Главная| | Мой профиль | Регистрация| Выход | Вход
 
Понедельник, 06.05.2024, 06:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Наш календарь [919]
Новости России [713]
Новости планеты [160]
Детские движения [197]
Студенческий строительный [62]
Великая Отечественная... [184]
Память [364]
Анкета "Не расстанусь с комсомолом" [109]
Поздравления [203]
Пионерия [110]
Юбилей комсомола [447]
Регионы [274]
Совет ветеранов [106]
История [235]
Новые книги [84]
Фалеристика [4]
Замечательные современники [78]
Целина - судьба моя [2]
К 65-летию начала освоения целины
Победа [10]
75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается.
Наш комсомол
  • ЛКСМ. Москва.

  • Ленинский Комсомол (ЛКСМ РФ) Москва

  • Ветераны комсомола

  • Не расстанусь с комсомолом. Комсомол 100.

  • История комсомола Казахстана

  • Комсомольская юность моя

  • Комсомол -100 лет. Тверь.

  • Воспитанники комсомола-Мое Отечество

  • Комсомольская юность моя (Ивановская область)

  • Комсомольская площадь (Нижний Новгород)

  • Из истории Челябинской областной организации

  • Сайт ветеранов комсомола(Омск)

  • Ветераны Ярославской области

  • Наш опрос
    Есть ли будущее у комсомола?
    Всего ответов: 1228
    Вход

    Поиск
    Статистика

    clock counter Яндекс.Метрика
    Главная » 2013 » Май » 24 » Роль и место молодого поколения 70-х годов ХХ века в истории строительства БАМа (часть 1)
    Роль и место молодого поколения 70-х годов ХХ века в истории строительства БАМа (часть 1)
    13:28

    Не продается вдохновенье… (к 95- летию создания ВЛКСМ)

    Б.А. Ручкин, А.А.Королев.(Московский гуманитарный университет) Статья посвящается осмыслению  молодого поколения 70-х годов  ХХ века  и его места  в истории строительства БАМа. Опровергаются расхожие суждения о том, что магистраль строили «добровольные невольники», а  БАМ – «дорога в никуда».  Ключевые слова: БАМ, Комсомол, молодежь, историческая память.

    В статье мы обращаемся к одной их славных страниц комсомольского прошлого – его шефства над грандиозным проектом – строительством БАМа. Сооружение БАМа широко освещалось в советских газетах, радио, телевидении, над его образом работали публицисты, журналисты, писатели.  Атмосфера пафоса стройки емко передана в строках песни О. Фельцмена, Р. Рождественского:

    «Слышишь – время гудит БАМ!  На просторах крутых – БАМ!»

    Ныне БАМ стал малопривлекательной для власти темой. В немногочисленных публикациях превалируют негативные акценты, типа «дороги в никуда», «памятники эпохи застоя», «добровольные невольники». По мнению экономистов, дававших оценку послее ее окончания, дорога признавалась убыточной и не оправдывала вложенных в нее средств. «Проект строительства БАМ, – высказался Е. Гайдар в начале 2000-х, - характерный пример социалистической «стройки века». Проект дорогой, масштабный, романтический – перемена места, Сибирь.Подкрепленный всей мощью советской пропаганды, экономически абсолютно бессмысленный…».[1]

    Есть и противоположные мнения[2], но об экономической стороне вопроса спорить не будем, не наша тема.

    Сосредоточим внимание на одном аспекте – на мифе «о добровольных невольниках», т.е. о людях, участниках строительства, биография которых начинается с приезда. В 70-80 годы прошлого века на Всесоюзных ударных стройках по комсомольских путевкам трудилось 1 млн 350 тысяч, в том числе на БАМе – 45 тысяч бойцов.[3]  Это не просто стройка. Это – символ эпохи, осмысление поколения 1970-х и его места в истории. Трудно сейчас представить, что современные молодые люди, живущие в Москве и Санкт-Петербурге готовы добровольно отправиться в те далекие места и проработать несколько лет. Значит, что-то существенное отличает то поколение от нынешнего. Именно этот вопрос становится главным для нашего исследования.

    Итак, «добровольные невольники». Именно так называется статья журналистки Екатерины Гликман.[4] Заголовок хлесткий. Смысл: строители БАМа – невольники, а это по словарю С. Ожегова - рабы, пленники. Рабы кого? Государства? Организации? Властителя? Рабы чего? Идеи? Здесь же налицо, говоря научным языком, - оксюморон. Что в переводе с греческого – остроумно-глупое. Например, «живой труп», «горячий снег». В народе говорят: «Все начинается с дороги». У каждого советского поколения они – свои. Неповторимые: это и узкоколейка Павла Корчагина – символ устремлений молодежи эпохи гражданской, это и Турксиб – олицетворение трудового героизма юношей и девушек незабываемых 30-х гг., это и Абакан–Тайшет, Тюмень-Сургут – пример мужества юности, которая закалялась в отблесках «костров таежных». И, наконец, БАМ – символ трудового героизма 70-80-х гг. Может показаться, что перед вами ностальгирующие люди, которые пишут пастораль позднего советского романтизма. Нет. Это не так. Скорее – размышляющие историки. Непреложное правило любого историка – судить явления прошлого по законам нравственным ушедших эпох, оценивать их (а это уже другой вопрос: хорошо или плохо) через призму бытовавших тогда теорий, мнений, представлений. Поступать иначе, значит, модернизировать, «подправлять» прошлое, обелять или огульно очернять, что не «здесь и теперь».

    Вместе с тем нельзя не учитывать, что вступающие в жизнь новые поколения (в данном случае автор указанной статьи, представитель этого нового поколения) по-своему объясняют факты и события, ставшие уже историей. Это их неотъемлемое право на собственное видение истории. Они наследуют и хорошее, и плохое, прекрасное и безобразное, легенды и мифы, создают и свои. В этом диалектика жизни. Преемственность и новаторство. Даже отрицание и поругание. Как нам ни было бы больно! В советские времена догматики-идеологи утверждали, что между поколениями нет борьбы. Оказывается есть: и идейная, и нравственно-этическая, и психологическая, и эстетическая и прочая, прочая. Главное - понять друг друга, а это значит простить. Понять – оживить факты, информацию, знания. Найти причинно-следственные связи между ними.

    Что касается БАМа, то она поистине «магистраль века» (трасса почти в 4 тысячи километров). Когда ее строили, поражало все: размах, масштабы строительства, смелость и оригинальность инженерных решений (трасса дороги пересекла 11 крупных рек, бесчисленное количество речек и речушек, было построено 2230 больших и малых мостов), перепады климата, сложная сейсмическая обстановка (оползни и другие «сюрпризы» природы). Стоимость строительства БАМ в ценах 1991 года составила 17,4 млрд рублей, таким образом БАМ стал самым дорогим инфраструктурным проектом в истории СССР.[5]

    Разными путями приходили люди сюда, в трудовые коллективы магистрали. Ехали прежде всего молодые: стройка-то комсомольская, молодежная! Из каждых пяти строителей четверо - в возрасте до 30 лет.[6] Источники пополнения таковы: общественный призыв молодежи (по комсомольским путевкам), организованный набор, целевое направление выпускников вузов и техникумов, ПТУ, приехавшие индивидуально, так называемый «местный наем» и т.д. Наши многолетние исследования показывали: определяющим для большинства юношей и девушек, которые приезжали на БАМ, были желания благородные, общественно значимые. Обратимся к таблице 1.Мотивы приезда строителей на БАМ (в %)[7]

     

    Мотив

    Уч. отряд им. XVII съезда ВЛКСМ (1974 г.)

    Отряды Западного участка

    Восточный участок, строительные подразделения шефов

    1

    2

    3

    4

    1. Идейно-патриотические мотивы

    89,0

    60,7

    55,2

    2. Желание устроить свой быт. Семейные обстоятельства

    -

    14,1

    7,1

    3. Улучшение материального положения

    -

    23,0

    34,4

    4. Прочие

    11,0

    2,2

    3,3

     Мотивы патриотического характера приезжающих на БАМ большинства юношей и девушек подтверждают исследования ученых Новосибирска, Хабаровска, Иркутска.[8]Опрос бойцов отряда имени XVI съезда КПСС (1981 г.) показал, что 42,6% изъявили желание поехать на ударные стройки по соображениям идейно-патриотического характера; 34,3 – проверить себя на прочность в трудных условиях; 18,1- с целью проявить свои способности; 24,2 – улучшить материальное положение.[9]Как видно, исследования ученых разных лет свидетельствовали о понимании важности личного участия в строительстве магистрали, преобладании этого мотива среди всех других, которыми руководствовались добровольцы, выбирая свой путь на БАМ. «И это отнюдь не безработная молодежь, - заметил канадский ученый, писатель Г. Гриффин, - которая рада получить любое место, как это наблюдается в западных странах».[10] Бамовец, поэт Вл. Гузий, писал «От Усть-Кута и до Амурских вод, Дорогами судьбы мы шли вперед – мы шли по зову молодых сердец. Нам слово «БАМ» - алмазый наш венец…».Это хотелось бы подчеркнуть потому, что западные исследователи того периода стремились проигнорировать идею о том, что интересы юношей и девушек не совпадали с интересами партии, комсомола. Они выставляли добровольцев, едущих на освоение новых регионов (в т.ч. на БАМ), как «энтузиастов поневоле», писали о «ненужных жертвах», которые молодежь умножила в угоду государства».[11]

    Как говаривал великий поэт: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Наряду с романтиками-коллективистами («сначала думай о Родине, а потом о себе») были и трезвые реалисты («заработать на кооператив, на машину»), а то и просто «гастролеры», любители наживы. Были такие и среди управленческих кадров БАМа, которые спекулировали дефицитными товарами (холодильниками и т.д.).Скажем так, что противопоставление духовного и экономического факторов условно. Добровольцев манило (исследования это показывали) и другое – повышенная заработная плата, удлинение отпуска, возможность вне очереди приобрести некоторые остродефицитные товары. Менялось время, и доброволец стремился жить в ногу с ним. Он и романтик, и рационалист. Противопоставление этих двух мотивов не только условно, но оно и устаревало в течение определенного времени. Это было связано с тем, что многие молодые люди становились семейными, взрослели, и у них более естественно воплощалось и «общественное», и «личное».Но в целом первое место у добровольцев занимало понимание важности личного участия в освоении нового региона, «Работа в степени романтики» (М. Кульчицкий). «Настоящие бамовцы, – написал один их опрошенных, строитель БАМа, – это бамовцы-добровольцы, первопроходцы, которые ехали в Сибирь за романтикой, а не первые советские бизнесмены. Соответственно те строители, которые руководствовались этими идеями, составляли костяк «особенных бамовских коллективов».[12]

    ( См. Продолжение  часть 2 и 3) )

    Категория: Наш календарь | Просмотров: 1251 | Добавил: komsomol-100 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2024