Два месяца не дожил Николай Николаевич Добронравов до своего 95-летнего юбилея, пришедшегося на 22 ноября текущего года. К сожалению, 16 сентября 2023 года его пламенное, доброе, чуткое, вмещавшее в себя неизбывную любовь к России сердце после тяжёлой продолжительной болезни остановилось… Земной путь, такой светлый, широкий, дерзновенный, вмещавший всю цветовую гамму чувств, переживаний, устремлений, помыслов, завершился… Внеземной же полёт Николая Добронравова, великого подвижника и радетеля земли русской, лишь стартовал…
Знаете, каким он парнем был…
Нет, не «был»! Ведь смерть он победил!
Ну кто в советское время не знал этих слов из легендарной песни, ставшей настоящим украшением песенного цикла Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Созвездие Гагарина»? Кто, скажите, не помнит её мощное, какое-то завораживающее звучание, ассоциируемое с одним из лучших баритонов Советского Союза — Юрием Гуляевым? Кому не помнится этот высокий, статный и чрезвычайно талантливый певец, сумевший блестяще передать задумку авторов и показать в песне весь жизненный путь Юрия Гагарина, вновь идущего на космодром? Таких, по крайней мере среди старшего поколения граждан нашей страны, думается, не найти.
Слова же эти, написанные Николаем Николаевичем о первом космонавте Земли, незабвенном друге, человеке, навсегда оставшемся для него и Александры Николаевны бесконечно родным и дорогим, полагаю, всецело созвучны и образу самого Добронравова. Он заявил о себе, своём даровании и потребности писать стихи в молодые годы, когда и сам производил впечатление сильного, одухотворённого, талантливого парня, которому всё по плечу. Потому-то, слушая эту песню, невольно задумываешься не только о Гагарине, но и о Добронравове, Гуляеве, Пахмутовой. Задумываешься обо всём этом удивительном и славном поколении, умевшем искренне любить, дружить, самоотверженно трудиться… О поколении, не желавшем жить вполголоса, не страшившемся испытаний грозных, а рвавшемся в дорогу, в полёт, к новым высотам и свершениям…
Чтоб небо осталось звёздным,
нам бой предстоит земной.
Во всех испытаньях грозных,
любовь моя, будь со мной!
Я небу скажу, как другу:
наш долг — продолжать полёт!
Стрелки идут по кругу,
время идёт вперёд.
Да, время не остановишь, оно неумолимо. Но как бы хотелось всё же, наперекор сегодняшней капиталистической действительности, стрелки часов перекрутить в обратном направлении и увидеть своими глазами те земные, грандиозные, полные трудового величия и доблести бои, которые воспевал Добронравов. Как бы здорово было пробежаться с ним по звонкоголосым комсомольским стройкам, отправиться в Братск, Тайшет, проплыть по Ангаре, вместе с яростными стройотрядами посидеть у костра, послушать песни, ведь нет же «струн у сердца неопалимых», а «строй гитары не терпит фальши…».
Не терпел её и Николай Николаевич, писавший всегда по зову своего доброго, благородного, отзывчивого сердца. Сердца, вмещавшего так много, будто и не было для него каких-либо ограничений и преград. Да и как они могли появиться, если Добронравов всю свою большую жизнь прожил по общепринятым в человеческом сообществе законам нравственности? Если его главным мерилом была совестливость? Если он, человек чести, достоинства, высоких моральных принципов, не гонялся за сиюминутной и шумной славой, не занимался самолюбованием, не противопоставлял себя другим творцам, не фрондёрствовал, а был открытым, прямолинейным, убеждённым человеколюбцем, гуманистом, верившим в высокое предназначение человека, призванного самой природой трудиться, творить и созидать? Если он всегда презирал равнодушие и не соглашался быть лишь безмолвным созерцателем, живущим однодневными жалкими заботами и мелкими, не достойными человека и гражданина убогими страстями? Если он, словно русский исполин, стремился жить по-людски, с высоко поднятым забралом, во имя идей добра и социальной справедливости, во имя великой матушки-России, в которую Николай Николаевич беззаветно верил и которую истово любил?
Едва ли стоит отвечать на вопросы, прозвучавшие выше. Собственно, они призваны в данных заметках лишь в очередной раз подчеркнуть полновесность, цельность, масштабность и потрясающую человечность Добронравова. Хотя, думается, он, в силу своей удивительной скромности, переплетающейся с некоторой застенчивостью, вряд ли бы эти рассуждения всецело одобрил. Относившийся к своей всесоюзной и всероссийской известности и славе как к чему-то вполне естественному, даже обыденному, Николай Николаевич не придавал ей большого значения.
В его сознании пульсировали куда как более значимые мысли, нацеливавшие на творчество как таковое, а не на возвышение и восхваление оного. Ну а творить, в чём Добронравов нисколько не сомневался, следует только от души, сознательно отбросив живучую, но вредную мишуру вялотекущей повседневности и словесные пустые прикрасы, скрывающие идейную направленность творчества. А то, что творчество поэта являлось идейным, для всех тех, кто с ним мало-мальски знаком, не вызывает и толики сомнений.
Говоря же о широкой душе Николая Николаевича, следует также сослаться и на великого Муслима Магомаева, в своей книге «Живут во мне воспоминания» писавшего: «Много работал я с Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым: в моём репертуаре более двадцати их песен. Некоторые из них стали хитами, другие просто устойчиво популярны уже многие годы. Дуэт Пахмутова — Добронравов — это прежде всего душа. Красивая музыка, красивые слова… Их «Мелодию» с героем седой легенды, преданным Орфеем, слушатель принял сердцем. Мы записывали их песни и знали заранее, что это не для улицы, не для застолий».
Да, совершенно верно, ни Добронравов, ни Пахмутова для застолий и слезливой, но неискренней публики не писали… Как не писали они и на заказ, в чём, к слову, их на все лады в первой половине приснопамятных 1990-х годов пыталась обвинять российская либеральная шушера. Она так и не осознала существа совместно написанных ими произведений, принятых народом, ставших для большинства советских и российских граждан по-настоящему любимыми и родными. Произведений, ставших неотъемлемой частицей того прочного фундамента национальной идентичности, на котором и держится Россия.......
.......
Ленинскому комсомолу Добронравов посвятил свои самые лучшие, душевные, проникновенные, светлые, но вместе с тем и призывные, духоподъёмные, полные оптимизма песни. «Не расстанусь с комсомолом», «Любовь, комсомол и весна», «И вновь продолжается бой», «Только так победим!», «Как молоды мы были», «Герои остаются молодыми», «Запевала звёздных дорог», «Яростный стройотряд» — это воистину песенные шедевры, неустаревающие и не теряющие своих бесспорных художественных достоинств, звучности, массовой направленности. Посему и поются они нами так легко, искренне, на одном дыхании. И что принципиально важно отметить, к этим песням сегодня приобщаются молодёжь, юноши и девушки, родившиеся в XXI столетии и вступающие ныне в ряды ЛКСМ РФ. Им комсомольские песни Пахмутовой — Добронравова становятся близки, они так же свободно, как и их предшественники, песни эти запоминают.
....Николай Добронравов свой земной долг перед Родиной, народом выполнил до конца. В долгу перед ним теперь остались мы — все те, кто числит себя советскими людьми, кто не изменял родному государству, не кощунствовал в самые тяжёлые времена, не торговал народным достоянием, не грабил страну, не разрушал заводы и фабрики, не разваливал колхозы, не гробил отечественные здравоохранение, образование и культуру. И забывать об этом людском долге мы не вправе
См Оригинал статьи .https://gazeta-pravda.ru/issue/128-31477-23-noyabrya-2023-goda/byetsya-serdtse-moye-slovno-yunosti-shtab/