Из резолюции XII съезда РКП(б) «О работе РКСМ» апреля 1923 г.
.9. Рост детского движения под руководством комсомола в форме «юных пионеров» ставит перед партийными организациями задачу всемерной помощи в развёртывании этой работы.
Партийные организации должны помочь РКСМ объединить вокруг коммунистического детского движения революционные педагогические силы.
Опубл.: Двенадцатый съезд РКП(б). Стенографический отчет. М., 1968. С. 726.
===========================
Программа занятий в отрядах «Юных пионеров» имени Спартака
Общие принципы
Детская организация, выливающаяся в форму отрядов «Юных пионеров», не может и не должна ставить себе задачей дать детям много знаний из окружающей природы и жизни, а главным образом должна стремиться пробудить интерес к этим знаниям и, пользуясь самоорганизацией детей, приучить их к общественно-трудовой жизни. Поэтому вся программа занятий должна исходить из непосредственных требований детской жизни и быть проникнута живым, творческим духом. Соответственно временам года она должна менять свое содержание, но, в общем и целом, должна включать следующие элементы:
Элементы программы
1. Пионерская практика (лагерная и походная жизнь во всех деталях, пионерское дело, сигнализация, топография, «разведка», санитарное дело и практические навыки самостоятельной жизни).
2. Естественные физические упражнения (игры, естественная гимнастика, жизнь на воздухе и т. п.).
3. Трудовые навыки (устройство и оборудование штабквартир, клубов, лагерей; сады, огороды, мастерские; самообслуживание и обучение трудовым специальностям).
4. Общественный труд (помощь коллективным трудом детским и иным учреждениям, охрана общественных садов, скверов и памятников старины; работа в музеях, библиотеках и других научных учреждениях; организация детских площадок, игр и праздников; пожарная охрана и помощь в народных бедствиях: голод, наводнение и пр.; сельскохозяйственные и иные трудовые дружины).
5. Знакомство с природою (наблюдения во время экскурсий и работ в саду, огороде и выяснение общих биологических законов; коллекционирование и систематические наблюдения над явлениями природы, главным образом из области астрономии, метеорологии).
6. Знакомство с окружающей жизнью (окружающие занятия людей, окружающие производства, события местной жизни, детская жизнь и жизнь рабочей молодёжи: КСМ и его история; международное детское, юношеское и рабочее движение).
7. Историко-географические сведения о родной местности, а затем о всей стране и других странах (широкое краеведение: развитие родного города в связи с развитием всей страны, путешествия и открытие новых земель, изучение их по рассказам путешественников и исследователей).
8. Картины из истории труда, машины и их героев (параллельно с этим развитие общества).
9. Знакомство с литературой и ее творцами (чтение, пересказ, собственные журналы,
газеты, листовки, литературные диспуты и суды).
10. Знакомство с искусствами (музыка, пение, театр, рисование, все практически, упражняясь).
11. Всестороннее развитие органов чувств (игры, упражнения, состязания).
12. Гигиена игры, труда и отдыха (практическое усвоение).
Проведение программы
Все эти элементы должны включаться в их последовательности в повседневную жизнь организации и ее звеньев. Основной стержень всей работы — подвижная, единственно отвечающая данному возрасту пионерская практика, все остальное — постепенные наслоения, в одних случаях как развитие этой практики (пункты 2, 3, 4, 11, 12), в других как следствия ее (пункты 5—10); теоретические познания ни в коем случае не должны вноситься путем лекций или уроков, а должны быть выводом из игр и практики текущего или прошлого дня.
Период работы
Всю эту работу можно разбить на три года и в каждом году на три периода: 1) весенний (как подготовка к лету), 2) летний и 3) зимний (осень частью входит в летний, частью в зимний, по характеру работы).
Центр работы летом — лагерь, зимой — пионерклуб.
Весна
Вся весенняя работа характеризуется бодрой подготовкой к лету и заканчиванием, свёртыванием зимней работы в пионерклубах. Звенья готовятся к летним прогулкам, изучая на практике лагерные и походные навыки (постановка палаток, шалашей, костры и т. п.), принимаются за устройство своих огородов, садов и пользуются пробуждением всей природы, чтобы изучить по отдельным явлениям смысл всей происходящей перемены после зимы. Кроме того, начинается закаливание организма естественной гимнастикой, играми и спортом на воздухе. Кратко — основные элементы весенней работы следующие: 1) подготовка к летней пионерской практике; 2) знакомство и наблюдение над живой главным образом природой; 3) сезонные трудовые работы; 4) физические упражнения на воздухе; 5) общественный труд в городских скверах, садах, огородах и пр. (праздники древонасаждения).
Лето
В течение лета происходят многочисленные прогулки, походы, экскурсии и, наконец, как завершение их — лагерь. Все прогулки, вся работа в патрулях имеет основное направление — подготовиться к лагерю во всех отношениях. Поэтому особенно энергично изучаются лагерные практические навыки, летние ремесла (плетение корзин, обуви и т. д.), идет систематическая подготовка к лагерным наблюдениям природы (изучаются летние явления ее и летние способы наблюдений), на прогулках физическое закаливание и нравственное сплочение в общей работе и игре. Производятся специальные экскурсии с исторической целью или с целью ознакомления с производством, особенно летним (кирпичным, например). Попутно должен использоваться материал по истории труда и производств в форме кратких и образных бесед у костра. Общественная работа может вылиться в организацию детских загородных прогулок и праздников (1 Мая, 1 июня), а также в организации дружин по сбору лекарственных трав и по борьбе с полевыми вредителями (суслики, саранча и т. п.). Краткое содержание летней работы следующее:
1. Лагерная походная жизнь.
2. Знакомство и изучение живой и мертвой природы.
3. Историко-географические экскурсии.
4. Экскурсии для знакомства с сезонными главным образом производствами.
5. Рассказы о подвигах человеческого ума и труда, о прежней и настоящей жизни (во время лагерных бесед у костра).
6. Участие и вовлечение масс детей во все празднества и демонстрации молодежи с соответствующей подготовкой и объяснением.
7. Трудовые дружины по сбору лекарственных растений и борьбе с полевыми вредителями.
Зима
К началу осени завершается походно-лагерный период летней работы и подготовляется постепенный переход к зимней работе, имеющей основным своим элементом работу в пионерклубах, которые заменяют собою и клуб, и дом отдыха, и мастерские. Собранный за время лета экскурсионный материал систематизируется, начинается более глубокое изучение его, а также собираются материалы и инструменты для оборудования мастерских, где под видом получения специальностей будут изучаться различные ремесла, необходимые в первую очередь для оборудования пионерклубов, и вообще будет происходить систематическая трудовая подготовка.
Осень используется для экскурсий на фабрики и заводы, в школы фабрично-заводского ученичества, а также в музеи, после и во время которых идут беседы по вызванным вопросам.
Собирается урожай со всех огородов и садов и по возможности посылаются дружины для помощи в совхозы, колхозы и пр. хозяйства. К осеннему празднику молодёжи (сентябрь) ведется подготовка, как в форме бесед о прошлой, настоящей и будущей жизни людей, так и в форме глубокого изучения международного юношеского движения и РКСМ. Наступление зимы вызывает усиленные работы в пионерклубах по заготовке топлива, по ее оборудованию и пр., а затем по украшению уголков, в чем выявляется коллективное творчество «звеньев». Организуются клуб, библиотека-читальня, при ней же переплетная мастерская.
Зимою подводятся итоги летней работы, изучаются теоретические части программы (санитарное дело, например) и углубляется общее познание. Здесь же устраиваются клубные дни, которые выявляют театральное и иное творчество патрулей. Производятся выставки работ мастерских, устраиваются музеи, издаются стенные и устные газетки, журналы, а теоретическая работа завершается устройством литературных и иных судов, диспутов, докладов и т. п. Все это не нарушает зимней тренировки (зимней прогулки, сигнализации и т. д.). Общественная деятельность заключается обычно в работах в детских учреждениях, в музеях, в библиотеках, в устройстве вечеров. Изучение теоретических знаний проводится обычно в кружках, составляемых из интересующихся ребят отряда.
Итак, содержание зимней работы таково:
1. Зимняя пионерская практика.
2. Организация труда и игры в пионерклубе и его оборудование.
3. Знакомство с окружающей жизнью и организациями людей.
4. Коллективное творчество, клубные дни.
5. Работа в детских учреждениях, в музеях, в библиотеках и помощь им.
6. Сплочение в труде и беседы из истории труда и общества.
Программы испытаний
Программы испытаний имеют своей задачей подытожить те знания и умения, которые были приобретены пионерами в отряде в области главным образом практики и дать стимул к продолжению дальнейшей работы. Не надо смотреть на них как на конспект занятий, ибо если бы это было так, то работа отряда была бы чрезвычайно узкой и не соответствовала бы задачам организации.
1. На право поступления в отряд нужно иметь общее знакомство с законами и обычаями пионеров и твердое желание их исполнять.
2. На звание «пионер 3-го разряда».
1) Помнить и исполнять законы и обычаи юных пионеров.
2) Девиз, салют, значок пионера и символ труда (серп и молот),
3) Тайные и дорожные знаки пионеров, внешние их значки.
4) Четыре узла.
5) Показать адреса: товарищей по звену, ближайших врачей, пожарной команды, больницы, Совета, комитета РКСМ, библиотеки, а также знать, где находится ближайший телефон.
6) Сигналы: свистком, посохом и рукой.
7) Пришить пуговицу, зашить разорванное, хорошо вымести пол.
8) Ежедневно делать по одному гимнастическому упражнению для укрепления и развития каждой части тела.
9) Маршируя, спеть «звеном» гимн пионеров и «Интернационал».
10) Знать жизнь и характерные особенности патрульного зверя и подражать его крику. Рассказать об идейном вожде своего патруля.
3. На звание «пионер 2-го разряда»
1) Толково объяснять законы.
2) Рассказать историю старых и новых детских организаций, указать их различия, а также историю своей организации.
3) Первая помощь в несчастных случаях: при пожаре, удушении, угаре, ожогах, переломах, вывихах; кровеостанавливающие точки на теле при кровотечении; потеря сознания, обмораживание, замерзание.
4) Знакомство с природою: а) растения окружающей местности (приготовить из них коллекцию), б) знать десять преобладающих пород минералов данной местности и приготовить их образцы для коллекции. в) рассказать по собственным наблюдениям о жизни трех домашних животных и трех птиц, г) элементы погоды; предсказание погоды по приметам.
5) Лагерные навыки: разбить палатку и устроить шалаш в двух видах, разложить костер, ориентироваться по компасу и приметам; определение времени и места.
6) Развести костер не более чем двумя спичками и сварить обед из трёх блюд.
7) Иметь не менее двух трудовых специальностей.
8) Участвовать не менее как в трех прогулках и описать одну из них.
9) Определять расстояния до тысячи шагов и вес до одного пуда с ошибкой не более 25 процентов, определять на глаз количество толпы. Запомнить из 24 трудовых предметов 16 при наблюдении в одну минуту.
10) Играть в 10 игр.
11) Петь патрулем две пионерские, две революционные песни и «Молодую гвардию».
12) Простейшие виды строя.
13) Сигнализация Морзе (16 букв в минуту).
14) Вязать еще пять узлов.
15) Не менее двадцати применений посоха.
16) 16 точек компаса.
17) Уметь мыть полы, окна и чистить посуду.
18) Уметь держаться на воде.
19) Рассказать о том, кто такой был Спартак и почему его имя носят «юные пионеры».
4. На звание «пионер 1-го разряда»
1) Переноска, перевязка пострадавших на носилках и на руках, перевязки бинтом и косынкой, отравление (общие случаи).
2) Знакомство с природою: а) представить двухнедельный дневник наблюдений над природою, б) знать способы удобрения земли и уход за огородными растениями, в) знать по собственным наблюдениям топографию, флору и фауну местности, г) знать все виды злачных растений.
3) Полное устройство бивака и лагерная жизнь не менее недели. (Описать один из лагерных дней.)
4) Постройка моста на козлах и висячего, постройка землянки.
5) Тушение лесных и степных пожаров.
6) Съёмка местности (полная топография).
7) Определение расстояний до двух тысяч шагов, веса до двух пудов с ошибкой не более 15 процентов.
8) Определение высоты и ширины геометрическим способом.
9) Знать десять игр и руководить шестью из них.
10) Пение еще двух песен.
11) Рассказать краткую историю юношеского движения и данной организации РКСМ.
12) Провести беседу о двух людях-борцах за освобождение рабочих, героев труда и науки.
13) Заниматься каким-либо видом спорта. (Один летом и один зимой.)
14) Привлечь в отряд одного новичка и обучить его на третий разряд.
15) Рассказать о том, что дала Советская власть пролетарским детям.
Опубл.: «Юные пионеры» (Коммунистические детские группы имени Спартака). Сборник статей и материалов по организации отрядов «Юных пионеров» под редакцией B. Зорина. - М.: 1922. - C. 22-34. Орфография источника.
Страницу ведут: Н.Д. Оконова и Н.М. Пронина
|