Главная| | Мой профиль | Регистрация| Выход | Вход
 
Среда, 13.12.2017, 21:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Наш календарь [692]
Новости России [520]
Новости планеты [120]
Детские движения [128]
Студенческий строительный [33]
Великая Отечественная... [91]
Память [60]
Анкета "Не расстанусь с комсомолом" [49]
Поздравления [9]
Пионерия [7]
Юбилей комсомола [67]
Регионы [41]
Совет ветеранов [10]
История [32]
Новые книги [5]
Фалеристика [1]
Наш комсомол
  • ЛКСМ. Москва.

  • Ленинский Комсомол (ЛКСМ РФ) Москва

  • Ветераны комсомола

  • Не расстанусь с комсомолом. Комсомол 100.

  • История комсомола Казахстана

  • Комсомольская юность моя

  • Комсомол -100 лет. Тверь.

  • Воспитанники комсомола-Мое Отечество

  • Комсомольская юность моя (Ивановская область)

  • Комсомольская площадь (Нижний Новгород)

  • Из истории Челябинской областной организации

  • Сайт ветеранов комсомола(Омск)

  • Ветераны Ярославской области

  • Наш опрос
    Есть ли будущее у комсомола?
    Всего ответов: 852
    Календарь
    «  Ноябрь 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930
    Друзья сайта
  • История комсомола Казахстана

  • Коллеги - педагогический  интернет-журнал

  • "Школа" - педагогический  интернет-журнал учителей СНГ

  • Великая Отечественная

  • Сайт детских домов Казахстана

  • Академия сказочных наук

  • Три столицы в лицах: Верный, Алма-Ата, Алматы - персональный сайт Владимира Проскурина

  • Наш календарь
    Облако тегов
    Cпоем, друзья!
    Главная » 2017 » Ноябрь » 23 » Красноярский госархив. КОМСОМОЛУ СКОРО -100 ЛЕТ. НАЧАЛО ПУТИ: 1917-1930 ГГ.
    Красноярский госархив. КОМСОМОЛУ СКОРО -100 ЛЕТ. НАЧАЛО ПУТИ: 1917-1930 ГГ.
    18:14

    29 октября 2018 года ВЛКСМ  будет отмечать отмечает своё100-летие. На территории Енисейской губернии органы РКСМ были созданы и начали свою работу одновременно с ЦК РКСМ. У красноярского комсомола своя особая история со множеством ярких, интересных страниц, но особенно заслуживает внимания начальный этап его становления, условия зарождения РКСМ на территории тогда ещё Енисейской губернии.

    В фондах КГКУ «ГАКК» хранится огромное количество документов, фотографий, кино- и фонодокументов, освещающих историю ВЛКСМ. Большую роль в этом сыграло то, что в состав фондов краевого архива вошли архивные фонды бывшего партийного архива Красноярского края. Для виртуальной выставки были использованы документы следующих архивных фондов: «Енисейский губернский комитет РЛКСМ», «Ачинский уездный комитет ВЛКСМ», «Красноярский уездный комитет РЛКСМ», «Красноярский 1-й городской районный комитет ВЛКСМ», «Красноярский 2-й городской районный комитет ВЛКСМ», «Красноярский краевой партийный архив», а также материалы из фотофондов.

    Созданию РКСМ (Российский коммунистический союз молодёжи) предшествовало существование нескольких намного меньших по своему составу общественных молодёжных организаций, которые создавались по принципам общности профессиональных интересов или имели локальный характер. Например, это такие организации, как кружок любителей природы «Эос», в составе которого были, главным образом, учащиеся реального училища и ученицы женской гимназии, и Социалистический клуб учащихся, основой для которого стала фракция учащихся партии эсеров. Самыми многочисленными по своему составу были организации учащейся молодёжи «Дом юношества» и «Дом рабочей молодёжи». Обе организации были созданы во второй половине 1917 г.

    «Дом юношества» насчитывал более 500 членов, в основном это были учащиеся мужской и женской гимназий. Целью своего существования организация выдвигала объединение учащихся г. Красноярска на почве культурно-общественной и экономической деятельности.

    Вторая крупная организация – «Дом рабочей молодёжи» – считается предшественником комсомола в г. Красноярске. По своему социальному составу эта организация была пролетарской. «Дом рабочей молодёжи» объединил главным образом молодых рабочих железнодорожных мастерских, депо и детей рабочих железнодорожников. Весной 1918 г. в этой организации насчитывалось более 100 человек. Своей целью и задачей члены организации выдвигали проведение культурно-просветительной работы среди молодёжи рабочего класса. Для этого устраивались лекции, рефераты и собеседования, создавались кружки самообразования: драматический, музыкальный, хорового пения, литературный, общественно-экономический и другие. Наряду с культурно-просветительной деятельностью среди трудящейся молодёжи члены ДРМ провели большую работу по укреплению советской власти в г. Красноярске. Они работали в отделах городского Совета, в различных учреждениях.

     

    С появлением разрозненных молодёжных организаций назрела необходимость создания общероссийской молодёжной структуры, которой в 1918 г. стал РКСМ. 29 октября-4 ноября 1918 г. прошёл I Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодёжи, на котором было провозглашено создание РКСМ. На местах, в т.ч. в Енисейской губернии, были организованы районные, окружные, губернские комитеты РКСМ. Некоторое время единая молодёжная организация существовала наряду с возникшими ранее организациями, кружками, союзами, которые объединяли в своих рядах значительное количество молодых людей. Но постепенно влияние на все сферы жизни молодых людей того времени сосредоточились в руках РКСМ. Свои цели РКСМ обозначил в своём уставе. Среди прочих стоит отметить такие, как: широкая пропаганда идей коммунизма среди рабочей и крестьянской молодёжи; распространение среди рабочей и крестьянской молодёжи основ пролетарского миропонимания и культуры, создание из неё стойких, сознательных борцов за идеалы пролетариата. На местах были созданы комитеты РКСМ. Первые комсомольские ячейки на предприятиях в г. Красноярске стали образовываться в 1920 г. Ячейка считалась первичной организацией комсомола. Только следуя такому принципу своего построения, комсомол являлся действительно массовой организацией, которая постоянно держала связь с беспартийной рабочей и крестьянской молодёжью, находилась в курсе интересов и запросов масс молодёжи, благодаря чему РКСМ мог систематически наблюдать за теми сдвигами и изменениями, которые происходят в настроениях молодёжи. Через ячейку комсомол отбирал лучшие слои крестьянской молодёжи, проводил влияние партии на молодёжь и массы населения, сплачивая трудовую молодёжь вокруг партии. Комсомольские ячейки организовывались в крупных сёлах, деревнях, совхозах, коммунах, крупных артелях, в больших частных и государственных предприятиях.

     
     

    Интересны по своему содержанию листовки, выпускаемые РКСМ. В них присутствуют злободневность, призыв действовать, брать ситуацию в свои руки и т.п., а главное – вступать в ряды РКСМ, сплачиваться единым фронтом в борьбе против капитализма и врагов советской власти. Кроме листовок с чисто идейными призывами, выпускались листовки по допризывной подготовке, необходимости всеобщего военного обучения молодёжи.

    7 июля 1920 г. I Енисейская губернская конференция РКСМ подытожила первый опыт работы комсомола в губернии, наметила задачи на будущее, избрала руководящие органы комсомола и делегатов на III съезд РКСМ, завершив тем самым объединение 60 комсомольских организаций, насчитывающих 1500 комсомольцев, в единую организацию.

     

    Конференции РКСМ (позже – РЛКСМ и ВЛКСМ) приобретают регулярный характер. От комсомольских ячеек из деревень и посёлков высылаются делегаты на районные и краевые конференции, проводятся воскресники работников предприятий, в которых есть комсомольские ячейки.

     

    Советская власть уделяла огромное внимание делу воспитания и обучения грамоте не только молодёжи городов, но и деревень. Если для молодых людей того времени, проживавших и работавших в городах, не составляло особого труда прийти в клуб или в школу рабочей молодёжи для того, чтобы восполнить «пробелы» в образовании, в т.ч. и в политическом, то для деревенской молодёжи стали впервые организовываться школы крестьянской молодёжи. На первом этапе, конечно, были свои недочёты в организации работы этих школ. Например, молодые люди 15-17-ти лет могли оказаться в одном классе с 40-50-летними жителями деревни.

    Проводилась огромная работа по ликвидации безграмотности среди населения всех возрастов. Молодёжь оканчивала курсы ликвидаторов безграмотности и пропагандистов, выезжала в деревни, чтобы обучить местное население не только азам грамоты, но и провести определённую агитационно-политическую работу.

     

    Особое значение в своей деятельности РКСМ придавал вовлечению в свои ряды девушек. В первые годы существования РКСМ девушки неохотно вступали в комсомол. Разрабатывались инструкции по работе среди девушек, в которых говорилось о необходимости вовлечения девушек в комсомол, рассматривались причины их незаинтересованности комсомольской работой и пути их решения. Отдельно рассматривалась ситуация по вовлечению девушек в комсомольские ячейки в деревнях. Тогда считалось, что главной причиной того, что девушка не вступает в комсомол, является то, что девушка в деревне всё ещё очень зависела в экономическом плане от своих родителей, оставалась малокультурной. РКСМ в деревне должен был использовать все возможности для того, чтобы девушка-крестьянка не стеснялась идти на делегатские собрания, нужно было добиваться, чтобы сами делегатки смотрели на девушку как на главную участницу, помощницу в перестройке быта.

    Делегатские собрания работниц и крестьянок были «ремнями», проводимыми от партии к широким беспартийным женским массам работниц и крестьянок. Основной задачей делегатских собраний было научить малограмотную работницу и крестьянку активно принимать участие в общественной жизни страны и в деле укрепления и строительства советской власти. Через делегатские собрания девушек продвигали во все органы советской власти.

    Также предлагалось проводить специальные собрания девушек-крестьянок по вопросам, близким и понятным им. Среди девушек было необходимо ликвидировать техническую и политическую неграмотность, проводить агитационную пропаганду через вовлечение их в естественно-научные, сельскохозяйственные кружки, школы крестьянской молодёжи. Самые активные, способные девушки и комсомолки продвигались на более ответственную и самостоятельную работу по нескольким линиям: школьной (в качестве членов школьных советов – ликвидаторов неграмотности, избачей, библиотекарей, руководителей кружков и уголков), агитационно-пропагандистской (проведение конференций, вечеров самодеятельности, работа с массами крестьянской молодёжи), детской (вожатые звеньев, отрядов, руководители детских площадок). Детское коммунистическое движение использовалось для привлечения девушек в общественную жизнь и активную работу. Было важно, чтобы процент вовлечения в пионеротряды девушек не отставал от числа юношей.

     

    Наряду с принципом всеобщего военного обучения молодёжи, который проводил в жизнь комсомол, им было взято шефство над частями Красной армии и военно-морского флота в целях способствования усилению военной мощи государства. Комсомол объявил себя не только шефом, но и «активным строителем красного флота». Стали регулярно проводиться «Недели красного флота», задачами которого являлось ознакомление широких масс рабоче-крестьянского населения с красным флотом, усиление связи между военными моряками и красноармейцами, а также рабочим населением. Кроме того, комсомол проводил кампании по добровольному вербованию комсомольцев в учебные школы военно-морского флота. Также в целях усиления военной мощи государства проводились такие кампании, как создание на средства комсомола гидроотряда.

     

    Ещё одним средством привлечения в свои ряды и оживления союзной работы РКСМ считал спорт. На фабриках и заводах при ячейках РКСМ создавались спортячейки рабочей молодёжи. Там, где имелись взрослые рабочие и служащие, занимающиеся физической культурой, были организованы кружки физической культуры РКСМ. Провозглашался принцип стремления к коллективным достижениям и всестороннему развитию, борьбе с индивидуализмом.

       

    Комсомолом проводилась и антирелигиозная работа. Основной формой в первые годы существования РКСМ было проведение антирелигиозных демонстраций. Например, демонстрация 17 января 1923 г. объединила около 2000 участников, главным образом, беспартийной и красноармейской молодёжи. Главной задачей проведения таких демонстраций было противопоставить гаданиям, вере в сверхъестественное и чудеса научные лекции, вскрывающие сущность гаданий, их связь с мистикой, а также показать связь христианских праздников с языческими. Предлагалось проведение инсценировок, пародий на группы верующих, когда изображались бы попы, старухи и учёные группой комсомольцев, а также инсценировка «гибели религии», Бога и т.д. Кроме проведения показательных мероприятий, устраивались вечера антирелигиозного характера, беседы по ячейкам и на собраниях беспартийной молодёжи. Также в это время устанавливаются принципы проведения комсомольского рождества. При праздновании комсомольского рождества подразумевалось широкое развёртывание массовой научно-просветительской работы, направленной на создание материалистического мировоззрения у рабочей молодёжи. В период празднования комсомольского рождества не должны были проводиться антирелигиозные демонстрации в форме карнавалов, шествий, «сожжения богов» и т.д. Проведение комсомольского рождества на улице, вне стен клуба и предприятий было недопустимо.

     

    Заботливая, целенаправленная работа велась комсомолом среди юных пионеров. С малых лет дети рабочих и крестьян, а также воспитанники детских домов воспринимались комсомолом как будущие молодые строители коммунизма. РКСМ считал, что работа государства среди детей рабочих и в детских домах проводится не в должном объёме из-за недостатка ресурсов. Он считал эту работу крайне необходимой, т.к. её отсутствие способствует моральному разложению подрастающего поколения. По мнению комсомола, надо было вести эту работу в коммунистическом духе (создавать детские организации, издавать детскую коммунистическую литературу). Как вариант преобразования в вопросе воспитания пионеров предлагалось ввести систему скаутинга. Считалось, что хотя «система скаутинга сама по себе система буржуазная, противная пролетарской идеологии, но есть в ней и много полезного, что можно использовать, применив к детскому воспитанию». С этой целью создавались комиссии на местах по 4 человека для того, чтобы «выбрать всё здоровое и ценное, переработать и заменить всё ненужное и вредное в скаутинге». Кроме того, предлагалось проведение Недели детского движения, широкой агитационной пропаганды по популяризации детского движения, бесед на темы: «Чего ждёт партия от юных пионеров?» и «Как пионеры должны помогать комсомолу?» и т.д. Также практиковалось привлечение пионеров к проведению празднований, например, 1-го мая.

     

    Из представленных документов и фотографий мы видим, что начальный этап становления ВЛКСМ на территории Красноярского края был чрезвычайно насыщен событиями. Это яркая, незабываемая страница истории не только ВЛКСМ, но и всей нашей страны. В те годы произошли кардинальные изменения во всех сферах жизни людей. Коренной переворот произошёл и в судьбах молодых людей, которых сплотил вокруг себя изначально РКСМ, который был позже переименован в ВЛКСМ. В КГКУ «ГАКК» хранится огромный массив документальных материалов по истории комсомола, многие стороны которой до сих пор не изучены.

    По материалам Красноярскогог краевого архива 

    Ведущий архивист КГКУ «ГАКК»
    К.Ю. Липатова

    Категория: Регионы | Просмотров: 32 | Добавил: komsomol-100 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поделись с другом
    Поиск
    Вход

    Статистика

    clock counter Яндекс.Метрика
     

    Рейтинг@Mail.ru

     

     


    Copyright MyCorp © 2017