Главная| | Мой профиль | Регистрация| Выход | Вход
 
Суббота, 27.04.2024, 03:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Наш календарь [919]
Новости России [712]
Новости планеты [160]
Детские движения [197]
Студенческий строительный [62]
Великая Отечественная... [184]
Память [358]
Анкета "Не расстанусь с комсомолом" [109]
Поздравления [202]
Пионерия [110]
Юбилей комсомола [446]
Регионы [274]
Совет ветеранов [105]
История [234]
Новые книги [84]
Фалеристика [4]
Замечательные современники [78]
Целина - судьба моя [2]
К 65-летию начала освоения целины
Победа [10]
75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается.
Наш комсомол
  • ЛКСМ. Москва.

  • Ленинский Комсомол (ЛКСМ РФ) Москва

  • Ветераны комсомола

  • Не расстанусь с комсомолом. Комсомол 100.

  • История комсомола Казахстана

  • Комсомольская юность моя

  • Комсомол -100 лет. Тверь.

  • Воспитанники комсомола-Мое Отечество

  • Комсомольская юность моя (Ивановская область)

  • Комсомольская площадь (Нижний Новгород)

  • Из истории Челябинской областной организации

  • Сайт ветеранов комсомола(Омск)

  • Ветераны Ярославской области

  • Наш опрос
    Есть ли будущее у комсомола?
    Всего ответов: 1228
    Вход

    Поиск
    Статистика

    clock counter Яндекс.Метрика
    Главная » 2018 » Май » 31 » Слово о комсомоле . Что память сохранила...
    Слово о комсомоле . Что память сохранила...
    17:44

    Беседы о комсомоле. Интервью поэта журналисту

    Участники беседы:

                                                                    .. 1.Фонотов Михаил Саввич (03.08.1937, с.Красная Поляна Великоновосёлковского р-на Донецкой области, Украинская ССР), журналист, краевед, член СЖ СССР 91964), засл.работник культуры (РСФСР) (1989)

    2.Година Николай Иванович. (25.08.1935, хут. Шамайково Великобагачанского района Полтавской области, Украинская ССР),  поэт, прозаик, лауреат многих премий, в том числе областной комсомольской премии «Орленок». Член Союза писателей России (1970), заслуженный работник культуры РФ (1996), почетный гражданин г. Миасса (2005).

    _ Николай, когда ты узнал, что на свете существует Коммунистической Союз молодежи?

    _ Узнал, наверное, в школе. Но с самого начала я хочу сказать, что я не мог не быть членом комсомола.

    _ Почему?

    _ Таким я родился. Сейчас анализируя то время, нахожу, что я был  не такой, как все. Да, простой деревенский мальчишка. Рос в нормальной деревне. Среди таких же, как сам. Так же бедно, как остальные. Наверное, и будущее мое должно было быть таким, как у всех. Как учились в нашей школе? Хорошо, если четыре класса. И все, в колхоз. Или еще куда-то.

    Сам я в первый класс пошел на десятом году. Но отличие от многих своих сверстников, очень рано научился читать и писать. А потом увлекся еще и творчеством. Начал писать стихи, прозу. Первое стихотворение «Елка» я опубликовал в третьем классе. Спрашивается, откуда это все? Родители у меня неграмотные. Мать и азбуку не знала. А меня тянуло к книгам. Собирал книги. В деревне у меня была первая личная библиотека. За печкой. Там были полочки. Я не знаю, откуда это все взялось.

    _ Эта твоя особость помогала или мешала тебе?

    _ Не знаю, просто я этим жил.

    _ Но как тебя воспринимали окружающие?

    _ Воспринимали как слегка ненормального. Какой-то не такой, как все.

    _ Какой не такой? Ты не играл с ребятами? Сторонился их? Выглядел букой?

    _ Нет, играл. Не сторонился. Но мало дрался.

    _ Мало дрался? Почему?

    _ Наверное, в меня вселился какой-то интеллигентский микроб.

    _ Неужели тебе никогда не хотелось драться? Если, допустим, ты видел несправедливость. Когда нельзя было удержаться, кого-то защитить. Наконец, постоять за себя.

    _ «Теоретически» я не находил в себе желания пускать в ход кулаки, но если дело доходило  до драки, то,конечно, дрался. Я все же был мужик. И мужик нехилый. Мог дать сдачи. Однако сам не лез в драку сам. Как-то уходил от нее. И трусом  никогда не чувствовал себя, но не лез на рожон. Я хотел жить со всеми дружно. Да, когда дрались край на край, и я не стоял в стороне, но грубая сила никогда меня не привлекала. Наверное, я пацифист по своей природе.

    _ Николай, я так понял, что ты самой жизнью был подготовлен к комсомолу. Что-то подобное тебе было необходимо. И тебе повезло _ как только подошел возраст, ты «наткнулся» на комсомол.

    _ Получается так, что я вовремя родился. Теперь так и сяк ругают пропаганду, а я, как губка впитывал то, что теперь называют советской пропагандой. И мне не стыдно в этом признаться. Я был и октябренком, и пионером, и звеньевым. Все ступени прошел. И до сих пор себя за это не ругаю, не сожалею. Наоборот, считаю, что поступал правильно. Теперь многие хвалят себя за то, что не вступали в комсомол, что даже красный галстук пионера не носили. Будто бы они были такие умные, что их нельзя было обмануть пропагандой. А я, как говорится, сам обманываться рад.

    Меня не надо было агитировать. Мне только-только исполнилось двенадцать лет, а я уже стал ходить в комсомольскую организацию при Чудиновской школе. Ходил на собрания. Не могу вспомнить, о чем тогда говорили, что обсуждали, но год ходил туда. Мне было интересно. И в 1949 году меня приняли в комсомол в возрасте тринадцати лет, а по уставу, как известно, требовалось четырнадцать лет. Помню, как феврале того года в Октябрьском райкоме комсомола мне вручили комсомольский билет. Да, тогда был нарушен устав. Не знаю, почему. Может быть, в порядке исключения. Если парень так нетерпелив, почему бы его не принять?

    _ Николай, у нас, оказывается, одинаковая история. ТЬы был не один такой нетерпеливый. И я вступил в комсомол на год раньше, чем положено. Прибавил себе год _ и вступил. В райкоме об этом, конечно, не знали, но наш школьный комсорг об этом знал. Он, кстати, меня и надоумил. В школе меня приняли, но главное событие _ вручение комсомольского билета и значка. А для этого надо было ехать в райком комсомола _ за 25 километров от моего села. Добирались по-всякому, все больше пешком. Приехали, дождались своей очереди, уже к вечер нам вручили билеты, поздравили… Надо возвращаться домой. А как? Попутные машины были большой редкостью. Короче говоря, только заполночь  я явился домой. Мать: «Ты где был?» « В райкоме. В комсомол вступил». «Какой комсомол в такое время? Я тебя потеряла, никто ничего не знает»… А я не мог ее предупредить, потому что она рано уходила на работу в поле. Словом, выволочка была долгой. Но потом мама поостыла, успокоилась. «Ну, и где твой  комсомольский билет?» Я отдал ей билет. Она вчитывалась и вдруг: «А это что?» Она увидела год моего рождения. И опять завелась…

    _ Нет, меня не ругали. Надо сказать, я у родителей всегда был очень хорошим сыном.

    _ Не огорчал никогда.

    _ Да, не огорчал никогда. Ко всему прочему я с детства любил чистоту, порядок, мне важно было прилично выглядеть. Следил за своей одеждой. Так что меня чаще хвалили, чем ругали. А комсомол… Никто меня в комсомол не звал. Самого к нему тянуло. Сказать, пропаганда… Может быть. Может быть, начитался я чего-то такого. Мне самому все это интересно, но и сам на свои вопросы не знаю ответов. Что от родителей, что от школы, что от меня самого, что от той самой пропаганды. Мне хотелось стать комсомольцем _ и я им стал. Правда, что мы в комсомоле делали, хоть убей, ничего не помню, с меня довольно было состоять в его рядах, носить на лацкане значок.

    _ Николай, однако, наверное, что-то все-таки привлекло? Что-то конкретное? Может быть, теперь, оглянувшись, это проще определить?

    _ Не могу сказать.

    _ А я, кажется, могу. Знаешь, кто меня сделал комсомольцем?  Олег Кошевой. Фильм «Молодая гвардия». Как  молодогвардейцы давали клятву. Как повторяли: «Клянусь! «Клянусь!»… А потом Александр Матросов… Герои, подвиги, желание подстроиться под них… Ну, и, конечно, пропаганда. Но и то правда _ в школьных буднях комсомол был уже не таким привлекательным, как на экране или в книге.

    _ Я каким в детстве был патриотом, таким и остался. Любое высказывание против России приводило и приводит в ярость. Почему так, объяснить не могу. В школе я был горнистом. И на любой линейке тутукал. А потом шел впереди колонны. Это меня сильно возбуждало. Хотя, с другой стороны, никогда мне это не льстило. Все происходило естественно. Как-то бессознательно. Все происходило так, как должно происходить. Само собой. Меня уносила река жизни.

    _ Николай, это подростковый возраст. А потом?

    _ Потом я окончил школу, семь классов, поступил в Коркинский горный техникум. Комсомол отступил. Взносы платил, на собрания ходил, но что там происходило, не помню. Потом уехал в Каракумы, где тоже числился комсомольцем. Потом взяли в армию. Окончил военно-морскую школу. Попал на рейдовый тральщик, на нем разминировал Балтику. Работа было опасная, но важная. Другого масштаба.

    _ Николай, есть такое понятие _ комсомольская карьера. На эту дорогу ты не встал. А мог бы?

    _ Нет. Никто и не предлагал. И в голове этого не было. Все эти годы комсомол во мне дремал.

    _ Дремал? Что, ты жил не комсомольской жизнью? Какой-то другой?

    _ В этом-то вся проблема. Вот тебе комсомол и вот тебе любовь к литературе. Спрашивается, кто меня сделал человеком _ комсомол или литература? Не знаю. Да, книги, но и жизнь. В те годы комсомол ни в чем мне не помешал. Мы шли параллельно. Не знаю, дал ли он мне что-то хорошее, но уверен, что не дал ничего плохого. Он меня наставлял не на плохое, а на хорошее. Как мог, он наставлял меня на путь истинный. Если я, в итоге, стал хорошим человеком, то в том есть и комсомольская доля.

    _ Николай, а потом-то комсомол в тебе проснулся? Он вернулся в твою жизнь?

    _ Да, потом, как ни странно, меня на корабле избрали секретарем комсомольской организации. Почему? Во-первых, я призывался на год позднее остальных моряков. Был их старше. А во-вторых, я был одним из грамотных. В то время у моряков было четыре-пять классов, а у меня уже техникум. Помню, командир сажал меня в рубку, давал мне ручку, тушь, _  у меня неплохой почерк, _ и я заполнял какие-то циркуляры, какие-то важные дорументы..

    _ И как ты себя чувствовал комсоргом?

    _ Избрали! А в это время ЦК комсомола объявил движение за комсомольскую организацию без единого проступка. Мы, конечно, тоже включились в это движение. И через два года наша организация заняла первое место в дивизионе: мы служили без единого проступка. Меня наградили Почетной грамотой ЦК комсомола, еще чем-то. Это, наверное, и есть мой вклад в комсомол.

    _ Что дальше?

    _ Дальше наши корабли списали и продали Албании, а мы записались добровольцами в Египет, воевать с Израилем. И стали ждать. А пока служили на знаменитой канонерке «Красная звезда». Было скучно и тянуло в увольнение. На танцы сходить. И как раз меня стали агитировать в партию. Замполит дивизиона вызвал и предложил вступить в партию. Я отказывался. Мол, не дорос я пока до того. Тогда замполит зашел с другой стороны: «В увольнения ходить хочется?» «Хочется». «Тогда давай так: есть университет марксизма-ленинизма. Двухгодичный. Тебе будут выписывать увольнения, и ты будешь ходить в университет» И я стал ходить в тот университет. Закончил его, получил корочки. И после того меня приняли в партию. Так комсомол закончился партией.

    _ Это какой год?

    _ Это уже 1958-1959 год.

    _ Но ведь ты не навсегда попрощался с комсомолом.

    _ Да, оказалось, что не навсегда. Меня стали агитировать в политическое военное училище. Я категорически отказался. Демобилизовался, приехал в Миасс. Стал работать в карьере. От комсомола вроде бы отошел еще дальше. Но…

    Я стал писать стихи, печататься. Издал книжку. В 1966 году поехал на зональное совещание молодых писателей в Кемерово, которое, кстати, организовал комсомол. Там я познакомился с Астафьевым и многими другими известными писателями. А в 1968 году комсомол, в честь своего 50-летия, объявил творческий конкурс. Я принял в нем участие, и мне присудили премию «Орленок». С тех пор я стал членом горкома комсомола, членом обкома комсомола, поехал с ветеранами танковой бригады в поездку по Европе. Были и другие комсомольские маршруты.

    _ То есть ты вернулся в комсомол, но уже как его ветеран.

    _ Да, вернулся. Как я теперь отношусь к комсомолу? Комсомол _ моя юность. Это для меня одно и то же. Были первомайские демонстрации, спортивные старты, эстафеты. Собрания, конференции, съезды. Все _ под эгидой комсомола. Но были и свидания, любовные переживания, романтика, поэзия. Одно не оторвать от другого. И я никогда не чувствовал, что меня кто-то принуждал, напрягал. Комсомол был знаком качества моей жизни.

    _ Ты _ комсомолец, значит, жил правильно?

    _ Да.

    _ И наоборот, ты _ комсомолец, потому что жил правильно?

    _ Да, и так. Я не мог позволить себе какой-то проступок. Не потому только, что принадлежал к комсомолу, были и другие обстоятельства, но и потому.

    _ Значит, ты был человеком комсомола?

    _ Да, был. Хотя могу сказать иначе: я, наверное, нравственно жил бы так, как жил, если бы и не был членом комсомола. А где и как я получил эту прививку, не знаю. Может быть, от комсомола, может быть, от родителей. Но получилось так, что я и комсомол шли навстречу друг другу.

    _ Николай, а через годы комсомола не стало. Как ты воспринял это?

    _ С большой печалью. Комсомол для меня _ понятие положительное. Несмотря ни на что _ при комсомоле или после него. Сегодня я вижу: то, что у молодежи нет ничего подобного комсомолу, _ это плохо.

    _ Значит, сам комсомол не виноват в том, что он пропал? Виноват кто-то другой? Или обстоятельства?

    _ А в чем он виноват? Я думаю, что виновата партия. А если комсомол и виноват, то как ребенок плохих родителей. Я бы восстановил бы комсомол. Хотя это, наверное, невозможно.

    _ А что, время не меняло комсомол? Каким был, таким и остался?

    _ Да, свое дело он исполнял нормально.

    _ Получается, что никто не понимал, куда идет комсомол? И его падение было для всех неожиданностью?

    _ Я думаю, что лидеры комсомола многое понимали.

    _ Но бытовало мнение, что комсомол «испортился» раньше партии.

    _ Нет. А что его могло испортить?

    _ Например, комсомольский карьеризм.

    _ Это было уже в последние годы. И, прежде всего, в верхах. Кроме того,  это же было заложено, потому что комсомол считали резервом партии. Я считаю, это нормально.

    _ С одной стороны _ нормально. Но есть какая-то грань, через которую нельзя перейти. Сделать карьеру _ да, но не как цель. Чтобы не все свелось к карьере.

    _ Конечно. Но сам я пребывал в комсомоле по доброй воле, по велению души. У нас многое совпадало. О комсомольских годах я вспоминаю с ностальгией.

    Фото взято: Николай Година http://mv74.ru/gul/nikolaj-godina-v-pushkinke.html

    Михаил Фонотов http://fotosoyuz74.ru/photo/6630/

     

    Михаил Фонотов

    Категория: Память | Просмотров: 551 | Добавил: komsomol-100 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2024