил   партийный  комитет    ударной  комсомольской  стройки  Тихвинских  производств  объединения  "Кировский  завод",  перед  которым  была  поставлена  сложнейшая  задача – в  сжатые  сроки  для  целинных  земель  создать  и  наладить  производство  самого  мощного  отечественного  трактора  «Кировец-300».  Возглавляемая  им  партийная  организация  с  честью  справилась  с  поставленной  задачей.  И  в  дальнейшем  куда  бы  не  направляла  Анатолия  Степановича  партия,  а  это  первый  секретарь  Тихвинского  горкома  партии  Ленинградской  области,  первый  секретарь  Выборгского  райкома  партии  Ленинграда,  первый  секретарь  Новоиского  обкома  компартии  Узбекистана,   второй  секретарь  ЦК  компартии  Узбекистана,  он  всегда  честно,  ответственно,  творчески  и  самоотверженно  выполнял  свою  работу,  оправдывал  оказанное  ему  доверие.    

                Я  не  случайно  так  подробно  остановился  на  этом  примере.  Он  наглядно  показывает  и  отношение  к  комсомольскому  шефству  в  Ленинградской  партийной  и  комсомольской  организациях  и  какие  в  этой  работе  вырастали  достойные  своего  времени  люди.  

              Опыт  шефской  работы  Ленинградской  комсомольской  организации  в  дальнейшем  очень  помог  в  организации  шефства  комсомола  над    БАМом. 

              Развивать  и  обогащать  накопленный  опыт  шефской  работы  Ленинградской  комсомольской  организации над  строительством  важнейших  народнохозяйственных  объектов  предстояло  новому  первому  секретарю  обкома  ВЛКСМ  Дмитрию  Филиппову.  В  комитетах  комсомола  закипела  работа  по  определению  участия  комсомольских  организаций  в  реализации    нового  важнейшего  проекта – строительства  БАМа.

             Участие  в  сооружении  БАМа  стало  считаться  важнейшей  задачей,  делом  чести  всех  комсомольских  организаций.  Были  созданы  Центральный  штаб  по  шефству  над  БАМом,  штаб  ЦК  ВЛКСМ  на  строительстве  БАМа.  Решены  все  вопросы  по  набору  и  размещению  членов  ударного  отряда,  питания,  транспортного  обслуживания,  отправки  на  новостройку.  Изготовлены  два  Красных  Знамени  Всесоюзного  ударного  комсомольского  отряда,  комсомольские  путёвки,  приобретена  форма  для  членов  отряда.  Первостепенная  задача  была  сформулирована  кратко:  Закончить  набор  и  отбор  добровольцев  в  состав  Всесоюзного  ударного  комсомольского  отряда  имени  XVII  съезда  ВЛКСМ  к  24  апреля.

                 Поставленная  задача,  учитывая  сроки  и  её  значимость,  была  не  простой.  Поэтому  вся  ответственность  за  формирование  этого  первого  отряда  была  возложена  на  ведущий  отдел  комсомольских  организаций  обкома  ВЛКСМ  и,  в  частности,  на  меня  будучи  в  то  время  заместителем  заведующего  этим  отделом.

                    Конечно,  формируя   первый  отряд,  мы  в  самом  тесном  контакте  работали  с  отделом  рабочей  и  сельской  молодёжи.  Первыми,  кому  было  предложено  поехать  на  БАМ,  были  бойцы  ударных  комсомольских  отрядов,  уже  поработавшие  на  областных  стройках.  Комсомольскими  организациями  также  была  проведена  большая  работа  на  предприятиях  и  в  учреждениях  Ленинграда  и  области  по  подбору  кандидатур  в  этот  первый  бамовский  отряд.

                  Из  комсомольских  организаций,  райкомов  и  горкомов  комсомола  стало  поступать  много  предложений  по  отправке  молодёжи  на  БАМ.  В  обкоме  ВЛКСМ  со  всеми  кандидатами  в  этот  отряд  проводилось  собеседование,  проходил  строгий  отбор  лучших  из  лучших.  В  итоге  не  все  желающие  поехали  на  БАМ.  Некоторых  испугали  первоначальные трудности  на  стройке  века,  о  которых  откровенно  говорили  на  собеседовании,  некоторые  отсеялись  по  деловым  или  моральным  качествам.  Поэтому  во  Всесоюзном  комсомольском  отряде  имени   XVII  съезда  ВЛКСМ,  прибывшем  в  посёлок  Тында  Байкало-Амурской  магистрали  в  начале  мая  1974  года,  ленинградских  комсомольцев  было  всего  немногим  более  20  человек.      Провожали  их  торжественно  из  Смольного,  всем  вручили  комсомольские  путёвки  на  БАМ,  отъезжающие  бойцы  возложили  цветы  к  памятнику  Ленина  у  Смольного.  И  все  они,  на  моей  памяти,  в  дальнейшем   честно  трудились  на  БАМе. Ленинградский  обком  комсомола  в  течении  многих  лет  поддерживал  с  ними  отношения,  получал  от  них  письма,  отсылал  им  подарки  и  поздравления  с  праздниками.

             В  резолюции  XVII  съезда  ВЛКСМ  было  записано,  что  «сооружение  этой  железной  дороги – дело  чести  Ленинского  комсомола,  всей  советской  молодёжи,  продолжение  славных  традиций  первостроителей  ДнепроГЭСа  и  Магнитки,  покорителей  целины,  Ангары  и  Енисея. 

             25  октября  1974  года  на  втором  пленуме  ЦК  ВЛКСМ  приняты  развёрнутые  мероприятия  по  шефству  комсомола  над  БАМом,  реализацией  которых  занялся  избранный  на  XVII  съезде  комсомола  новый  секретарь  ЦК ВЛКСМ,  бывший  первый  секретарь  Ленинградского  обкома,  Д. Н. Филиппов.  Он  возглавил  Центральный  штаб  по  строительству  БАМа.

            А  работа на  более  масштабном  этапе  шефства  Ленинградской  комсомольской  организации  над  сооружением  Байкало-Амурской  магистрали  проходила  уже  под  руководством  нового  первого  секретаря  обкома  ВЛКСМ  Виктора  Лобко. 

              Как  я  выше  отмечал,  к  моменту  объявления  шефства  над  БАМом  уже  сложилась  практика  работы  молодых  ленинградцев  на  ударных  комсомольских  стройках  области.  Но  особое  место  при  отборе  молодёжи  в  бамовский  отряд  принадлежало  коллективу  строительного  треста  № 31  Главзапстроя,  который  возводил  в  Кингисеппе  комбинат  сложных  минеральных  удобрений  «Фосфорит».  С  начала  70-х  годов  каждый  район  Ленинграда  и  области,  крупные  промышленные  предприятия  направляли  комсомольцев  на  строительство  его  объектов.  Тогда  каждый  отряд  получал  красивые,  звучные  названия,  такие,  например,  как  «Московская  застава»,  «Кировский  завод»,  «Нева»,  «Прометей»,  «Авангард», «Дзержинец»  и  другие.  Если  ехать  на  БАМ  изъявляли  желание  ребята,  работавшие  на  других  ударных  комсомольских  стройках  области,  то  они  также  переводились  в  Кингисепп. 

               Молодёжь  с  ходу  шла  на  строительную  площадку  «Фосфорита». Работали  молодые  строители  по  ударному,  с  первых  дней  старались  выполнять  и  перевыполнять  плановые  задания,  сдавали  объекты  к  назначенному  сроку.  Так  традиционное  шефство  переросло  в  стажировку,  которая  помогала  добровольцам  получить  строительную  специальность,    лучше  узнать  о  предстоящей  работе, обрести  новых  друзей,  притереться, познать  друг  друга,  вместе  с  которыми  им  предстояло  продолжать  работать  на  БАМе.  Затем  штаб,  подобрав  старших,  проведя  отбор,  формировал  отряд  на  БАМ.

                          Большинство  молодых  ленинградцев,  будущих  участников  строительства  БАМа  считали,  что  стажировка  помогла  им  обрести  новых  друзей,  получить  строительную  специальность,  которой  раньше  не  имели,  лучше  узнать  о  предстоящей  работе.  На  фосфоритной  стройке  опытные  рабочие  брали  шефство  над  молодёжью,  делясь  с  ней  секретами  мастерства.  Учили  рыть  котлован,  траншеи,  прокладывать  подземные  коммуникации,  закладывать  фундамент,  вести  монтаж  зданий,  сантехнического  и  электротехнического  оборудования,  отделывать  помещения.

                 Молодёжь  охотно  изучала  новое  для  себя  дело.  Каждый  старался  освоить  строительную  профессию  по  настоящему,  завоевать  право  поехать  на  БАМ.  Но  это  ещё  не  все.  Чтобы  получить  заветную  путёвку,  надо  было  показать  и  другие  лучшие  качества – проявить  волю,  выдержку,  не  пасовать  перед  трудностями,  быть  уживчивым  в  коллективе.  Словом  на  стройку  века  ехали  юноши  и  девушки,  выдержавшие  все  испытания,  показавшие  себя  трудолюбивыми,  дисциплинированными. 

                 На  торжественных  проводах  каждого  эшелона  секретари  обкома  комсомола  вручали   бойцам  комсомольские  путёвки  на  БАМ.  От  трудовых  коллективов,  комсомольских  организаций  отрядам  передавались  шефские  подарки,  культспортинвентарь.  Сердечные  напутствия  звучали  от  ветеранов  войны  и  труда,  родных,  близких  и  друзей.  Для  бойцов  отряда  организовывались  экскурсии  по  памятным  местам  Ленинграда,  по  Смольному,  перед  отъездом  бойцы  обязательно  возлагали  цветы  к  памятнику  В.И. Ленина  у  Смольного.

              Первый  большой  отряд  «Комсомолец  Ленинграда»  отправился  на  БАМ  в  апреле  1975  года.  Командиром  этого  отряда  обком  комсомола  утвердил  Владимира    Зинкевича,  а  комиссаром  Анатолия    Кошкина.   Отряд  был  многочисленный,  около  двухсот  человек  и  разделён  на  четыре  линейных  отряда:  «Дзержинец»  (командир  Вениамин  Махов,  комиссар  Анатолий  Песков),  «Монолит»  (командир  Дмитрий  Риман,  комиссар  Вадим  Лебедев),  «Прометей»  (командир  Валерий  Вишталь,  комиссар  Сергей  Новосёлов)  и  «Атлант»  (командир  Юрий  Пономарёв,  комиссар  Любовь  Манзулова).     

              В  конце  апреля  отряд  прибыл  на  БАМ  и  после  долгого  и  горячего  обсуждения  в  штабе  отряд  был  размещён  в  двух  местах  поселения.  Линейные  отряды  «Дзержинец»  и  «Монолит»  во  главе  с  комиссаром  Анатолием  Кошкиным  направили  туда,  где  труднее,  в  посёлок  Новый  Уоян.  А  «Прометей»  и  «Атлант»  оставили  в  Северобайкальске.  Всех  бойцов  распределили  по  бригадам  треста  Нижнеангарсктрансстрой – как  в  Уояне  в  СМП – 572,  так  и  в  Северобайкальске  в  СМП – 575.

             Отправка  первого  большого  самостоятельного  отдельного  отряда  «Комсомолец  Ленинграда»  положила  начало  новому  более  предметному  шефству  Ленинградской  комсомольской  организации  над  строительством  БАМа.  Требовалась  постоянная  живая  связь  с  молодыми  ленинградцами  на  БАМе,  внимание  к  ним  и  поддержка  со  стороны  обкома  ВЛКСМ.  Нужно  было  налаживать  постоянные  контакты  с  руководством  стройки,  партийными,  комсомольскими  и  общественными  организациями  Бурятского  участка  БАМа.  С  этой  целью  в  отделе  рабочей  и  сельской  молодёжи  обкома  появилась  новая  должность – комсорг  Ленинградского  обкома  ВЛКСМ  по  БАМу.

    На  эту  должность  был  утверждён  Борис   Матвеев.  Он  большую  часть  времени  проводил  на  БАМе  и  много  сделал  для  укрепления  деловых  связей  Обкома  комсомола  с  Бурятским  участком  БАМа,  куда  в  дальнейшем  стали  на  регулярной  основе  после  стажировки  формироваться  и  отправляться  отряды  ленинградской  молодёжи,  подпитывая    стройку  века  хорошо  подготовленными  и  надёжными  строителями.

             На  Бурятском  участке   высоко  ценили  вклад  ленинградцев  в  сооружении  стройки  века.  Большую  роль  сыграли  в  этом  первопроходцы,  бойцы  первого  отряда  «Комсомолец  Ленинграда»,  который  возглавляли  люди  зрелые,  опытные,  отслужившие  в  армии,  прошедшие  целину  и  большую  школу  общественной  работы.  Именно  благодаря  командиру  отряда  Зинкевичу  и  комиссару  Кошкину,  руководству  линейных  отрядов  бойцы  выдержали  первые  неизбежные  неурядицы  организационного  периода.  Построить  жильё,  объекты  жилищно – коммунального  назначения,  производственную  базу  в  голой  тайге,  куда  стройматериалы,  механизмы  и  машины  доставлялись  с огромной  сложностью,  было  неимоверно  трудно.  Ленинградцев  стали  привлекать  к  общественной,  партийной  и  комсомольской  работе.  Владимир    Зинкевич  стал  первым  председателем  поселкового  совета  Северобайкальска,  а  Анатолия    Кошкина  избрали  заместителем  секретаря  партбюро  СМП-572,  инструктором  парткома  треста  «Нижнеангарсктрансстрой».      

                    Так  сложилось,  что  трест  «Нижнеангарсктрансстрой»,  расположился  в  небольшом  посёлке  на  севере  озера  Байкал,  в  месте,  которое  в  последствии  стало  называться  ленинградским  участком  на  БАМе,  так  как  решением  ЦК КПСС  и  Совета  Министров  СССР  коллективу  Главленинградстроя  на  месте  этого  посёлка  поручили  построить  новый  город  под  названием  Северобайкальск.

                     Для  строительства  нового  города  3  февраля  1975  года  создаётся  трест  «Ленинградбамстрой».  В  марте  1975  года  прибыл  первый  десант  ленинградских  строителей  во  вновь  образованный  трест.  К  маю  начало  из  Ленинграда  поступать  сюда  большое  количество  техники,  оборудования,  строительных  грузов.

                    Очевидно,  что  прибытие  на  БАМ  первого  крупного  отряда  «Комсомолец  Ленинграда»  для  строительства  железнодорожной  магистрали  и  первых  профессиональных  строителей  из  Главленинградстроя  для  строительства  нового  города  Северобайкальск  практически  было  одновременно.

                    Естественно,  что  в  строительстве  нового  города  самое  активное  участие  принимал  ленинградский  комсомол.  Во-первых  одним  из  руководителей  первого  десанта  строителей,  прибывших  на  БАМ  был  бывший  работник  Ленинградского  обкома  комсомола  Валерий   Анисимов.  Он  почти  двадцать  лет  был  в  руководстве  коллектива  «Ленбамстрой»,  вначале  заместителем  начальника  по  снабжению,  а  с  1983  года  возглавил  этот  прославленный  коллектив.

                    Самое  активное  участие  в  формировании  коллектива  «Ленбамстрой»  принимал  комитет  комсомола  Главленинградстроя  во  главе  с  Михаилом  Новиковым,  для  которого  эта  работа  стала  первостепенной.  В  первую  очередь,  надо  было  по  каждой  строительной  специальности   подобрать,  а  иногда  и  специально  подготовить  достойных  молодых  людей,  способных  строить  город  в  сложнейших  условиях  первоначальной  неустроенности,  вечной  мерзлоты  и  высокой  сейсмичности.  Во-вторых  надо  было  наладить  комсомольскую  жизнь  непосредственно  в  бамовском  строительном  коллективе.  С  этими  задачами  комитет  комсомола  успешно  справлялся.

                 На  строительство  нового  города  прибыло  много  достойных  молодых  строителей,  принимавших  активное  участие  в  создании  Северобайкальска,  прославивших  ленинградцев  своими  славными  делами.  В  коллективе  «Ленбамстрой»  уже  10  июня  1975  года  была  создана   комсомольская  организация,  секретарём  которой  избрана  Татьяна  Шагизиганова.

                 По  мере  увеличения  количества  ленинградских  комсомольцев  и  молодёжи  на  БАМе  более  предметной  становилась  и  организующая  шефская  работа  отдела  рабочей  и  сельской  молодёжи  Ленинградского  обкома  комсомола.  В  конце  1976  года  на  ленинградский  участок  БАМа  была  отправлена  первая  группа  комсомольских  работников  Ленинграда.  Возглавить  эту  рабочую  группу  было  поручено  мне,  как  заведующему  отделом  рабочей  и  сельской  молодёжи  обкома ВЛКСМ.  В  состав  группы  также  вошли  первый  секретарь  Калининского  райкома  ВЛКСМ  Сергей  Храбров,  первый  секретарь  Ждановского  райкома  ВЛКСМ  Вячеслав  Никитин,  секретарь  комитета  ВЛКСМ  Ленинградского  оптико-механического  объединения  Борис  Байдалаков  и  комсорг  обкома   ВЛКСМ  по  БАМу  Борис  Матвеев.

                  Наша  поездка  была  очень  интересной  и  полезной  для  дальнейшей  работы.  На  БАМ  мы  вылетели  самолётом  вчетвером,  так  как  Борис  Матвеев  уже  готовил  нашу  встречу  на  БАМе.  Летели  с  пересадкой  в  Москве  до  Улан-Удэ,  где  нам  пришлось  переночевать.  Утром  рейсом  на  небольшом  самолете  вылетели  в  Нижнеангарск,  так  как  только  там  на  севере  озера  Байкал  был  небольшой  аэропорт с  грунтовой  полосой  приёма  самолётов.  Весь  рейс  практически  проходил  над  озером  Байкал,  так  как  Улан-Удэ   находится  на  юго-востоке  озера,  а  Нижнеангарск  на  северо-западе  Байкала.  Аэропорт  выглядел  в  виде  большой  земляной  поляны,  прижатой  к  озеру  Байкал  горами,  а  здание  аэровокзала  в  виде  небольшого  прямоугольного  барака  с  надписью  НИЖНЕАНГАРСК.   Здесь  нас  и  встречал  Борис  Матвеев.

                  Наша  делегация  была  достаточно  нагружена.  Мы  везли  с  собой  многочисленные наградные  комсомольские  значки,  грамоты,  подарки,  культспортинвентарь  для  ленинградской  молодёжи  на  БАМе.

    На  прибывших  за  нами  легковыми  «газиками»  мы  из  Нижнеангарска  отправились  в  Северобайкальск.  Дорога  проходила  через  перевал  вдоль   Байкала  в  сторону  самой  северной  части   озера.  Погода  была  морозная,  свыше  минус  тридцати  градусов.  Ехать  предстояло  около  ста  километров.  Трасса  была  очень  красивая,  кругом - на  дороге,  на  сопках,  на  озере,  на  деревьях  лежал  чистый  белый  снег,  всё  было  прочно  сковано  льдом.  Часа  через  полтора  мы  прибыли  в  Северобайкальск.

             Посёлок  Северобайкальск  расположен  в  живописном  месте    на  высоком   берегу  реки  Нии,  которая  неподалёку  сливается  с  Байкалом.

    В  то  время  в  Северобайкальске  не  было  ни  одного  высотного  здания. Посёлок  был  застроен  кварталами,  пока  огороженными  заборами.  Называют  кварталы  городками.  Был  городок  ленинградцев,   городок  тоннельщиков,  городок  строительно-монтажного  поезда  № 575…  В  центре  посёлка  возвышался  местный  клуб,  контурами  напоминавший  верхнюю  часть  огромной  цистерны,  разрезанной  посредине.  Неподалёку,  метрах  в  десяти  за  деревьями  расположен  длинный  барак  с  вывеской  «Нижнеангарсктрансстрой».  Туда  мы  сразу  и  направились.

                 Первая  встреча  у  нас  состоялась  с  начальником  треста  «Нижнеангарсктрансстрой»   В.И. Кривочуприным.  Следует  сказать,  что  между  обкомом  комсомола  и  трестом  к  этому  времени  уже  сложились  деловые  и  доверительные  отношения.  Обком  комсомола  всё  больше  и  больше  направлял  в  трест  молодых  ленинградцев,  а  трест  стремился  хорошо  их  не  только  трудоустроить,  но  и  создать  необходимые  бытовые  условия,  условия  для  отдыха  и  занятия  спортом.  Поэтому  разговор  с  руководителем  треста  состоялся  конкретный  о  перспективе  сотрудничества.

                  На  следующий  день  состоялись  многочисленные  встречи  с  молодыми  ленинградцами,  награждение  лучших  молодых  строителей,  вручение  подарков.  Поскольку  впереди  были  выходные  дни  побывали  мы  и  на  концерте  художественной  самодеятельности  и  на  спортивных  соревнованиях.  С  большим  интересом  смотрели  как  в  сорокаградусный  мороз  молодые  ребята  с    огромным  энтузиазмом  гоняли  мяч,  играя  в  футбол  на  импровизированном  стадионе.

                 Побывал  я  в  гостях  и  у  командира  линейного  отряда  Валерия   Вишталь,  о  котором  хотелось  бы  сказать  отдельно.  Встреча  наша  была  очень  тёплой  и  радостной,  потому  что  мы  с  ним  были  уже давно  знакомы.  Ещё  в  конце  60-х  годов  мы  с  Валерием  вместе  работали  инструкторами  Калининского  райкома  ВЛКСМ  Ленинграда.  И  наши  рабочие  места  были  в  одном  кабинете.  Естественно,  что  много  рабочего  времени  мы  с  ним  проводили  вместе,  много  было  вместе  сделано,  вместе  отдыхали,  много  о  чём  проговорили.   Я  обратил  внимание,  что  Валерий  как-то  не  мог  себя  найти,  его  что-то  тяготило.  В  райкоме  он  подружился  с  работницей  сектора  учёта  Татьяной  Барановой,  у  них  сложились  хорошие  отношения,  видно  было,  что  Татьяна  полюбила  Валерия.

                 Когда  я  перешёл  на  работу  в  обком  комсомола,  мы  уже  реже  общались.  Но  я  не  очень  удивился,  когда  Валерий  пришёл  ко  мне  с  просьбой  включить  его  в  состав  отряда,  отправляющегося  на  БАМ.  Он  в  полном  объёме  прошел  стажировку  на  Фосфорите  и  при  отправке  на  БАМ  по  итогам  стажировки  был  назначен  командиром  линейного  отряда.  При  отправке  я  его  спросил - один  он  едет  или  с  Татьяной.  Валерий  ответил,  что  пока  едет  один.  Поэтому  при  встрече  на  БАМе  я  очень  обрадовался,  когда  вместе  с  Валерием  увидел  и  Татьяну,  которая  уже  стала  Вишталь.  Когда  Валерий  устроил  свои  бытовые  условия,  Татьяна  приехала  к  нему  и  они  поженились.  Во  время  нашей  встречи  Татьяна   уже  ждала  ребёнка.  Вот  так  ленинградские  комсомольские  работники  связали  свою  судьбу  на  долгие  годы  с  БАМом,  где  у  них  родились  бамовские  дети.  Валерий   Вишталь  вернулся  с  БАМа  уже  не  в  Ленинград,  а  в  Санкт-Петербург.

                После  многочисленных  встреч  в  Северобайкальске  мы  с  Борисом  Матвеевым  на  вертолёте  вылетели  в  Новый  Уоян,  где  также  располагалось  два  линейных  отряда  под  руководством  Анатолия    Кошкина.

              Прилетев  на  место  мы  увидели,  что  новый  посёлок  под  названием  Новый  Уоян  располагался  в  двенадцати  километрах  от  старинного    сибирского  посёлка   Уоян  в  сибирской  тайге  на  берегу  Верхней  Ангары.  Погода  была  морозная,  солнечная  и  кругом  была  красивая  белая  от  снега  сибирская  тайга.  Подъезжая  к  Новому  Уояну  первое,  что  мы  увидели – это  натянутый  между  деревьями  транспорант  «60-летию  Октября  - 60  ударных  недель».  Под  таким  девизом  в  Ленинградской  комсомольской  организации  было  организовано  соревнование  молодёжи.  Бамовские  комсомольцы  поддержали  инициативу  молодых ленинградцев  и  трудились  действительно  с  энтузиазмом  по  ударному.  Об  этом  мы  слышали  на  всех  наших  встречах – и  с  руководством  СМП 572,  и  молодыми  ленинградскими  строителями,  которые  связали  свою  судьбу  с  БАМом.

    Практически  это  они  построили  новый  посёлок.  Возводили  не  только  жилые  дома,  но  и  школу,  клуб,  столовую,  магазин.

                 Именно  в  Новом  Уояне  я  близко  познакомился  с  комиссаром  отряда  «Комсомолец  Ленинграда»  Анатолием   Кошкиным,  дружба  с  которым  продолжается  до  настоящего  времени.

                 П           Забегая  вперёд  скажу,  что  в  январе  2008  года  мы  отметили  70-летие  железного  комиссара.  Но  душой  он  остался  таким  же  молодым,  боевым  и  целеустремлённым.  Только  благодаря  своему  твёрдому  характеру  в  конце  90-х  годов  он  буквально  выкарабкался  из  тяжёлого  заболевания.  И  до  сих  пор,  на  протяжении  всех  последних  лет  именно  по  его  инициативе  проходят  встречи  тех,  кто  долгие  годы  проработал  на  БАМе.  Его  начинанием  стала   книга  о  ленинградцах  на  БАМе.

               Но  возвращаясь  в  прошлое  вспоминаю,  что  после  обстоятельного  разговора  у  Анатолия  дома,  он  проводил  нас  с  Борисом  Матвеевым  в  обратную  дорогу  на  попутном  грузовом  Магирусе.  Стоял  40 – градусный  мороз,  светило  яркое  солнце,  кругом  на  деревьях  и  в  тайге  лежал  глубокий  снег  и  всё  вокруг  казалось  ослепительно  белым  и  сказочно  красивым.  Трасса  пролегала  по  глухой  тайге,  по  сопкам,  на  которые  иногда  по  скользкой  дороге было  трудно  забраться  даже  мощным  немецким  Магирусам,  которые  соскальзывали  вниз.  Тогда  приходилось  выходить,  набрасывать  на  дорогу  сучья,  делать  подсыпку.  Иногда  машины  с  трудом  расходились  на  дороге.  Но  так  или  иначе  к  вечеру  мы  добрались  до  Северобайкальска.   

                          В  1977  году  на  БАМ  выезжали  первый  секретарь  Всеволожского  горкома  ВЛКСМ Ленинградской  области Евгений  Ерегин,  первый  секретарь  Кингисеппского  горкома  ВЛКСМ  Ленинградской  области Олег  Кузин,  первый  секретарь  Василеостровского  райкома  ВЛКСМ  Ленинграда  Владимир  Воронцов  и  другие.    Члены  делегаций  встречались  с  бойцами  отряда  «Комсомолец  Ленинграда»,  руководителями  треста  и  СМП,  оказывали  помощь  комсомольскому  активу  Северобайкальска  и  Нового  Уояна  в  организации  работы.  В  том  же  году  районные  комсомольские  организации  Ленинграда  взяли  шефство  над  отдельными  строительными  подразделениями  Бурятского  участка  БАМа:  комсомольская  организация  Василеостровского  района  Ленинграда  над  ТО-12,  Калининского  - над  СМП-575,  Выборгского – над  СМП-572,  Невского – над  СМП-597. 

              Таким  образом  шефство  Ленинградской  комсомольской  организации  над  Бурятским  участком  БАМа  не  только  углублялось,  расширялось,  но  и  принимало  всё  новые  формы.  В  этот  период  произошла  смена  руководства  в  Ленинградском  обкоме  ВЛКСМ.  Первый  секретарь  В.Н.  Лобко  решением  Ленинградской  партийной  организации  был  направлен  на  партийную  работу,  первым  секретарём  Кронштадтского  райкома  КПСС.  В  то  время  в  Кронштадте  начиналась  работа  по  строительству  защитных  сооружений  Ленинграда  от  наводнений,  новая  ударная  комсомольская   стройка.  И  Ленинградский  обком  КПСС,  направляя  Лобко  на  новую  должность,  очень  рассчитывал  на  его  опыт  в  шефской  комсомольской  работе.  Об  этом  на  проводах  прямо  сказал  первый  секретарь  Ленинградского  обкома  КПСС  Григорий  Васильевич  Романов.

                Первым  секретарём  Ленинградского  обкома  комсомола  избрали  Александра   Колякина.  Именно  при  нём  шефство  Ленинградского  комсомола  над  Бурятским  участком  БАМа  получило  дальнейшее  развитие.  Изменения  к  тому  времени   произошли  и  в  тресте  «Нижнеангарсктрансстрой».  На  должность  руководителя  треста  был  назначен  Феликс  Викентьевич  Ходаковский.  Это  был  опытный  руководитель,  с  пониманием  относившийся  к  роли  комсомола  в  строительстве  железнодорожной  магистрали,  ценивший  вклад  ленинградцев  в  дела  треста.  Ходаковский  хорошо  понимал  необходимость  правильно  выстраивать  отношения  с  крупнейшим  регионом  страны.  Он  настроил  всё  руководство  треста,  его  аппарат  и  коллективы  на  местах  на  деловой,  рабочий  лад  в  работе  с  комсомолом.  С  трестом  «Нижнеангарсктрансстрой»  обком  комсомола  заключил  большой  договор  о  комплексном  шефстве.  Утверждено  положение  о  трестовском  отряде  «Комсомолец  Ленинграда»,  подписанное  управляющим  треста  Ф.В.  Ходаковским  и  первым  секретарём  Ленинградского  обкома  ВЛКСМ   А.Н.  Колякиным.   

                             В  октябре  1978  года  на  заседании  Центрального  штаба  ЦК ВЛКСМ  по  шефству  над  сооружением  Байкало-Амурской  железнодорожной  магистрали  в  Москве  был  заслушан  отчёт  секретаря  Ленинградского  обкома  ВЛКСМ  Виктора  Степахина,  который  курировал  весь  спектр  бамовских  вопросов.   Перед  отчётом  он  побывал  на  БАМе.  На  заседании  Центрального  штаба  ЦК ВЛКСМ  фактически  были  заслушаны  и  подведены  итоги  четырёхлетней  шефской  деятельности  Ленинградского  обкома  комсомола   и  одобрен  «Опыт   работы  комсомольских  организаций  Ленинграда  по  комплексному  шефству  над  закреплённым  участком  БАМа».

                В  1979  году  мне  пришлось  покинуть  отдел  рабочей  и  сельской  молодёжи  в  связи  с  переводом  на  работу  в  Ленинградский  обком  КПСС.  Но  шефская  работа  над  БАМом,  насыщенная  опытом, накопленным  в  годы  строительства  великой  железнодорожной  магистрали,  продолжалась  ещё  долгие  годы.             

        См. сайт Ветеранов комсомолва Санкт-Петербурга            

    Категория: Память | Просмотров: 731 | Добавил: komsomol-100 | Рейтинг: 5.0/1 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2024