Не продается
вдохновенье… (к 95- летию создания ВЛКСМ) часть 2
В рождении «особенных бамовских»
коллективов значительную роль сыграл творческий подход комитетов комсомола к
формированию строительных отрядов.
Маленькое отступление. По мнению
специалистов, ученых: камень преткновения в осуществлении иных крупных замыслов
на стройках Сибири состоит в том, что требуется пять-шесть лет для создания
нового коллектива. Только тогда появляются реальные возможности для
осуществления больших дел. Процесс создания работоспособного
коллектива и более мелких подразделений, таких как бригады, растягивается порой
на месяцы, если они сформированы из людей
незнакомых, приехавших с разных концов страны. Отрядный принцип направления
юношей и девушек, по общему мнению хозяйственных и партийных руководителей,
позволил решать эту проблему в несколько раз быстрее.
27 апреля 1974 года делегаты XVII
съезда комсомола проводили на БАМ первый Всесоюзный отряд. В последующем были
направлены Всесоюзные ударные отряды: 1978, апрель – отряд имени XVIII съезда
ВЛКСМ (1500 чел); октябрь 1978 – отряд имени 60-летия ВЛКСМ (свыше 3000 чел);
1979, март – отряд имени 25-летия целины (свыше 5000 чел); 1980, апрель – отряд
«Молодогвардеец» (7000 чел); октябрь 1980 – отряд имени Олега Кошевого (4000
чел); 1981, март – отряд имени XXVI съезда КПСС (7000 чел); 1981, октябрь –
Всесоюзный ударный отряд (4000 чел); 1982, май – отряд имени XIX съезда ВЛКСМ и
35 республиканских, областных, краевых ударных комсомольских отрядов.
К примеру, на основе отряда
«Московский комсомолец» был создан строительно-монтажный поезд (СМП) №573, на
основе «Волжского комсомольца» – СМП №576, «Белорусского комсомольца» - СМП
№588, «Комсомольцы Подмосковья» - мостоотряды №47 и 48; «Комсомолец Киргизии» и
«Амурский комсомолец» вошли в состав мехколонны 141, 148, 149. Всего на базе
ударных комсомольских отрядов с 1974 года было создано 250 строительных организаций.
«Ударные комсомольские отряды, - отмечал заместитель министра транспортного
строительства, начальник ГлавБАМстроя, Герой Социалистического Труда К.В.
Мохортов, - сыграли решающую роль в становлении молодежных коллективов
строителей БАМа».
Сам процесс комплектования отрядов
постоянно совершенствовался. На первом этапе (отряд XVII съезда – большинство
бойцов были квалифицированными рабочими, однако, они имели специальность не
строительного профиля (в последующие годы 60 процентов членов отряда приобрели
строительные специальности).В последующем для
будущих бамовцев на местах комплектования организовалась 3-4 месячная
стажировка, выбирались объекты, на которых они стажировались, обозначался объем
их работы, изучались возможности обучения нужных на БАМе специальностей,
подбиралось руководство отрядов: командир, комиссар, главных инженер.Именно здесь, на БАМе,
впервые в стране получила свое развитие практика формирования трудовых
коллективов (от бригады до строительно-монтажного поезда) не в процессе строительства,
а непосредственно на территории республики, краев и областей, направляющих
добровольцев. Такой подход к формированию молодежных отрядов был одним из
эффективных путей закрепления молодежи на ударных стройках, заслона
материальным и моральным издержкам.
Но главным коллективом
на БАМе был не отряд, а производственная бригада. По мнению опрошенных нами
бригадиров и экспертов на БАМе (359 человек),
сильная сторона бригада состояла в том, что в ней объединялись не столько по
принципу наличия у строителей производственных специльностей, а в зависимости
от психологическо совместимости и дружественных связей и его членов (они не
только работали вместе, но и жили в одном вагончике, палатке месяцами, годами).
В определенной мере сам подбор и стажировка на местах комплектования решал эти
проблемы. Принадлежность к крепкой, хорошей бригаде – это и заработки, и
определенная гарантия, защищенность ее членов (не все было гладко во
взаимоотношениях на стройке).
Жизнь в слаженном
трудовом коллективе комсомольцев сама оказывала воспитательное воздествие на
участников строительства. В этих трудовых коллективах формировалась
человеческая личность. «Мы строим БАМ, БАМ строит нас!» (автор афоризма –
комиссар отряда имени XVII
съезда
ВЛКСМ Владимир Мучицын). Именно на воспитание
личности была направлена деятельность и энергия комсомольских кадров и актива.
Творческое начало в их работе нашло отражение в поддержке и развитии многих
трудовых инициатив молодых труженников магистрали, в рождении новых форм
соревнования, присущих только БАМу. Особое место среди них занимало движение «Я
– хозяин стройки», возникшее в марте 1975 года.
В первый период оно
было направлено на борьбу за продление срока службы бамовской техники. Впоследствии
– на экономное использование материальных ресурсов, сохранение природных
богатств зоны БАМа, создание образцовых поселков на трассе. В годы десятой
«пятилетки» условный экономический эффект движения «Я – хозяин стройки»
составил 39 миллионов рублей.
Но его значение измеряется не только экономическими показателями, оно носит и
глубоко социальный и воспитательный характер. В чем же и насколько
было влияние молодых рабочих на решение тех или иных вопросов в
производственном коллективе? (из исследования Научно-исследовательского Центра
ВКШ при ЦК ВЛКСМ)
Вопросы,
на решение которых рабочие оказывали влияние
|
Все
рабочие, охваченные опросом
|
Рабочие
БАМа
|
Разработка
встречных планов и социалистических обязательств
|
22,6
|
25,2
|
Присвоение
рабочим очередного разряда
|
18,8
|
21,0
|
Очередность
в предоставлении отпуска
|
11,9
|
13,8
|
Усиление
режима экономии
|
9,9
|
9,8
|
Улучшение
качества продукции
|
20,5
|
20,5
|
Улучшение
условий труда
|
24,9
|
25,8
|
О значении этого
движения с точки зрения формирования качества хозяина производства размышляет
В.И. Муконин – бывший первый секретарь Тындинского горкома комсомола, выпускник
ВКШ при ЦК ВЛКСМ: «Я попытался понять, что происходит с человеком, его
социальными качествами, когда он попадает в такую среду и условия, где может
эти качества проявить. Они ведь есть в каждом человеке, но нужна ещё и
обстановка, позволяющая их раскрыть, - востребованность этих качеств.
На социалистическом
производстве, где всё общественное и своего ничего нет, воспитать хозяина
трудно. Но на БАМе это получалось. Там действительно складывались такие отношения,
которые позволяли молодому чувствовать себя хозяином на своем участке работы и
вообще на стройке. Более того, он ощущал себя хозяином страны. Я думаю, что
воспитание настоящего хозяина многократно увеличивало силы последнего, делало
молодого человека счастливым даже в трудных условиях БАМа – когда и мороз за
50, и временное жилье комфортом не блещет, и работа крайне тяжелая». |