«Слышишь – время гудит
БАМ! На просторах крутых –
БАМ!»
Ныне БАМ стал малопривлекательной
для власти темой. В немногочисленных публикациях превалируют негативные акценты,
типа «дороги в никуда», «памятники эпохи застоя», «добровольные невольники». По мнению экономистов,
дававших оценку послее ее окончания, дорога признавалась убыточной и не
оправдывала вложенных в нее средств. «Проект строительства БАМ, – высказался Е.
Гайдар в начале 2000-х, - характерный пример социалистической «стройки века».
Проект дорогой, масштабный, романтический – перемена места,
Сибирь.Подкрепленный всей мощью советской пропаганды, экономически абсолютно
бессмысленный…».
Есть и противоположные
мнения,
но об экономической стороне вопроса спорить не будем, не наша тема.
Сосредоточим внимание
на одном аспекте – на мифе «о добровольных невольниках», т.е. о людях,
участниках строительства, биография которых начинается с приезда. В 70-80 годы
прошлого века на Всесоюзных ударных стройках по комсомольских путевкам
трудилось 1 млн 350 тысяч, в том числе на БАМе – 45 тысяч бойцов.Это не просто стройка.
Это – символ эпохи, осмысление поколения 1970-х и его места в истории. Трудно
сейчас представить, что современные молодые люди, живущие в Москве и
Санкт-Петербурге готовы добровольно отправиться в те далекие места и
проработать несколько лет. Значит, что-то существенное отличает то поколение от
нынешнего. Именно этот вопрос становится главным для нашего исследования.
Итак, «добровольные
невольники». Именно так называется статья журналистки Екатерины Гликман.
Заголовок хлесткий. Смысл: строители БАМа – невольники, а
это по словарю С. Ожегова - рабы, пленники. Рабы кого? Государства? Организации?
Властителя? Рабы чего? Идеи? Здесь же налицо, говоря научным языком, -
оксюморон. Что в переводе с греческого – остроумно-глупое. Например, «живой
труп», «горячий снег». В народе
говорят: «Все начинается с дороги». У каждого советского поколения они – свои.
Неповторимые: это и узкоколейка Павла Корчагина – символ устремлений молодежи
эпохи гражданской, это и Турксиб – олицетворение трудового героизма юношей и
девушек незабываемых 30-х гг., это и Абакан–Тайшет, Тюмень-Сургут – пример
мужества юности, которая закалялась в отблесках «костров таежных». И, наконец,
БАМ – символ трудового героизма 70-80-х гг. Может показаться, что перед вами
ностальгирующие люди, которые пишут пастораль позднего советского романтизма.
Нет. Это не так. Скорее – размышляющие историки. Непреложное правило любого
историка – судить явления прошлого по законам нравственным ушедших эпох,
оценивать их (а это уже другой вопрос: хорошо или плохо) через призму
бытовавших тогда теорий, мнений, представлений. Поступать иначе, значит, модернизировать,
«подправлять» прошлое, обелять или огульно очернять, что не «здесь и теперь».
Вместе с тем нельзя не
учитывать, что вступающие в жизнь новые поколения (в данном случае автор указанной
статьи, представитель этого нового поколения) по-своему объясняют факты и
события, ставшие уже историей. Это их неотъемлемое право на собственное видение
истории. Они наследуют и хорошее, и плохое, прекрасное и безобразное, легенды и
мифы, создают и свои. В этом диалектика жизни. Преемственность и новаторство. Даже
отрицание и поругание. Как нам ни было бы больно! В советские времена
догматики-идеологи утверждали, что между поколениями нет борьбы. Оказывается
есть: и идейная, и нравственно-этическая, и психологическая, и эстетическая и
прочая, прочая. Главное - понять друг друга, а это значит простить. Понять –
оживить факты, информацию, знания. Найти причинно-следственные связи между
ними.
Что касается БАМа, то
она поистине «магистраль века» (трасса почти в 4 тысячи километров). Когда ее
строили, поражало все: размах, масштабы строительства, смелость и
оригинальность инженерных решений (трасса дороги пересекла 11 крупных рек,
бесчисленное количество речек и речушек, было построено 2230 больших и малых
мостов), перепады климата, сложная сейсмическая обстановка (оползни и другие
«сюрпризы» природы). Стоимость строительства БАМ в ценах 1991 года составила
17,4 млрд рублей, таким образом БАМ стал самым дорогим инфраструктурным
проектом в истории СССР.
Разными путями
приходили люди сюда, в трудовые коллективы магистрали. Ехали прежде всего
молодые: стройка-то комсомольская, молодежная! Из каждых пяти строителей
четверо - в возрасте до 30 лет.
Источники пополнения таковы: общественный призыв молодежи (по комсомольским
путевкам), организованный набор, целевое направление выпускников вузов и
техникумов, ПТУ, приехавшие индивидуально, так называемый «местный наем» и т.д. Наши многолетние исследования
показывали: определяющим для большинства юношей и девушек, которые приезжали на
БАМ, были желания благородные, общественно значимые. Обратимся к таблице 1.Мотивы приезда строителей на БАМ (в %)[7]
Мотив
|
Уч. отряд
им. XVII съезда
ВЛКСМ (1974 г.)
|
Отряды
Западного участка
|
Восточный
участок, строительные подразделения шефов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
Идейно-патриотические мотивы
|
89,0
|
60,7
|
55,2
|
2. Желание
устроить свой быт. Семейные обстоятельства
|
-
|
14,1
|
7,1
|
3.
Улучшение материального положения
|
-
|
23,0
|
34,4
|
4. Прочие
|
11,0
|
2,2
|
3,3
|
Мотивы патриотического характера
приезжающих на БАМ большинства юношей и девушек подтверждают исследования
ученых Новосибирска, Хабаровска, Иркутска.[8]Опрос бойцов отряда имени XVI съезда КПСС
(1981 г.) показал, что 42,6% изъявили желание поехать на ударные стройки по
соображениям идейно-патриотического характера; 34,3 – проверить себя на
прочность в трудных условиях; 18,1- с целью проявить свои способности; 24,2 –
улучшить материальное положение.[9]Как видно, исследования ученых
разных лет свидетельствовали о понимании важности личного участия в
строительстве магистрали, преобладании этого мотива среди всех других, которыми
руководствовались добровольцы, выбирая свой путь на БАМ. «И это отнюдь не
безработная молодежь, - заметил канадский ученый, писатель Г. Гриффин, -
которая рада получить любое место, как это наблюдается в западных странах».[10] Бамовец,
поэт Вл. Гузий, писал «От Усть-Кута и до Амурских вод, Дорогами судьбы мы шли
вперед – мы шли по зову молодых сердец. Нам слово «БАМ» - алмазый наш венец…».Это хотелось бы подчеркнуть потому,
что западные исследователи того периода стремились проигнорировать идею о том,
что интересы юношей и девушек не совпадали с интересами партии, комсомола. Они
выставляли добровольцев, едущих на освоение новых регионов (в т.ч. на БАМ), как
«энтузиастов поневоле», писали о «ненужных жертвах», которые молодежь умножила
в угоду государства».[11]
Как говаривал великий поэт: «Не
продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Наряду с
романтиками-коллективистами («сначала думай о Родине, а потом о себе») были и
трезвые реалисты («заработать на кооператив, на машину»), а то и просто «гастролеры»,
любители наживы. Были такие и среди управленческих кадров БАМа, которые
спекулировали дефицитными товарами (холодильниками и т.д.).Скажем так, что противопоставление
духовного и экономического факторов условно. Добровольцев манило (исследования
это показывали) и другое – повышенная заработная плата, удлинение отпуска,
возможность вне очереди приобрести некоторые остродефицитные товары. Менялось
время, и доброволец стремился жить в ногу с ним. Он и романтик, и рационалист.
Противопоставление этих двух мотивов не только условно, но оно и устаревало в
течение определенного времени. Это было связано с тем, что многие молодые люди
становились семейными, взрослели, и у них более естественно воплощалось и
«общественное», и «личное».Но в целом первое место у
добровольцев занимало понимание важности личного участия в освоении нового
региона, «Работа в степени романтики» (М. Кульчицкий). «Настоящие бамовцы, – написал один
их опрошенных, строитель БАМа, – это бамовцы-добровольцы, первопроходцы,
которые ехали в Сибирь за романтикой, а не первые советские бизнесмены.
Соответственно те строители, которые руководствовались этими идеями, составляли
костяк «особенных бамовских коллективов».
( См. Продолжение часть 2 и 3) )