Главная| | Мой профиль | Регистрация| Выход | Вход
 
Четверг, 02.05.2024, 19:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Наш календарь [919]
Новости России [713]
Новости планеты [160]
Детские движения [197]
Студенческий строительный [62]
Великая Отечественная... [184]
Память [361]
Анкета "Не расстанусь с комсомолом" [109]
Поздравления [202]
Пионерия [110]
Юбилей комсомола [447]
Регионы [274]
Совет ветеранов [106]
История [234]
Новые книги [84]
Фалеристика [4]
Замечательные современники [78]
Целина - судьба моя [2]
К 65-летию начала освоения целины
Победа [10]
75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается.
Наш комсомол
  • ЛКСМ. Москва.

  • Ленинский Комсомол (ЛКСМ РФ) Москва

  • Ветераны комсомола

  • Не расстанусь с комсомолом. Комсомол 100.

  • История комсомола Казахстана

  • Комсомольская юность моя

  • Комсомол -100 лет. Тверь.

  • Воспитанники комсомола-Мое Отечество

  • Комсомольская юность моя (Ивановская область)

  • Комсомольская площадь (Нижний Новгород)

  • Из истории Челябинской областной организации

  • Сайт ветеранов комсомола(Омск)

  • Ветераны Ярославской области

  • Наш опрос
    Есть ли будущее у комсомола?
    Всего ответов: 1228
    Вход

    Поиск
    Статистика

    clock counter Яндекс.Метрика
    Главная » 2023 » Ноябрь » 5 » Об Иванове Игоре Петровиче. С.А.Коваль из цикла «Жизнь. Признание. Память»
    Об Иванове Игоре Петровиче. С.А.Коваль из цикла «Жизнь. Признание. Память»
    00:08

               1-5 ноября в СПб проходит Педагогический форум «Воспитание созиданием», посвященный 100-летию со дня рождения Игоря Петровича Иванова  (5.11.1923 – 9.08.1992) – действительного члена Академии педагогических наук СССР, доктора педагогических наук, профессора.

    В программе форума Всероссийская научная конференция «Педагогика И.П.Иванова – достояние отечественной науки и современной практики воспитания», которую проводит Российский государственный  педагогический университет им. А.И.Герцена.

    На базе городского Дворца творчества юных пройдет Межрегиональная научно-практическая конференция «Коллективная творческая деятельность в стратегии развития воспитания: авторские идеи, трансформация и перспективы», а в Ленинградском государственном университете им. А.С.Пушкина состоится Международная XII научная конференция «Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: столетию академика И. П. Иванова посвящается»

    На базе Ленинградского областного института развития образования пройдет Межрегиональная научно-практическая конференция «Концепция коллективного творческого воспитания: вчера, сегодня, завтра» и  вечер воспоминаний «Встреча друзей в День рождения Коммуны имени А. С. Макаренко». 5 ноября день Памяти и посещение могилы на Волковском кладбища, где похоронен И.П.Иванов

    Мы публикуем   очерк С.А.Коваль из цикла «Жизнь. Признание. Память».

    *   *   *

    Еще одно имя, одна судьба. Игорь Петрович Иванов. 5 ноября 2023 года его столетие. Справочные издания кратко представляют его так: советский педагог, доктор педагогических наук, академик АПН СССР, профессор ЛГПИ им. А.И.Герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко, изобретатель методики «КТД», коммунарской методики.

     Его жизнь  связана с Ленинградом (хотя родился он  в Батуми). В школе вступил в комсомол, активно занимался  литературой, театром, много читал. Когда началась война, Игорь вместе с родителями (они работали на заводе, который  был эвакуирован в Уфу, а потом в Горький)  эвакуировался, поскольку из-за близорукости в  армию его не взяли. Всю войну он работал на заводе, занимался самообразованием, а после освобождения Ленинграда поступил на философский факультет Ленинградского университета. В 1949 году он оканчивает университет и получает приглашение в аспирантуру. Выбирает Ленинградский НИИ педагогики АПН РСФСР. Тема исследования – цель и пути воспитания.  Он погружается в работу знаменитой 210 школы Ленинграда, активно   сотрудничает с Ленинградским обкомом комсомола.

    В 1951 году первый секретарь обкома комсомола В.Зайчиков приглашает его на комсомольскую работу – зам. заведующего отделом  школ Ленинградского обкома  ВЛКСМ. Он дает согласие, а через год Зайчиков, который стал секретарём ЦК ВЛКСМ, уговаривает Игоря перейти на работу в Москву. Игорь уже  был женат, родилась дочь, но перспективы работы в Москве, возможность  увидеть состояние дел  в стране, возможность поработать в архиве, углубляя и расширяя свою научную тему, приводят его к мысли дать согласие. Опыт работы в ЦК не  только обогатит молодого исследователя,  но обострит понимание тех противоречий, которые  он видит в работе с учащимися.

    В связи с сокращением штатов осенью 1953 года он возвращается в Ленинград и продолжает  работу в Институте педагогики. Продолжает работу над диссертацией, особо осмысливает идеи А.С.Макаренко. В 1955 году защищает кандидатскую диссертацию на тему «Воспитательная работа комсомольцев с пионерами». Вместе с группой старших пионервожатых, готовых работать с пионерскими дружинами по-новому, в 1956 г. создает СЭН – Союз Энтузиастов.   В 1959 году на базе одного из районных домов пионеров Ленинграда создаёт КЮФ – Коммуну юных фрунзенцев, жизнь  которой будет описана  журналистом  Симоном Соловейчиком [1], и книга станет «пособием» коммунарской методики. Появятся понятия «коммунары», «КТД  – коллективные творческие дела», «педагогика общей Заботы».  Всероссийский пионерский  лагерь «Орлёнок» при поддержке секретаря ЦК ВЛКСМ Л.К.Балясной станет «полигоном» коммунарской методики. И по всей стране начнут возникать коммунарские клубы, проводиться коммунарские сборы.  В начале 60-х  появляются коммунарские объединения: в Архангельске в 1961 г. Городской  штаб школьников, впоследствии имени А.П.Гайдара, который действует и в настоящее время, Клубы юных коммунаров в Горловке, Свердловске, в Петрозаводске отряд «Товарищ», объединения в Минске, Челябинске, Братске, Перми  и др.

    В 1964 г. проходит первый Всесоюзный коммунарский сбор в Братске.

    Коммунарская методика отправится в свободное плавание. Активно начнут распространяться идеи новой реальности пионерских и комсомольских школьных организаций:  идея общей Заботы; преодоление формализма в воспитании; выстраивание воспитательных отношений в условиях «педагогического успеха»; позиция старших: быть рядом и чуть-чуть впереди; преемственность педагогики А.С.Макаренко  и И.П.Иванова. Кажется, состоялось признание его новаторских идей.

    Но…  вскоре последуют «рекомендации»: не увлекаться коммунарством,  ибо  у нас есть действующие комсомольская  и пионерская  организация, и «неуправляемая активность» мало ли к чему может привести…

    Сам же  Игорь Петрович ещё в сентябре 1961 года  принимает предложение  занять должность декана педагогического факультета в Ленинградском государственном педагогическом институте имени А.И.Герцена. Его творческая  натура и здесь находит сподвижников. В 1963 году появляется  КиМ – коммуна имени Макаренко – творческий союз  педагогов-макаренковцев, ядро  студенческого комсомольского актива.

    Чуть позже появится движение педагогических отрядов. Они создаются по месту жительства в Москве, в пионерских лагерях Петрозаводска, Тюмени, Ижевска, Якутии; в студенческих и школьных коллективах  Омска,  Казани,  Кемерово, Полтавы, Запорожья, Ухты…

    Начинает вырисовываться «творческая педагогика». Но не все было так просто. Снова многие идеи и предложения не принимались. Пост декана пришлось оставить. В 1972 году состоялась защита докторской  диссертации на тему «Творческое содружество поколений как условие воспитания юных общественников». Как укажет дочь Игоря Петровича Г.И.Кожевникова, «была разработана и представлена авторская педагогическая концепция И. П. Иванова единства отношений содружества между воспитателями и воспитанниками (ведущих во внеклассной работе) и открытой воспитательной заботы (ведущей в учебном процессе)».

    Ну чем не  тема сегодняшнего дня! Она и была опережающей свое время… Не случайно и защита проходила в переполненном зале Ученого совета. Блестящие  отзывы оппонентов, поддержка тех, кто сам  был причастен к  этому творческому содружеству, позволили сделать вывод: диссертант «разработал и претворил в жизнь программы, привлекая  широкий круг практиков,  раскрыл закономерность изменения форм и  методов в системе творческого содружества поколений» [2].  Было принято решение: труд должен быть опубликован, он нужен школам. Снова признание и снова  но…

    Решение осталось на бумаге. И только  с началом перестройки, когда по инициативе «Учительской  газеты» в 1986 году собрались педагоги, которых назвали новаторами, когда ими был принят Манифест «Педагогика сотрудничества», когда в числе новаторских идей были названы идеи коммунарской методики, началось её возрождение, появилась возможность публикации того, что было наработано практикой. Появились статьи И.П.Иванова  в журналах «Вожатый», «Семья и школа», «Воспитание школьников». В книге «Педагогический поиск» напечатан очерк «Воспитывать коллективистов». Отдельным изданием вышла «Энциклопедия КТД» (1989).

    Особым в жизни И.П.Иванова оказался 1987 год.

    Весной на страницах «Учительской  газеты» были напечатаны 6 очерков С. Соловейчика «Жизнь Иванова».

    При кафедре методики ЛГПИ им. А.И.Герцена организованы Всесоюзные курсы   по изучению педагогики И.П.Иванова.

    4-6 декабря  прошел Всесоюзный съезд последователей И.П.Иванова и научно-практический семинар  «Методика И.П.Иванова – воплощение идей и опыта А.С.Макаренко».

    В декабре же состоялось заседание Научно-методического совета  АПН СССР совместно с научно-исследовательским институтом общей педагогики  и  Костромским  государственным педагогическим институтом им. Н.А.Некрасова. Тема заседания, в работе которого приняло участие более 200 человек,  – «Коммунарская методика как феномен педагогической  действительности». Развернулась бурная дискуссия, итогом которой был вывод: методика, известная как коммунарская, орлятская. коллективных творческих дел, вызывает интерес педагогической общественности;   долгожительство коммунарских коллективов   заставляет заново осмыслить сущность коммунарской методики, следовательно, этим нужно заниматься.

    Весной 1988 г. состоялось совещание в Министерстве просвещения СССР, где была подчеркнута значимость этой методики, необходимость публикации работ, разработки спецкурса для учителей и студентов, а в АПН нужна лаборатория.

    3 ноября Коммуна имени Макаренко отмечала свое 25-летие. На юбилей собрались представители всех поколений. Давний и ближайший друг и коллега Игоря Петровича Людмила Глебовна Борисова, ставшая уже профессором Новосибирского университета, настойчиво говорила о необходимости выдвижения И.П.Иванова кандидатом в академики. АПН СССР.  «В этой аудитории никто не сомневался  в его заслугах перед учителями-практиками, перед педагогической наукой.  Но – было и замешательство. Как воспримут наше, не имеющее особой силы предложение официальные структуры?

    Сомнения были и у самого Игоря Петровича. В основном они были связаны со здоровьем. Но после длительного колебания он принимает решение подать документы на конкурс.  16 января 1989 года под председательством Владимира Дмитриевича Шадрикова выборы состоялись. Представляла на заседании основные положения  педагогики Иванова Надежда Павловна Царёва [коллега и руководитель КиМа]… Результаты голосования – стопроцентное «за»…  Состоялось признание значимости его многолетней работы, его идей и дел, его вклад  в педагогическую науку…» [3].

    В  этом же году выйдет книга С.Соловейчика «Воспитание по Иванову». Не просто признание, а призыв следовать его идеям! 

    В мае 1991г. по инициативе учеников Иванова начал работу общественный научно-консультативный центр «Перспектива», которому он  успел еще уделять внимание. Были подготовлены и изданы ряд статей в «Ежегоднике АПН», книги «Методика коммунарского воспитания» (1990),  «Педагогика коллективных творческих дел» (1992).

    Но  академическая жизнь оказалась очень короткой.  9  августа 1992 г. И.П.Иванова не стало. Похоронили его на Волковском кладбище в Ленинграде – Санкт-Петербурге.

    Началась «Жизнь после жизни» и… Память.

    Наступали сложнейшие 90-е годы ХХ века. Тем не менее, удалось издать ряд   работ И.П.Иванова в разных изданиях: «Звено в бесконечной цепи» (Рязань, 1994), «Наша забота» (СПб, 1996), «Педагогика коллективной творческой жизни» (Псков, 1998).

    Его учениками было создано Санкт-Петербургское  общественное  объединение  «Педагогика социального развития». Были изданы работы, посвященные ученому и его идеям педагогики коллективного воспитания: Е.В.Титова. Методика воспитания (1996); Педагогика обшей заботы. Понятийный аппарат /Под ред. Е.В.Титовой (1998); Воспитание по Иванову. Вчера? Сегодня? Завтра?  / ред.- сост. И.Д.Аванесян, Т.В.Трухачёва (1998); Л.А.Иванова. Будущее в настоящем: жизнь и творчество Игоря Петровича Иванова (1998);  Н.П.Царёва. Точка отсчёта (1999); В.Л.Тузов. Первый класс –  день за днем (2001);  Л.С.Нагавкина и др. Социальный педагог: введение в  должность (2002);  И.Д.Аванесян. Творчество и воспитание  (2004).

    Проводятся конференции. В 2001 году в Архангельске на  тему «Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра». Традиционными стали юбилейные конференции в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена, в Ленинградском областном педагогическом  университете им. А.С.Пушкина, в Санкт-Петербургском политехническом университете. В Санкт-Петербургской академии постдипломного образования проходят педагогические чтения.

    К 80-летию И.П.Иванова вышла книга «Созидание: Теория  и методика воспитания» (2003) с  работами Игоря Петровича, воспоминаниями и оценками. В частности, здесь статья Р.В.Соколова «Размышления о феномене  И.П.Иванова». В 2009 г. в серии «Золотые имена» Герценовского университета  вышла книга «Игорь Петрович Иванов. Наука и  жизнь». Автор-составитель ученица И.П.Иванова Инесса Давыдовна Аванесян.

    Состоялись защиты  диссертаций Ольги Николаевны Маслюк [4] и Анны Владимировны Полищук [5].

    90-летие И.П.Иванова в 2013 г. «стало поводом для разговора ученых и практиков на тему «Философия, психология, педагогика социальной активности и творчества личности». Из ста восьмидесяти участников юбилейного форума, которые приехали в Санкт-Петербург из 36 городов, лишь два-три десятка знакомы с давних лет, связаны общими воспоминаниями и делами, начатыми еще при жизни Игоря Петровича. В большом Белом зале политехнического университета, где проходило пленарное заседание, они выделялись седыми головами и тем особым оживлением, которое всегда вызывает встреча соратников. Остальные участники не знали юбиляра лично. Но уже теперь, в наши дни, они нашли в его наследии идеи, которые не дают покоя, не позволяют оставаться равнодушным, работать формально, от звонка до звонка» [6]  –  отмечала в «Учительской  газете» Нина Пижурина.

    Новая волна внимания к наследию И.П.Иванова.  Совершенствуется сайт «И.П.Иванов  и коммунарская методика».  Активно продолжает исследовать вопросы коммунарства Ричард Валентинович Соколов [7], размещая их на своем сайте «И.П.Иванов и макаренковское педагогическое содружество». В 2014 г. опубликована наша статья «Комсомол. Иванов. Коммунарство» [8]. В 2016 г. – исследование доктора педагогических наук, профессора Ульяновского университета Сергея Даниловича Полякова о современном развитии опыта коллективного творческого воспитания [9]

    В 2015 году появляется Российское движение школьников, и думающие педагоги обращаются к идеям и практике коммунарства. В частности, Людмила Серафимовна .Нагавкина [10] (сама лидер коммунарского движения,  руководитель лаборатории кураторов РДШ Санкт-Петербурга). Есть  возможность продолжения использования этого опыта и у кураторов Российского движения детей  и молодежи «Движение первых»,  созданного в 2022 году.

    В 2019 г. вышла книга доктора педагогических наук, профессора Тюменского университета Ирины Никитичны Емельяновой «Коммунарское движение: идеология, педагогика, методика» [11]. Как  автор пишет  в предисловии, поводом для написания послужила встреча  в 2017 г. (спустя 40 лет) участников студенческого комсомольско-молодежного клуба «Борей», на которую приехали «борейцы» из почти десяти городов. «В общем кругу все отвечали на одни вопросы: «Что тебе дал коммунарский клуб? Что ты считаешь своим достижением в жизни после клуба?» Истории были разные, но общее, что объединило всех, — искренность и большая человеческая радость от встречи…»  В книге были использованы воспоминания участников коммунарских объединений материалы экспертного опроса  коммунаров  разных лет, выделены  три основных аспекта: «идеология коллективной организаторской деятельности, педагогика коммунарского воспитания и методика коллективной творческой деятельности…»

    Получилось философско-педагогическое осмысление опыта коммунарского воспитания. В заключение автор делает выводы о коммунарстве вчера,   сегодня и   завтра. «Коммунарство завтра — это обновленная идея, в основе которой будут лежать высокие социальные созидательные смыслы, базирующиеся на идее счастья людей. Человек всегда стремится к счастью. Более того, только когда он стремится к счастью людей, его жизнь наполняется особым смыслом. Безусловно, будет какая-то иная организационная форма, но сама идея не может быть уничтожена» [12].

    Итак, три судьбы. В их жизни была советская школа, Великая Отечественная война, комсомольская  юность. Студенчество и служение Отечеству. Они отражали эпоху ХХ века, испытали и взлёты, и трудности. В их жизни было Признание. И остаётся Память…

     

    [1] Фрунзенская коммуна. – М.: Детская лит-ра, 1972. – 175 с.

    [2] Игорь Петрович Иванов : наука и жизнь / Авт-.-составитель  И.Д.Аванесян. Под общ. ред. Г.А.Бордовского и В.А.Козырева. – СПб: Изд0во РГПУ им. А.И. Герцена. , 2009. – 564 с. – С.34.

    [3] Там же, с.164-165

    [4] Маслюк, О. Н. Педагогическая система И. П. Иванова в современном контексте духовно-нравственного воспитания школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / О. Н. Маслюк. — Рязань, 2002. — 194 с.

     

    [5] Полищук, А. В. Становление и развитие идей коммунарской педагогики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А. В. Полищук. — Архангельск, 2010. — 229 с.

     

    [6] Пижурина Н. Ледокол по имени  Игорь Иванов. Коммунарское движение в  борьбе против авторитарной педагогики . // Учительская газета,  № 48. – 26 ноября 2013 г.

    [7] Соколов Р. В. История коммунарства: ретроспектива и перспектива. URL: http://www.kommunarstvo.ru/biblioteka/bibsokist.html

    [8] Коваль С.А. Комсомол. Иванов. Коммунарство. // Российский гуманитарный журнал. 2014. Т.3, № 2. – С.73-84.

    [9] Поляков С. Д. Коллективное творческое воспитание: перезагрузка. – М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. – 176 с.

    [10] Нагавкина Л.С. Построение модели самоуправления в районном отделении Российского движения школьников Санкт-Петербурга (опыт работы творческой лаборатории кураторов РДШ, 2018) // Воспитательная работа в школе. — № 4-5. — 2018. — С. 118-130.

    [11] Емельянова И.Н. Коммунарское движение: идеология, педагогика, методика : монография. – Тюмень, 2019. – 160 с.

    [12] Там же. с. 141.

     

    Категория: Память | Просмотров: 86 | Добавил: Vitbor2008 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2024