Пионерская организация как школа жизни и становления личности
- В пионеры меня приняли в четвертом классе Петровской начальной школы в 1950 году. Я к этому стремился, потому что жизнь в пионерской организации была содержательной и интересной. В ней мы проходили уроки истинной демократии, коллективного решения вопросов на сборах. Здесь представлялась возможность всем желающим высказать свое мнение, внести предложения по всему спектру волнующих проблем (учеба, культурные и спортивные мероприятия, участие в полезных делах и др.) Товарищеский разговор без присутствия взрослых подчас был нелицеприятным для неуспевающих в учебе, уклоняющихся от участия в общественных мероприятиях, а тем более, совершающих проступки.
Вспоминаю, с каким удовольствием мы пилили и кололи дрова, носили воду, обрабатывали огороды, выполняли другие работы по дому у нуждающихся в помощи односельчан. Благодарные за оказанную помощь люди, да и по вековому крестьянскому обычаю, старались попотчевать нас едой из своих скудных запасов. Как правило, мы вежливо отказывались, хотя в те трудные годы недоедание давало о себе знать постоянно. Лучшей наградой для нас было чувство сделанного доброго дела, возможность проявить себя с лучшей стороны, что весьма ценилось взрослыми и сверстниками, было главным критерием человеческого достоинства.
В конце сороковых, начале пятидесятых годов прошлого века в стране шла грандиозная работа по восстановлению разрушенного фашистской Германией в ходе Великой Отечественной войны народного хозяйства. Пионерия принимала активное участие в этом деле. Одним их конкретных проявления этого был сбор металлолома и макулатуры.
Более шестисот мужчин из села Петровское Павловского района не вернулись с фронта, а многие из оставшихся в живых стали инвалидами. На полях и фермах колхозов трудились в большинстве своём женщины и старики. Основной тягловой силой в колхозе были лошади и быки. На них пахали, сеяли, обрабатывали посевы, убирали урожай, перевозили сельскохозяйственную продукцию. О том, чтобы остались не вспаханными, не убранными поля и огороды не могло быть и речи. Но для этого требовалось невероятное напряжение всех сил, один работал за двоих, а то и за троих. Колхозники выезжали в поле до восхода солнца и возвращались затемно. А в период уборки зерновых неделями жили в поле. Поэтому домашнее хозяйство в большей степени было на руках детей. Старше 10 лет, особенно мальчишки, в летний период работали в поле вместе со взрослыми.
Я начал свою «трудовую деятельность» после окончания третьего класса школы водоносом в уборочную страду. Скашивание хлебов тогда осуществляли конными жатками. Вслед за жатками женщины вязали снопы.
Обязанностью водоноса было напоить свежей водой вязальщиц и косарей. Воду из колодца привозили специально выделенный водовоз. Набрав в ведро из бочки воды, мы, мальчишки-водоносы, мчались по своим загонам. Главная трудность для нас состояла в том, что идти надо было босиком против движения жаток, а, следовательно, навстречу наклоненной стерне, которая весьма ощутимо колола ноги, да и пронести ведро с водой на расстояние 2-3 км тоже не просто. Однако сознание причастности к общему делу не только помогало преодолевать трудности, но и рождало чувство гордости, самостоятельности, ответственности за доверенное дело. Именно здесь, на родном поле, начиналась для меня школа жизни. Именно эта среда, как я теперь понимаю, формировала у нас, мальчишек, далеко не худшие качества.
Период пребывания во Всесоюзной пионерской организации был одним из лучших в моей жизни. Требование пионерского девиза «Будь готов! Всегда готов!» стала руководством для меня в учёбе и работе, в общественной жизни.
Приближается 100-летний юбилей пионерии. С удовлетворением следует отметить, что после развала СССР в России действуют детские организации – наследники пионерии советских времён. Хочу искренне пожелать нынешним пионерам быть достойными продолжателями дел своих предков.
===============
|