Главная| | Мой профиль | Регистрация| Выход | Вход
 
Воскресенье, 22.10.2017, 07:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Наш календарь [678]
Новости России [511]
Новости планеты [115]
Детские движения [126]
Студенческий строительный [32]
Великая Отечественная... [89]
Память [50]
Анкета "Не расстанусь с комсомолом" [46]
Поздравления [5]
Пионерия [7]
Юбилей комсомола [39]
Регионы [9]
Совет ветеранов [3]
История [17]
Новые книги [4]
Фалеристика [0]
Наш комсомол
  • ЛКСМ. Москва.

  • Ленинский Комсомол (ЛКСМ РФ) Москва

  • Ветераны комсомола

  • Не расстанусь с комсомолом. Комсомол 100.

  • История комсомола Казахстана

  • Комсомольская юность моя

  • Комсомол -100 лет. Тверь.

  • Воспитанники комсомола-Мое Отечество

  • Комсомольская юность моя (Ивановская область)

  • Комсомольская площадь (Нижний Новгород)

  • Из истории Челябинской областной организации

  • Сайт ветеранов комсомола(Омск)

  • Ветераны Ярославской области

  • Наш опрос
    Есть ли будущее у комсомола?
    Всего ответов: 831
    Календарь
    «  Декабрь 2015  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031
    Друзья сайта
  • История комсомола Казахстана

  • Коллеги - педагогический  интернет-журнал

  • "Школа" - педагогический  интернет-журнал учителей СНГ

  • Великая Отечественная

  • Сайт детских домов Казахстана

  • Академия сказочных наук

  • Три столицы в лицах: Верный, Алма-Ата, Алматы - персональный сайт Владимира Проскурина

  • Наш календарь
    Облако тегов
    Cпоем, друзья!
    Главная » 2015 » Декабрь » 9 » К 80-летию со дня рождения. Из творческолго наследия Ручкина Ь.Б.А.
    К 80-летию со дня рождения. Из творческолго наследия Ручкина Ь.Б.А.
    13:39
    Б. А. РУчКИН (МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, эл. журнал , ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ 2015 — №1) В статье рассматривается патриотизм как русская идея XXI в. и приоритетное направ6 ление государственной политики в России. Более 20 лет российское общество, его соци6 альные, политические, правовые институты развивались в условиях неопределенности идеологических оснований принимаемых решений и осуществляемых системных преоб6 разований. Поиск таких оснований затянулся, и актуальность общественного консенсуса нарастает. На этом драматичном фоне в центр идеологической доктрины, которая позво6лила сдвинуть с мертвой точки вопрос о единстве государства и общества, В. В. Путинымбыла поставлена идея патриотизма. В статье раскрывается роль патриотизма как фундамента будущего России, смысло6вое наполнение патриотизма в современных условиях. * Статья подготовлена в рамках работы над проектом «Влияние исторических фальсифи% каций и мифов на сознание и социальное поведение современной российской молодежи». Приреализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качест% ве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 №11% рп и на основании конкурса, проведенного фондом «Институт социально%экономических и политических исследований». .многоуровневой структуры управления патриотическим воспитанием, результаты реали6 зации трех государственных программ патриотического воспитания граждан (2001–2005, 2005–2010, 2010–2015 гг.). Автор на основе анализа делает вывод о росте уровня патри6отического сознания граждан в последние годы, но также показывает, что эта тенденция носит неустойчивый характер, достигнутые успехи не подкреплены экономическим фун6даментом. В подтверждение этого приведены результаты опроса ведущих специалистовпо проблемам патриотического воспитания молодежи, представляющих 12 научных центров, вузов Москвы, Казани, Орла, Петрозаводска, Саратова. В частности, эксперты не исключают «кризис патриотизма» и подтверждают необходимость программно6целевого подхода к работе по патриотическому воспитанию, а также утверждения критериев оценки эффективности деятельности федеральных министерств и ведомств, органов власти субъектов РФ, образовательных организаций, общественных организаций по вопросам патриотического воспитания. Последнее позволяет объективно оценивать результаты этой работы. Ключевые слова: В. В. Путин, патриотизм, патриотическое воспитание, система патри6 отического воспитания. ВВЕДЕНИЕ Более двадцати лет, прошедших с момента распада Советского Союза, в России ведется дискуссия о национальной идее. Поиск шел трудно, настолько противо% речиво, что среди политиков, политологов, общественных деятелей стало вызре% вать мнение, что дело это ненужное, что это рудимент нашего идеологизированно го советского сознания. На самом высоком уровне власти этот тезис был поддер% жан Д. А. Медведевым. В беседе с Н. Сванидзе он сказал: «Я действительно считаю, что разговоры о национальной идее, особенно в России, никуда не ведут. Только создают дополнительные сложности, как правило, беспредметные» (Дмитрий Медве% дев … , 2012: Электр. ресурс). Но актуальность проблемы не исчезла. В 2000%е годы экономика создала фундамент стабильности. Стабильность стала прорастать в глубь российского общества, верный признак ее — неуклонное повышение уровня жизни населения (люди стали значительно чаще брать кредиты, рожать детей, планировать свое будущее). Вместе с тем стабильность — величина непостоянная, ее нельзя заморозить. У нее два пути изменения: или эволюционный рост, или, наоборот, медленное загнивание. Другими словами, стабильностью надо уметь управлять. Ситуация же в стране в последние годы обострилась. Появились риски, ведущие страну к медленному загнива% нию. Экономические итоги 2014 г. для страны оказались полярными. «С одной стороны, при всех проблемах в экономике удается добиться пусть и незначительного, но ее роста, но с другой — год ознаменовался падением курса рубля и почти 10%процентной инфляцией», — сказал Д. А. Медведев в своем интервью российским телеканалам 10 декабря 2014 г. (Кузьмин, 2014: Электр. ресурс). Вместе с замедлением роста экономики происходит падение рубля, инфляция, миллиардные потери от санкций, тоталь% ная коррупция, неблагоприятная внешнеполитическая обстановка. Это уже, как говорится, «не отдельные недостатки», а естественное следствие самого характера госу% дарственности. На этом фоне утверждение национальной идеи в России становится важным ресурсом консолидации общества на пути создания сильной России. Видный мыслитель нашего времени А. А. Зиновьев заметил, что идеология может быть не только партийной или классовой, идеология должна быть отечественной. Она должна выражать ин% тересы различных социальных классов, групп, обществ, в которых осознаются отношения людей друг к другу и обществу (Зиновьев, 2003). 2015 — №1 Философия и современность 53Именно такая идеология — идеология патриотизма была сформулирована В. В. Путиным на совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи в Краснодаре 12 сентября 2012 г.: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фунда мент — это патриотизм. Как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумать. Это движение к своей истории, к традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуры». И далее: «Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики» (Встреча с представителями … , 2012: Электр. ресурс). Кстати, заметим, что Председатель КНР Си Цзиньпин, развивая концепцию «китайской мечты», среди трех главных условий ее осуществления вторым назвал необ% ходимость возвышать китайский дух, сердцевина которого — патриотизм (Тавровский, 2015: Электр. ресурс). В нынешних условиях сравнение выглядит с натяжкой. Все же обращает на себя внимание некоторая схожесть позиций КНР и РФ в идеологической сфере. Идеи патриотизма в России, приобретя новое идеологическое звучание, призваны стать приоритетным направлением государственной политики. Это нашло свое воплощение в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2012 и 2014 гг. Именно этот аспект будет предметом нашего анализа. Но возникает естественный вопрос: что здесь нового? К патриотизму и в царской, и в Советской России обращалась власть, особенно в критические моменты для судеб страны. В царской России только ордена Св. Георгия были удостоены свыше 10,5 тыс. человек, в СССР звания Героя Советского Союза — 12 776. В годы Великой Отече ственной войны кавалерами разных степеней ордена Славы стали около миллиона человек. В военное время патриотизм осязаем, понятен каждому: всем народом встать на за щиту Родины. Но что такое патриотизм в мирное время и каково его содержание, отли% чающееся от патриотизма военного времени? Требуется переопределение патриотизма. В. В. ПУТИН О ПАТРИОТИЗМЕ КАК ОБ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ В Советской России, как и в царской, патриотизм играл скорее подчиненную роль в системе идеологических констант. Это характерно и для периода советской истории после Великой Отечественной войны. Патриотизм оставался на втором плане идеологии. Переопределение патриотизма, по Путину, состоит в том, что он предложил рас% сматривать патриотизм не как вспомогательное средство, мобилизующее народ на достижение неких высоких целей, а как суть всей российской политики. Идеи патриотизма приобрели смысловое наполнение в Посланиях Президента РФ Совету Федерации последних лет, программных документах, посвященных решению проблем патриотического воспитания (Послание Президента … , 2012; 2014: Электр. ресурс). С позиции патриотизма рассматривается в Послании Федеральному Собранию 2014 г. значимость интересов креативного класса, в первую очередь представителей массовых профессий, являющихся духовным стержнем нации: врачей, учителей, провинциальной интеллигенции, работающих в каждом регионе, в каждом поселке, по% тенциал молодого поколения. «Российская элита, — подчеркнул В. В. Путин на прессконференции 18 декабря 2014 г., — понимаемая многими как богема столиц, — это ра54 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ 2015 — №1ботяги, крестьяне. Это люди, на которых веками держалась наша страна» (Большая пресс%конференция … , 2014: Электр. ресурс). Идеи патриотизма нашли свое отражение в поддержке соотечественников. Крым стал нашим символом. «Россия на деле доказала, — говорится в Послании Федераль% ному Собранию 2014 г., — что способна защитить своих соотечественников, с честью отстаивать правду и справедливость. И это сделано благодаря гражданам России». И далее: «…дело в том, что мы защищаем свой суверенитет… для России реальный государственный суверенитет — абсолютно необходимое условие ее существования» (Послание Президента … , 2014: Электр. ресурс). Особое значение в современных условиях приобретает предложение В. В. Путина сделать патриотизм основой для деятельности всех политических сил независимо от того, к какому идеологическому направлению они могут быть отнесены. Он сформулировал общие подходы: безусловное признание суверенитета и территориальной це- лостности России, признание ее федеративного характера, равноправие и ценность каждого из живущих в нашей стране этносов (патриотизм должен четко дистанциро ваться от этнического национализма, который назван угрозой территориальной целостности России), действовать всем политическим силам в рамках закона (цивилизо% ванным образом выдвигать, обосновывать и формировать свои требования, отстаивать, но в рамках закона). Это относится и к оппозиции. Главное здесь, чтобы их позиция была конструктивной. «Оппозиционер, — замечает В. В. Путин, — даже очень жесткий, он в конечном итоге до конца борется за интересы Родины… и потому они патриоты» (Большая пресс%конференция … , 2014: Электр. ресурс). Этот посыл В. В. Путина приобретает жизненно важное значение. Время требует сплочения перед угрозами. И в то же время в умах представителей отечественного политического бомонда все активнее внедряется идея о смене политического курса, отставке Правительства и Президента. Суть этих предложений в разных интерпре% тациях высказали в середине декабря 2014 г. Григорий Явлинский (основатель партии «Яблоко»), Борис Немцов (сопредседатель РПР%ПАРНАС), Михаил Касьянов (сопредседатель этой же партии), экс%глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, заявивший, что в случае смещения Путина готов вернуться в Россию и возглавить Правительство. Особенно удивляет позиция экс%премьера РФ М. Касьянова по поводу пользы санкций Запада против России, и более того, необходимости их ужесточения. Аргу% мент: они направлены против финансовых инструментов, находящихся в руках Путина, ослабление их подтолкнет Путина к изменению политики (а народу%де санкции не вредят). Как бы он не понимает, что проблема санкций имеет не только политический, а вполне экономический, материальный аспект. И если крупнейшие госкорпорации (их 13), а не только частные лица в результате снижения кредитных рейтингов несут миллиардные потери, то это не может не коснуться и обычных граждан. Получается: метишь в Путина, а попадаешь в Россию. О проблемах внутреннего противостояния свидетельствует активная деятельность Конгресса интеллигенции, развернувшаяся весной 2014 г. как отклик на украинские события в противовес позиции государства по поводу возвращения Крыма в состав России. 24 ноября 2014 г. состоялась IV сессия Конгресса «Культура против насилия». В контексте нашей темы обратим внимание на то, какие задачи перед либеральным сообществом ставятся (они конкретно озвучены А. Мовчаном) (Культура против ненависти … , 2014: Электр. ресурс). Итак, согласно оратору Россия проявляет себя 2015 — №1 Философия и современность 55как член примитивного сообщества государств и является, по сути, феодальной. Рецепт борьбы с этим государством видится в том, чтобы привлечь жителей, учителей и родителей школьников к борьбе с героикой прошлого: надо создать параллельную историю, поскольку нынешняя — это лишь история войн и царствований, не несущая в себе ничего позитивного в либеральном понимании программа действий. Словом, надо забыть Невского, Суворова... Жукова, Космодемьянскую, Гагарина. Кстати, о людях, которые имеют иную позицию по поводу Крыма: это люди стада, некие примитивные создания, оболваненные отечественными СМИ. Своевременно ли все это? Пока Запад активно проводит линию на шельмование политического руководства страны, а Президент сделан мишенью для нападок, угроз и подвергается мощной психологической атаке, только доверие, которое получает Президент от народа, позволяет ему все выдержать и следовать выработанному стратегическому курсу. Именно со слов благодарности ко всему народу за поддержку, за единение и солидарность в судьбоносные моменты начинает В. В. Путин свое Послание Федеральному Собранию. Возрождение национального сознания видится ему в понимании и гордости за нашу тысячелетнюю историю — грозную, прекрасную, противоречивую, но великую, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития. Актуальность этой позиции очевидна, ибо одной из целей холодной войны является исковеркать нашу историю, растоптать ее духовные ценности. Идея, которой надлежит сплотить общество для достижения высоких целей, не может работать сама, в автоматическом режиме. И в этом смысле идет поиск и совершенствование системы управления патриотическим воспитанием. Рассмотрим сложившуюся структуру управления. ГОСУДАРСТВЕННО=ОБЩЕСТВЕННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ Общественная роль и социальный статус патриотического воспитания были определены в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, принятой в 2002 г. Это документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания. «Па триотизм, — согласно Концепции, — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвова ния, к его защите». На личностном уровне он выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеа лах, нормах поведения. И далее в концепции утверждается, что «недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально%экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России» (Концепция патриотического воспитания … , Электр. ресурс). Основным инструментом реализации концепции вначале являлась Государствен% ная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы». По мере достижения первоочередных задач, обозначенных в про% грамме, а также изменений, происходивших в экономической, политической, соци% альной и других сферах российского общества, уточнялись ее цели, конкретизировались задачи, что нашло свое отражение в Государственных программах патриотического воспитания на 2006–2010 и на 2011–2015 гг. И это позволило сохранить непрерыв% 56 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ 2015 — №1ность процесса по формированию патриотического сознания граждан как одного из факторов единения нации. Государственно%общественные структуры, призванные реализовывать принятые программы, имеют разветвленную и многоуровневую систему. Главными исполните% лями являются Минобрнауки РФ, Минобороны РФ, Минкультуры РФ, Росвоенцентр. Особое место в системе патриотического воспитания граждан РФ занимает Рос% сийский оргкомитет «Победа» и его рабочая группа по координации работы по пат% риотическому воспитанию в составе представителей федеральных органов исполни% тельной власти и ведущих общественных организаций. Оргкомитет создан Указом Президента РФ от 5 августа 2000 г. №1441. В Положении о нем, уточненном в 2006 г., определено, что комитет является совещательным консультативным органом при Президенте РФ и образуется в целях проведения единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан РФ. Возглавляет комитет Президент РФ В. В. Путин. В Оргкомитет входят, в частности, вице%премьеры Д. О. Рогозин (пер% вый заместитель главы Оргкомитета) и О. Ю. Голодец (заместитель главы Оргкомите% та), главы МИД, МЧС, министр культуры, министр образования и науки. Организационное обеспечение деятельности комитета осуществляется Управле% нием Президента РФ по вопросам государственной службы и права. За время его де% ятельности к середине 2014 г. проведено 35 заседаний. Важнейшим в плане определе% ния приоритетных направлений в сфере патриотического воспитания было заседание 12 июня 2012 г., посвященное вопросам празднования 70%летия Победы в Великой Отечественной войне. На нем были подведены итоги того, что уже сделано, и опреде% лен целый комплекс мероприятий военно%патриотического характера по линии мини% стерств и ведомств. Центральным событием празднования, как намечено, станут ме% роприятия 9 мая 2015 г. в Москве: военный парад, праздничные концерты на Поклон% ной горе и в Государственном Кремлевском дворце. Организационное сопровождение государственных программ начиная с первой (2001–2005 гг.) и по настоящее время (2011–2015 гг.) осуществляется Государствен% ным военно%историко%культурным центром при Правительстве РФ (Росвоенцентр). Основной задачей центра стала разработка общероссийских программ и планов пат% риотического воспитания. При нем образована коллегия в составе полномочных представителей федеральных министерств и ведомств, определяющая основные на% правления Росвоенцентра и координирующая реализацию планов. Общее руководст% во деятельностью Росвоенцентра осуществляется Правительством РФ и Аппаратом Правительства РФ. Повседневная работа координируется Административным депар% таментом Правительства РФ. Заседания Росвоенцентра проводятся ежеквартально. Таким образом, в рассматриваемый период основные направления государствен% ной политики в области патриотического воспитания граждан определялись Прези% дентом РФ, рассматривались Российским оргкомитетом «Победа», Правительством РФ. Все это повлияло на решение многих ведомственных, региональных, муниципаль% ных проблем, наполнение общественной жизни страны патриотической составляю% щей. За годы выполнения программ реализовано огромное количество мероприятий с участием органов власти субъектов РФ. В ходе реализации программ были созданы на территории РФ межведомственные координационные Советы по патриотическому воспитанию. В ряде федеральных ор% ганов власти функции советов взяли на себя коллегии министерств и ведомств. За% вершается создание региональных межведомственных координационных советов по патриотическому воспитанию молодежи, возглавляемых, как правило, вице%губерна% 2015 — №1 Философия и современность 57торами и заместителями глав правительства. В качестве рабочих органов советов вы% ступают региональные центры патриотического воспитания. Неотъемлемой частью системы патриотического воспитания становятся органы местного самоуправления, ветеранские организации, сеть молодежных объединений, патриотических клубов, военно%спортивных лагерей. В докладе Росвоенцентра Правительству РФ по итогам выполнения программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2006 годы» отмечается, что в стране создана основа государственной системы патриотического воспитания, повсеместно утверждается понимание того, что процесс патриотическо% го воспитания приобрел постоянный характер, координируемый государством, всеми ветвями его власти. В дальнейшем шла отработка системы управления в сфере патриотического воспи% тания, и в докладе Росвоенцентра по итогам выполнения Программы на 2006–2010 гг. было отмечено, что завершено создание структур в большинстве федеральных орга% нов исполнительной власти и в субъектах Российской Федерации. В государственной Программе на 2011–2015 гг. предусмотрены меры по дальней% шему совершенствованию государственной системы патриотического воспитания, распространение ее во все органы и другие структуры государственной власти, вклю% чая органы самоуправления (Постановление Правительства … , Электронный ресурс). За три прошедших года проведены сотни межрегиональных конференций, семина% ров, круглых столов по вопросам опыта организации патриотического воспитания, четыре Всероссийские конференции. По данным Росвоенцентра, почетным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федера% ции» в 2011–2012 гг. было награждено 417 государственных и общественных органи% заций страны. За личный вклад в дело патриотического воспитания памятной меда% лью «Патриот России» награждено 2800 человек (Фетисов, 2012: Электр. ресурс). Одним из примеров такой патриотической работы стал проект «Сталинград% 2013», в рамках которого было проведено более 50 акций. Среди них на территории мемориального комплекса «Мамаев курган» состоялась акция «Вернуть имена сол% дат». К ранее занесенным на мемориальные доски 3480 именам защитников Сталин% града прибавились еще более 17 тыс. имен, раскрытых благодаря работе поисковиков (Заседание Российского … , 2013: Электр. ресурс). По подсчетам Росвоенцентра, в каждые из пяти лет реализации программ в стране проходило до 800–900 мероприятий патриотического характера, посвященных дням воинской славы России, военным профессиональным праздникам, юбилейным и па% мятным событиям истории страны. Улучшению ситуации на этом направлении госу% дарственной политики способствует растущее финансирование ведомственных и ре% гиональных программ (в 2012 г. объем их финансирования составил 750 млн рублей), подготовка и обучение специалистов и организаторов патриотического воспитания в субъектах РФ (в 2011 г. их отряд составлял 90 тыс. человек, за последние три года он пополнился еще 30 тыс. человек) (О проекте … , 2013: Электр. ресурс). Анализ выполнения программ показывает безусловные успехи в деле патриотиче% ского воспитания, и вместе с тем нет ощущения, что патриотическая консолидация 2014 г. имеет долгоиграющий характер. По показателям 2012 г., доля граждан, отмечается в документах названной выше Всероссийской конференции, положительно оценивающих результаты проведения мероприятий государственных программ патриотического воспитания, не превышает 50%, а охват молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет общественными объединения% 58 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ 2015 — №1ми и организациями патриотической направленности от общего количества молоде% жи это возрастной категории составляет только 29% (Обращение участников … : Электр. ресурс). Причин тому — не одна. Речь, прежде всего, идет о повышении эффективности функционирования созданной системы, социальной ответственности органов вла% сти — исполнителей программ за полное выполнение, о решении задачи дифференци% рованности патриотического воспитания различных категорий молодежи, дошколь% ников, младших школьников, старшеклассников, работающей молодежи, детей имми% грантов. Обостряют проблемы патриотического воспитания наметившиеся в последние го% ды негативные социально%экономические тенденции, которые, развиваясь и углубля% ясь, создают качественно иной фон всей общественной жизни. Слабость одержанных успехов отражает исключительную зыбкость их экономического фундамента. В обобщенном виде проблемы, уроки патриотического воспитания были представ% лены в докладе А. Л. Балыбердина, заместителя директора Административного депар% тамента Правительства РФ, на Всероссийской конференции «Патриотизм XXI века: формирование его на традициях прошлого и современного опыта» (2013 г.) (Доклад … , 2013: Электр. ресурс). На решение новых задач нацелена четвертая Государственная программа «Патри% отическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 годы». Она является обновленным вариантом ранее принятых государственных программ патриотического воспитания, сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан на основе инновационных технологий воспитания пат% риотизма в современных условиях. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического вос% питания подрастающего поколения детей и молодежи. Отталкиваясь от того, что в программных документах подчеркивается приоритет патриотического воспитания подрастающего поколения, нами проведен экспертный опрос, в котором приняли участие исследователи проблем молодежи, специалисты, работающие с молодежью, преподаватели вузов. Опрос проведен в ноябре 2014 г., в нем участвовали 40 экспертов, представляющих 12 научных центров и вузов Моск% вы, Казани, Орла, Петрозаводска, Саратова. Опрос экспертов осуществлялся в рам% ках реализации социально значимого проекта «Влияние исторических фальсифика% ций и мифов на сознание и социальное поведение современной российской молоде% жи» Президентской программы поддержки некоммерческих организаций. ПОДЪЕМ ПАТРИОТИЗМА ИЛИ КРИЗИС ПАТРИОТИЗМА Есть мнение, что молодежь в последние годы стала патриотичнее, но есть и проти% воположное мнение о кризисе патриотизма и патриотического сознания современной молодежи. Экспертам было предложено высказать свою точку зрения по этому во% просу и дать свою аргументацию. Ответы экспертов разделились практически поровну. Сначала рассмотрим аргументацию экспертов, позитивно оценивающих ситуацию. В. С. Макаров, кандидат филологических наук (Казань): «Современное россий% ское общество, развиваясь и усложняясь, дает молодежи более многообразные воз% можности для самореализации (спорт, наука, общественная работа). Это помогает молодежи сильнее идентифицировать себя с Россией, поэтому можно говорить о рос% те патриотизма, одновременно помня о том, что его формы разнообразны. Не для 2015 — №1 Философия и современность 59всех предметом гордости может стать Олимпиада в Сочи, но каждый может найти свою форму участия в жизни российского общества — работа в молодежных органи% зациях, волонтерство, студенческие научные кружки и т. д. При отсутствии вовлечен% ности в такие программы молодежь теряет идентификацию с обществом, в котором живет, и соответственно патриотизм». В. Н. Ярская, доктор философских наук, профессор (Саратов): «Со своей обыва% тельской позицией в молодежной среде отчетливо наблюдается «консервативная реакция». Такое чувство, что часть молодежи пресытилась либеральными идеалами и обратилась к таким традиционным ценностям, как семья, дети, религия. Не всегда это делается с глубоким осознанием, но процент таких людей растет. Патриотические настроения, безусловно, выросли на волне «Крымского эффекта». Впрочем, и усилия государства в прошлые годы явно не прошли даром, хотя сделать еще нужно многое (в частности, большие вопросы вызывают некоторые образовательные программы по российской истории). Сейчас Россия сталкивается с серьезным геополитическим дав% лением, и, учитывая особенности менталитета, это давление может стать ресурсом для дальнейшей мобилизации россиян и увеличения лояльности граждан к государст% ву (к вящему удивлению тех, кто с помощью санкционной политики стремился до% стичь обратного)». А. А. Харченко, кандидат социологических наук, доцент (Орел): «Молодежь в по% следние годы стала патриотичнее, о чем свидетельствует появление военно%историче% ских клубов по инициативе снизу. Сегодня в России существует несколько крупных военно%исторических ассоциаций, практически в каждом городе есть свой клуб исто% рической реконструкции». В. А. Гневашева, доктор экономических наук, доцент (Москва): «Патриотичнее — в отношении собственной идентификации со страной. Менее патриотична, если мож% но так утверждать, в силу глобализации и интернационализации всех сфер жизнеде% ятельности общества, что вряд ли можно считать негативным явлением, а скорее вея% нием современности». Ю. А. Зубок, доктор социологических наук, профессор (Москва): «В молодеж% ной среде присутствует все. Отмечается рост патриотизма в одних группах, его па% дение в других и абсолютно индифферентное отношение — в третьих. Однако доми% нирующая тенденция все же говорит о росте патриотических настроений молоде% жи. Причем, как показывают данные исследования, патриотизм проявляется и среди тех, кто доверяет власти, и среди тех, кто ей не доверяет. Точно так же свое понима% ние патриотизма есть у молодых государственников и у молодых сторонников либе% рализма». А. Д. Плотников, доктор исторических наук, профессор, президент Международ% ного центра семьи, молодежи и детей (Москва): «Да. Связано с активизацией внешне% политического курса». А. Б. Шатилов, доктор социологических наук, декан факультета социологии Фи% нансового университета (Москва): «Уровень патриотизма, безусловно, вырос. Одна% ко это касается, прежде всего, патриотизма «стихийного» — по принципу «Танцуй, Россия, и плачь, Европа», а не патриотизма осознанного, а тем более идейного». Е. В. Бодрова, доктор исторических наук, профессор (Москва): «Уровень патрио% тизма возрос. Но развитие геополитической и, главным образом, экономической си% туации не гарантирует устойчивость». И. В. Бабаян, кандидат исторических наук, директор социологического центра СГТУ (Саратов): «Крымский эффект» и мобилизация против антироссийской истерии 60 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ 2015 — №1подняли патриотическое настроение до впечатляющего уровня. Однако сам патрио% тизм остается понятием неопределенным — как с обывательской, так и с научной точ% ки зрения. Одна из главных нерешенных проблем современного русского менталите% та: мы до сих пор не можем примириться со своим прошлым. Каждый раз, когда стра% на резко меняет политический курс, все «старое», «дореволюционное» предается анафеме. С начала 90%х это, к примеру, происходило с советской историей… При% мирение с историей своей страны, своего народа, независимо от нынешней полити% ческой конъюнктуры — вот, пожалуй, один из важнейших атрибутов патриотиче% ского самосознания. О кризисе патриотизма, конечно, говорить не приходится, по крайней мере, пока страна и руководство демонстрируют в политике поразительное единство. Трудно сказать, удержатся ли патриотические настроения в дальнейшем, если мы действительно столкнемся с серьезными экономическими издержками и не% популярными решениями, которые, возможно придется принимать российскому ру% ководству». А. С. Рубаник, кандидат исторических наук, старший преподаватель (Орел): «О кри% зисе патриотизма вряд ли можно говорить. Скорее иногда встречается недопонима% ние или неправильное понимание его (патриотизма) сути молодыми людьми. На мой взгляд, это выражается в распространении «формального патриотизма» (молодые люди называют себя патриотам, так как «непатриотами» быть «не модно»). Однако даже стремление выглядеть патриотами в глазах окружающих мне кажется положи% тельной тенденцией и создает благоприятные условия для гражданско%патриотиче% ского воспитания молодежи в дальнейшем». Приведем аргументацию экспертов, придерживающихся мнения «о кризисе пат% риотизма». А. Н. Мацуев, кандидат исторических наук, доцент (Москва): «Это обосновывает% ся нежеланием служить в армии, наличием потребительской психологии. У 61% моло% дежи отсутствует цель в жизни. У молодежи превалирует мнение «Рожден для полу% чения в жизни удовольствия» и как следствие — индивидуализм». Г. В. Куприянова, кандидат социологических наук, директор Международной федерации студенческого спорта (Москва): «По большей части заметного прогрес% са в этом отношении не наблюдается. Только отдельные проявления патриотизма можно наблюдать среди молодежи, связанные например, с событиями в Крыму и на Украине». В. И. Филонов, кандидат исторических наук, секретарь Орловской областной ор% ганизации РСМ (Орел): «Да, ее больше волнуют сиюминутные развлечения, потреб% ление». П. Ф. Алешкин, доктор исторических наук, главный редактор журнала «Наша мо% лодежь»: «Молодежь стала патриотичнее. Но кризис продолжается». Г. А. Борщевский, кандидат исторических наук (Москва): «Патриотизм — это не самостоятельная величина, а производная от особенностей общественной организа% ции, от характера производственных отношений». Т. С. Плотникова: «Сейчас наблюдается кризис патриотизма и патриотического сознания». И. Г. Яковлев, доктор социологических наук, главный редактор журнала «Управ% ление мегаполисом»: «Патриотизм молодежи — в выживании». В. Н. Захаров, доктор филологических наук, профессор (Петрозаводск): «Ситуа% ция неоднозначна, проблема очевидна: патриотическое воспитание сегодня является личной инициативой граждан и гражданской инициативой общественных организа% 2015 — №1 Философия и современность 61ций, государство и СМИ, как всегда, в стороне. Между тем патриотическое воспита% ние должно быть всеобъемлющим, пронизывать все сферы жизни: и образование, и воспитание, и СМИ, и государственную деятельность». Обобщенное мнение специалистов Росвоенцентра: «Мы вправе говорить о кризи% се патриотизма и соответственно патриотического сознания современной молодежи. Кризис патриотизма в наибольшей степени проявляется не в том, что стало меньше источников патриотизма в новейшей истории, не в уменьшении носителей патриотиз% ма в современной России, а в сокращении в обществе людей, способных воспринимать ценности патриотизма. В этих условиях стратегической целью развития патриотиче% ского воспитания в стране становится не столько воспроизводство ценностей патри% отизма, а прежде всего формирование установки молодежи на потребность в ценно% стях патриотизма». И в качестве заключения приведем суждение эксперта Вал. А. Лукова, доктора фи% лософских наук, профессора (Москва): «Проявления патриотизма стали заметнее в сравнении с показателями эпохи социальной неопределенности. В наших исследова% ниях последнего времени среди московских студентов 65% опрошенных говорят, что гордятся своей страной. Но в тех же исследованиях 47% опрошенных выражают го% товность уехать навсегда за рубеж, если им предоставят хорошую материальную ба% зу, заключат с ними хороший контракт (конечно, это только суждение, а не действие). Иначе говоря, состояние патриотизма — сложная вещь, его трудно замерять исследо% ваниями, его трудно увидеть в реальности, и его будет характеризовать противоречи% вость как следствие противоречий социальной реальности». ЭКСПЕРТЫ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММАХ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В экспертном опросе зафиксированы оценки государственных программ по патри% отическому воспитанию. Приведем некоторые высказывания. Г. А. Елисеев, кандидат исторических наук (Москва): «Общая оценка положитель% ная, хотя некоторые положения выглядят утопичными и слишком опирающимися на советский опыт, вряд ли применимый в современных исторических условиях». В. С. Макаров, кандидат филологических наук (Казань): «Я скептически отношусь к возможности выработки единого определения патриотизма, которое отличалось бы от представленного в тезаурусах и словарях. На мой взгляд, общество едино в самом базовом представлении о патриотизме как связи между личным успехом и успехом России. Это базовое представление не может быть нарушено, иначе общество ждет распад. Поэтому программа патриотического воспитания необходима как документ, сводящий воедино государственные расходы и частные инициативы в поддержке мо% лодежного движения, а также координирующий усилия регионов России. Нельзя не приветствовать установку Концепции на «создание условий для инновационных тен% денций в организации, формах и методах практической деятельности» по «формиро% ванию патриотического сознания граждан Российской Федерации». Е. В. Бодрова, доктор исторических наук, профессор (Москва): «В основном — декларации. Отсутствует последовательная, научно обоснованная политика». И. В. Бабаян, кандидат исторических наук, директор социологического центра СГТУ (Саратов): «Централизованное регулирование в данной сфере, безусловно, не% обходимо. На протяжении последних 20 лет российскую систему образования регу% лярно сотрясают радикальные и, как правило, неоднозначные преобразования, что явно не способствует адекватному и последовательному усвоению истории. Постоян% 62 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ 2015 — №1ная смена доминирующих дискурсов и идеологических ориентиров еще более усугуб% ляет амбивалентное отношение россиян к собственной истории. Либерализм 90%х по% родил огромное количество ревизионистских исторических дискурсов, в которых ис% торические события, ранее бывшие ресурсом для патриотической мобилизации, пода% ются в негативном свете». А. Н. Мацуев, кандидат исторических наук, доцент (Москва): «Документы поло% винчаты. Как следствие наблюдается сокращение часов в учебных заведениях на пре% подавание истории. Программы по патриотическому воспитанию граждан не носят современный характер. За это говорят их реализации». Ю. И. Надточей, кандидат исторических наук (Москва): «Документы адекватны реалиям сегодняшнего дня, они отражают интересы правящей элиты в области моло% дежной политики, разрабатываются в духе единой концепции истории, суть кото% рой — выработка «правильного» идеологического наполнения преподаваемых в шко% лах и вузах исторических дисциплин». П. Ф. Алешкин, доктор исторических наук (Москва): «Документы хорошие, вопло% щение их в жизнь плохое». Г. А. Борщевский, кандидат исторических наук (Москва): «Если коротко, то, на мой взгляд, никакого специального патриотического воспитания не нужно. Должно иметь место систематическое образование, в том числе исторические, в средней и выс% шей школе, а также планомерные экономические преобразования, направленные на исправление диспропорций в общественной организации, в системе производства и распределения материальных благ. Без этих условий любые патриотические про% граммы и акции останутся декларацией о намерениях». Д. М. Володихин, доктор исторических наук (Москва): «Море общих слов, слабо применимых на практике». Ю. А. Зубок, доктор социологических наук, профессор (Москва): «Удовлетвори% тельными их назвать не получается. В основном из%за доминирующего в них объект% но%ресурсного, утилитарного подхода к молодежи. Во%вторых, в силу декларативно% го характера этих программ и отсутствия внятного представления о формах работы с молодыми эмансипированными индивидами». В. Н. Захаров, доктор филологических наук, профессор (Петрозаводск): «Они малоэффективны, формальны, бюрократичны, между тем патриотическое воспита% ние должны вести не инстанции, а граждане, необходимо поддерживать инициативу и конкретные проекты». А. Д. Бородай, доктор исторических наук, профессор (Москва): «Они не работают. Либо работают крайне неэффективно. При этом есть молодежный парламент (это хо% рошо), есть молодежное правительство — хорошо. Необходимо заниматься детьми с возраста 5–6 лет. Основа для гордости за страну — это ее достижения, это призна% ние окружающего мира достижений страны». О. Г. Жукова, кандидат исторических наук, журналист (Москва): «Хорошо, что хотя бы такая программа есть. Но она слишком невнятна и, кажется, остается лишь на бумаге». В целом из 40 опрошенных специалистов 25 (т. е. более половины) с той или иной оговоркой государственные программы оценивают положительно, подчеркивают безусловную необходимость наличия таких программ. Критический пафос сводится к тому, что они порой «невнятны», носят «декларативный характер», «формальны», «бюрократичны», и главное — работают крайне неэффективно. Заметим, что отсут% ствие утвержденных критериев оценки эффективности деятельности органов власти, 2015 — №1 Философия и современность 63образовательных учреждений и общественных организаций по вопросам патриотиче% ского воспитания не позволяет объективно оценивать результаты этой работы. ЭКСПЕРТЫ: ВЛАСТЬ И РЕАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ Процесс выработки и осуществления молодежной политики, программных доку% ментов патриотического воспитания молодежи предполагал и предполагает знание властью реального положения юношества. Понимание властью реального состояния молодежи приобретает в нынешних условиях особую актуальность, потому как ни% когда надо во что бы то ни стало спасать человеческий капитал, создавать условия для роста человеческого капитала, прежде всего молодежи, с тем чтобы отмечать эконо% мический рост и повышение конкурентоспособность России: И потому, как отмечает доктор философских наук, профессор Вал. А. Луков, на этой основе государству и обществу следует ставить перед молодыми россиянами вы% сокие патриотические задачи в экономике, науке, культуре, политике и обеспечить исходные условия для того, чтобы предлагаемые молодежью решения становились практически осуществляемыми здесь и сейчас. Интервью начиналось с вопроса: «Есть ли у власти реалистичная оценка состояния молодежи?» В цифровом выражении ответы экспертов на этот вопрос: «Да, есть» — 8, «Нет» — 14, «И да, и нет, частично» — 18. Приведем некоторые выдержки из ответов экспертов, согласившихся с утвержде% нием, что власть владеет ситуацией в молодежной среде. Ю. А. Зубок, доктор социологических наук, профессор (Москва): «Современная социология молодежи и научные коллективы, работающие в данной сфере, регуляр% но проводят исследования, позволяющие дать реалистичную картину состояния мо% лодежи и молодежного движения в России. С этой точки зрения на поставленный во% прос, несомненно, может быть дан положительный ответ. Однако надо различать наличие данных и желание / готовность / умение власти использовать их в практике ГМП. Последнее является проблемным полем». Н. А. Селиверстова, доктор социологических наук, профессор (Москва): «Слож% но сказать, но то, что власть ищет поддержку в молодежной среде, это факт, который может свидетельствовать об оценке роли молодежи и молодежного движения. Обще% ство оценивает молодежь неоднозначно, что вполне естественно, так как дифферен% циация молодежи значительна. Однозначно негативную оценку считаю неверной». Г. А. Елисеев, кандидат исторических наук (Москва): «Да, существующая власть достаточно реалистично оценивает состояние современного молодежного движения. Другое дело, что в связи с большим количеством государственных проблем руки до постоянной работы с этим движением у властных структур частенько не доходят. Оказать поддержку им могли бы соответствующие общественные структуры патрио% тической направленности, но, к сожалению, в современной России они слабы и плохо организованы». И. В. Бабаян, кандидат исторических наук, директор социологического центра СГТУ (Саратов): «У власти есть некие запросы по отношению к молодежи, а также предположения о том, насколько она способна эти запросы реализовать. Молодежь как наиболее активная социальная группа чаще всего рассматривается сквозь призму риска социальной нестабильности и протеста. Любые резонансные события с участи% ем молодежи в соседних государствах только стимулируют такой дискурс в обществе российском. Именно это происходит сейчас в качестве невольной реакции на украин% ские события». 64 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ 2015 — №1И. Г. Яковлев, доктор социологических наук, главный редактор журнала «Управ% ление мегаполисом» (Москва): «У власти есть прагматичная оценка». П. Ф. Алешкин, доктор исторических наук, главный редактор журнала «Наша мо% лодежь» (Москва): «До последнего времени у власти не было реалистичной оценки, но события на Украине невольно заставили некоторую часть власти задуматься над состоянием молодежи в России. Но до реалистичной оценки пока далеко». Луков Вал. А., доктор философских наук, профессор (Москва): «В крупных горо% дах, когда речь идет о более%менее массовых общественных объединениях молодежи, государство владеет информацией, также и о наличии общественных угроз со сторо% ны неформальных молодежных движений. Вопрос в том, какие выводы делаются из этой информации на управленческом уровне». В целом эта группа экспертов (7), отмечает, что власть владеет ситуацией в моло% дежной среде, но чаще всего она рассматривается, по их мнению, сквозь призму рис% ка, социальной нестабильности и протеста. Явления общественных угроз со стороны юношества напомнили недавнее про% шлое, когда начиная с 2000 г. власть стимулировала формирование целого ряда моло% дежных организаций, в частности «Идущие вместе» (2000 г.), молодежное движение «НАШИ» (2005 г.), «Молодая Гвардия» и т. д. В настоящее время, отмечают эксперты, весьма вероятен рост политической актив% ности, и потому возрастает необходимость поиска решений стратегического харак% тера. Об опасности такого рода предупреждал В. В. Путин, говоря о недопущении «цветных» революций в России, призвал все уровни власти уделять особое внимание межнациональным и межрегиональным отношениям, работать с молодежью. Именно в молодежной среде лидеры экстремистских организаций пытаются вербовать своих последователей (Заседание Совета … , 2014: Электр. ресурс). Аргументация позиции экспертов, ответивших «нет» (понимания у власти поло% жения молодежи): В. С. Макаров, кандидат филологических наук (Казань): «На мой взгляд, оценка состояния молодежи и молодежного движения недостаточно реалистична. На арену общественной жизни выходит первое поколение, сформировавшееся в условиях пост% советской России, его опыт невелик, но многообразен, с учетом региональных, идео% логических и иных различий. Чтобы проанализировать этот опыт, необходимы об% ширные и многолетние исследования, учитывающие в том числе культурные и истори% ческие особенности развития регионов России в 1990–2000%х». Специалисты РАНХиГС при Президенте РФ (Москва): «Нет. Потому что состоя% ние сферы молодежной политики основывается на весьма скудном и разрознен% ном фактологическом материале… никаких серьезных исследований власти, бизне% са, институтах гражданского общества как субъектов молодежной политики не про% водится». В. Н. Захаров, доктор филологических наук, профессор (Петрозаводск): «Нет, так как молодежная политика как таковая отсутствует, дело подменяется мероприятия% ми, которые не затрагивают глубоко те процессы, которые происходят в молодежной среде». Г. А. Борщевский, доктор социологических наук (Москва): «На мой взгляд, такой оценки ни у власти, ни в обществе нет. Проблемами молодежи никто сейчас системно не занимается. Российское общество мало озабочено самопознанием, а политическая элита рассматривает молодежь исключительно в качестве инструмента для решения сиюминутных задач. Руководство страны и бизнес не занимаются вопросами отбора 2015 — №1 Философия и современность 65и продвижения молодых кадров, это вопрос личной активности отдельных молодых людей. Соответственно молодежь в своей массе сегодня практически исключена из поля внимания лиц, принимающих решения. В этой связи известную опасность пред% ставляют радикально настроенные элементы молодежи, так как государство обраща% ет на них внимание только тогда, когда они уже самоорганизованы для какой%либо противоправной деятельности. Превентивная воспитательная работа с молодежью находится сегодня полностью на усмотрении семьи и школьных педагогов, не имеет общих ориентиров и идет практически вне поля зрения государства». Д. Д. Пеньковский, доктор исторических наук (Москва): «Нет, так как власть вла% деет обстановкой не во всех категориях молодежи и связанных с этим молодежных движениях». А. Д. Бородай, доктор исторических наук, профессор (Москва): «Для ответа на этот вопрос необходимы масштабные исследования молодежи. В настоящее время та% ких исследований не проводится. Поэтому рассуждения о молодежи носят характер частных мнений и ощущений. Часто желаемое выдают за действительное». В. И. Филонов, кандидат исторических наук, секретарь Орловской областной ор% ганизации РСМ: «Нет, не думаю, так как на это указывают официальные документы, программы, проекты, мероприятия, в которых неявно представлены и выявлены по% требности молодежи. Также резидуальный принцип финансирования молодежной политики. На региональном уровне слабо выражена консолидация акторов молодеж% ной политики». Таким образом, среди экспертов данного исследования преобладает мнение о том, что в настоящее время в обществе в лице его институтов и у властных структур фак% тически отсутствует реальная оценка положения молодежи, ибо в стране нет серьез% ных структур, отвечающих за изучение и оценку этой ситуации, за выборку мер, на% правленных на ее улучшение. Следует добавить, что с 1992 г. федеральный орган ис% полнительной власти, осуществляющий функции в области молодежной политики, реорганизовывался девять раз. Это свидетельствует об отношении к молодежной сфере как к периферийной. Организационные перемены не привели к созданию реальных условий для улучше% ния положения молодежи. Социальные проблемы для большинства молодых людей не только не разрешались, но и нарастали. ВЫВОДЫ Идея патриотизма в современной России становится важным объединяющим и мо% билизационным фактором, а патриотическое воспитание, приобретая новое идеоло% гическое звучание, стало приоритетным направлением политики государства. Общее мнение исследователей: в последние годы наметилась тенденция роста уровня патриотического сознания граждан, подрастающего поколения. Росту патриотических настроений у населения, молодежи способствовали многие факторы, и прежде всего укрепление государственности. Общество, развиваясь и ус% ложняясь, дало молодежи более многообразные возможности для самореализации, воспитания тех качеств, которые способствовали выживанию в нынешней ситуации и тем самым помогали им идентифицировать себя с Россией. Олимпиада, Крым, наци% ональный лидер возродили у российского народа чувство собственного достоинства, ощущение себя частью большой, независимой и справедливой силы. В целом, как свидетельствует и опрос экспертов, проявления патриотизма стали существенно заметнее в сравнении с показателями эпохи социальной неопределенно% 66 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ 2015 — №1сти. Пик подъема патриотизма приходится на 2014 г. — год огромных внешнеполити% ческих успехов. Вместе с тем исследователи, политологи, социологи в большинстве своем сходятся на том, что патриотическая консолидация 2014 г. не носит долговременный характер. Обостряют проблемы патриотического воспитания кризисные явления в экономике, санкции, «война без войны» — это и многое другое создает качественно иной фон всей общественной жизни. Главное, повторимся, слабость одержанных успехов осно% вывается на зыбкости их экономического фундамента. Власть реально оценивает существующие риски и принимает энергичные антикри% зисные меры. И в этой связи патриотизм как мобилизационный проект призван спо% собствовать быстрому развитию страны. Подчеркнем, стабилизирующим фактором сегодня является огромный авторитет Президента РФ, национального лидера боль% шинства россиян, призвавшего строить свое будущее на прочном фундаменте — пат% риотизме. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Большая пресс%конференция Владимира Путина (2014) [Электронный ресурс] // Президент России. 18 декабря. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/47250 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2015). Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи (2012) [Электронный ресурс] // Президент России. 12 сентября. URL: http://www.kremlin.ru/news/16470 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2015). Дмитрий Медведев о национальной идее (2012) [Электронный ресурс] // KBRRF.ru 30 апреля. URL: http://kbrrf.ru/dm%mevedev%o%idee/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2015). Доклад на Всероссийской конференции «Патриотизм XXI века: формирование его на тради% циях прошлого и современного опыта» (Балыбердин Александр Леонидович) (2013) [Электрон% ный ресурс] // Российский государственный военный историко%культурный центр при Прави% тельстве Российской Федерации (Росвоенцентр). 15 ноября. URL: http://www.rosvoencentr% rf.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=510 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2015). Заседание Российского организационного комитета «Победа» (2013) [Электронный ресурс] // Президент России. 12 июля. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/18714 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2015). Заседание Совета Безопасности (2014) [Электронный ресурс] // Президент России. 20 нояб% ря. URL: http://www.kremlin.ru/news/47045 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2015). Зиновьев, А. А. (2003) Идеология партии будущего. М. : Алгоритм. 240 с. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Электронный ре% сурс] // Pandiaweb.ru. Энциклопедия знаний. URL: http://pandia.org/text/77/359/58532.php [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2015). Кузьмин, В. (2014) Храните ваши деньги, конечно же, в рублях. Дмитрий Медведев подвел итоги работы кабинета министров за год [Электронный ресурс] // Российская газета. 10 декабря. URL: http://www.rg.ru/2014/12/10/medvedev%itogi%site.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2015). Культура против ненависти и насилия. Четвертая сессия Конгресса интеллигенции (2014) [Электронный ресурс] // Civitas. Вестник гражданского общества. 25 ноября. URL: http://vest% nikcivitas.ru/news/3586 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2015). О проекте государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» (2013) [Электронный ресурс] // Российский государственный военный историко%культурный центр при Правительстве Российской Федерации (Росвоен% 2015 — №1 Философия и современность 67центр). 24 декабря. URL: http://www.rosvoencentr%rf.ru/index.php?option=com_content&view= article&id=619 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2015). Обращение участников Всероссийской конференции «Патриотизм XXI века: формирование его на традициях прошлого и современного опыта» [Электронный ресурс] // Государственное бюджетное учреждение «Центр патриотического воспитания и допризывной подготовки моло% дежи Республики Башкортостан». URL: http://cpvrb.ru/images/patriot/Doc/obrawenie_uchast% nikov_konferencii.docx [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2015). Послание Президента РФ Федеральному Собранию (2012) [Электронный ресурс] // Прези% дент России. 12 декабря. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118 [архивировано в WebCi% te] (дата обращения: 12.01.2015). Послание Президента РФ Федеральному Собранию (2014) [Электронный ресурс] // Прези% дент России. 4 декабря. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/47173 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2015). Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. №122 «Госу% дарственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы”» [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/oficial/ doc/postan_rf/122_1.shtm [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2015). Тавровский, Ю. (2015) Дорогой «китайской мечты» [Электронный ресурс] // Клуб това% рищей военного института иностранных языков Красной Армии. 1 января. URL: http://clubvi.ru/news/2015/01/10/tavrovskiy/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2015). Фетисов, В. (2012) О выполнении протокола заседания Российского организационного ко% митета «Победа» от 14 ноября 2012 г. №33 [Электронный ресурс] // Патриотическое воспита% ние граждан Российской Федерации. «Госпатриотпрограмма.рф». URL: http://gospatriotpro% gramma.ru/orgkomitet/otchet/protocol.php [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2015). Дата поступления: 12.02.201
    Просмотров: 153 | Добавил: komsomol-100 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поделись с другом
    Поиск
    Вход

    Статистика

    clock counter Яндекс.Метрика
     

    Рейтинг@Mail.ru

     

     


    Copyright MyCorp © 2017