Главная| | Мой профиль | Регистрация| Выход | Вход
 
Пятница, 26.04.2024, 15:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Наш календарь [919]
Новости России [712]
Новости планеты [160]
Детские движения [197]
Студенческий строительный [62]
Великая Отечественная... [184]
Память [358]
Анкета "Не расстанусь с комсомолом" [109]
Поздравления [202]
Пионерия [110]
Юбилей комсомола [446]
Регионы [274]
Совет ветеранов [105]
История [234]
Новые книги [84]
Фалеристика [4]
Замечательные современники [78]
Целина - судьба моя [2]
К 65-летию начала освоения целины
Победа [10]
75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается.
Наш комсомол
  • ЛКСМ. Москва.

  • Ленинский Комсомол (ЛКСМ РФ) Москва

  • Ветераны комсомола

  • Не расстанусь с комсомолом. Комсомол 100.

  • История комсомола Казахстана

  • Комсомольская юность моя

  • Комсомол -100 лет. Тверь.

  • Воспитанники комсомола-Мое Отечество

  • Комсомольская юность моя (Ивановская область)

  • Комсомольская площадь (Нижний Новгород)

  • Из истории Челябинской областной организации

  • Сайт ветеранов комсомола(Омск)

  • Ветераны Ярославской области

  • Наш опрос
    Есть ли будущее у комсомола?
    Всего ответов: 1228
    Вход

    Поиск
    Статистика

    clock counter Яндекс.Метрика
    Главная » 2009 » Январь » 13 » 12 января 1913 г. родилась Паша Ангелина -зачинатель первых в СССР женских тракторых бригад .
    12 января 1913 г. родилась Паша Ангелина -зачинатель первых в СССР женских тракторых бригад .
    08:56
    Пашу Ангелину - дважды героя Социалистического труда знала вся Страна Советов. Паша Ангелина улыбалась с первых страниц газет и журналов. Она не была актрисой. Она была символом советского отношения к труду. Простая донецкая девушка, укротившая чудо заморской техники — трактор "Фордзон", создала первую в мире женскую тракторную бригаду и лично товарищу Сталину пообещала организовать еще десять таких же. Слово свое, конечно, сдержала. Благодаря почину ударницы, 100 тысяч ее подруг заменили мужчин у тяжелых штурвалов. Чтобы великая Родина цвела вешним садом, а на ее плодородных полях мирно урчали железные машины, покорные ласковым женским рукам.
    Паша Ангелина словно ожившая скульптура Веры Мухиной — крепкая, плечистая крестьянка, с натруженными руками, выносливыми ногами и открытым обветренным лицом. Кажется, она могла бы запросто занять место рядом с рабочим, подвинув на постаменте стальную колхозницу.
    От лютого голода
    ...Зимой 1933 года донецкое Старобешево, как и все окрестные села, люто голодало. Если бы не кусочки хлеба, которые приносили раз в неделю отцы и братья, ушедшие на шахты, к весне, наверное, не осталось бы не только работоспособных, но и живых. Когда сельские жители не смогли выйти в поле, наконец-то поступила долгожданная продовольственная ссуда — несколько мешков муки. Из нее на полевых станах готовили клецки или затируху. Всякому дошедшему до котла выдавалась миска этого варева. Ожившие люди потянулись к сеялкам и боронам — сев начался. Здесь же, в стане, и ночевали, зарывшись в солому.
    Добрела сюда и Паша. Сначала помогала поддерживать огонь под котлом и готовить еду, потом носила к сеялкам посевное зерно. Поднять мешок не было сил, поэтому таскала ведрами.
    К уборке зерновых из МТС прибыли первые тракторы. Любознательная, смелая девчонка не отходила от диковинных машин. Трактористов не хватало, и пришлось организовать курсы по их подготовке. Первой на них записалась Паша. Трактористка из Ангелиной вышла знатная. Пахала так, что борозды, которые прокладывала в поле, можно было линейкой вымерять.
    Мужиков догнать и перегнать
    Из местных девчат, которых тянуло к технике как магнитом, энергичная Паша организовала бригаду. Работали колхозницы с энтузиазмом, на подъеме, стараясь ни в чем не уступать мужчинам.
    — Сдается мне, то было великое дело, — вспоминает рядовой пахарь Георгий Терентьевич Данилов, который обслуживал технику Пашиной бригады. — И это все мы поняли в войну, когда мужиков призвали на фронт. Именно девчата, да еще подростки, и прокормили страну.
    Георгий Данилов рвался на фронт, но его прикомандировали к отправлявшейся в тыл, в Казахстан, первой бригаде девушек-трактористок.
    — Когда немец подходил к Старобешеву, — рассказывает Георгий Терентьевич, — выдали мне винтовку и велели ни на шаг не отходить от бригадирши. Да и то ведь так, сколько люду, в том числе и лихого, катилось по стране. Был даже слух, что гитлеряки снарядили диверсионную группу, чтобы схватить Ангелину. Не знаю, так оно или нет, но про себя я решил твердо: в случае чего буду биться до последнего. Этим и жил, пока не добрались до Казахстана.
    В душу механизатору запали девичьи слезы.
    — Раньше-то мы хоть берегли их, что потяжелее — брали на себя. А здесь землячек, можно сказать, бросили в пекло. Чего только стоило завести трактор тяжеленной ручкой. Даже мужики там калечились. Но девчата терпели и даже не матерились. Поплачет какая, отойдет чуток и снова за проклятую ручку.
    — До 1945 года Пашина бригада действительно была чисто женской, — рассказывает учетчик бригады Максим Юрьев. — Потом у баб мужья с фронта повозвращались и заменили их на работе, дав женам возможность рожать. Потому что, чем дольше женщина сидела на тех тракторах, тем меньше были ее шансы: трактора-то были не на гусеницах и не на колесах с резиновыми покрышками, а на спицах. Трястись на спицах по пашне — можно себе все отбить!
    Ревнивый муж хуже пьяницы
    Женское счастье бригадиршу и депутата Верховного Совета Ангелину не баловало. С мужем Сергеем Федоровичем Чернышовым, бывшим первым секретарем райкома партии Старобешевского района, она рассталась — выгнала из дома после многочисленных скандалов. Муж ревновал Пашу так, что однажды поехал вслед за трактористками на ВДНХ в Москву, где устроил скандал. За такое посягательство на честь депутата Верховного Совета СССР другого бы определили на Лубянку, но его просто мирно выпроводили домой.
    — Как истинная дочь греческого народа Прасковья Никитична до последнего момента терпела выходки своего супруга, чтобы сохранить семью, — вспоминает директор старобешевского музея Лидия Донченко. — Но домашняя ссора в 1947 году, когда в присутствии детей супруг выстрелил в потолок, переполнила чашу терпения.
    — Супругу тетя Паша (так ее звали в бригаде) дала тысяч пять рублей (по тем временам целое состояние), — рассказывает Максим Юрьев, — и велела убираться куда угодно. Он пытался возвращаться, но потом осел в соседнем районе. В бригаде и вообще в колхозе никто не смел упоминать его имени, как будто он умер.
    Сама Ангелина замуж больше не выходила — одна ставила на ноги троих своих детей и приемного сына Геннадия. Девичьей фамилии Прасковья не меняла. Говорят, хотела навсегда остаться символом. Поэтому отказывалась и от предложений возглавить комитеты партии разных уровней, стать председателем колхоза "Заветы Ильича". И в должности бригадира первой женской тракторной она имела немалый вес как у себя на Родине, где без нее, как без попа, не обходились ни одна свадьба и крестины, так и в высших эшелонах власти. В остальном Ангелина была женщиной обыкновенной, работящей, толковой. Даже когда на самой верхотуре оказалась, все равно перед нами не возносилась, помогала, вспоминают старожилы-односельчане.
    Ждали депутата всем селом
    Со всей Донецкой области ехали к Ангелиной за... страничкой из ее депутатского блокнота, который для многих был действительно на вес золота. Оказывается, тогда депутатов снабжали именными блокнотами, листок из которого являлся своего рода приказом, обязательным к исполнению.
    — Мой бывший одноклассник выжил благодаря тете Паше, — рассказывает Лидия Донченко. — У мальчика был туберкулез кости, и благодаря ходатайству Ангелиной он получил возможность дважды в год проходить курс лечения в Крыму. Пока полностью не излечился.
    Выжила благодаря этому листку и одна раскулаченная семья: им было выделено 100 килограммов муки. И еще одна девушка, которую по оговору осудили за якобы совершенную кражу.
    Именно благодаря Паше Ангелиной дети из СПТУ узнали, что такое пододеяльники, а одноклассники ее сына Валерия попробовали мандарины и конфеты в коробках. Ни этих, ни других "чудес" в Старобешевском районе до 50-го года не видывали. Весь район каждый раз с нетерпением ждал возвращения бессменного депутата из Москвы, потому что ни единая просьба избирателя не проходила мимо ее ушей. Все мальчишки из класса, где учился Валера, попеременно носили его форменный школьный пиджачок. А тракторная бригада, которая практически жила на полевом стане, ни в чем, действительно, не нуждалась.
    В бригаду как в космос
    — В бригаду Ангелиной нас подбирали, как в команду космического корабля: физически здоровых, не курящих, со смежными специальностями (или сварщик, или слесарь), да еще... поющих, танцующих, играющих на гитаре или на баяне и в... футбол, — вспоминает Максим Пантелеевич. — Вот я, к примеру, мог еще лет до пятидесяти в одиночку поднять задок застрявшего "Москвича". А какие были дюжие женщин, вот хоть сама тетя Паша — трактор сдвигала с места, если надо.
    Смежные специальности нужны были для того, чтобы чинить технику. Техники было мало. Трактора ни днем, ни ночью не простаивали, работали в две смены. Да кроме того, бригада Ангелиной обслуживала три колхоза и была опытным предприятием, куда присылали новейшую технику — на апробацию. А уж после испытаний и предложений, поданных после этих проб в Тимирязевскую академию в Москве, технику дорабатывали, ставили на поточное производство и отправляли во все хозяйства Союза.
    А вот петь, плясать, играть в шахматы и футбол каждый член бригады коммунистического труда должен был уметь потому, что жили трактористы неделями фактически в домике на полевом стане. Там было все: и богатая библиотека, и буфет с кухней, где после работы рабочие по-настоящему отъедались, как на свадьбе. Была и игровая — шашки, шахматы, домино и даже бильярдная. Сама тетя Паша неплохо играла в шахматы, но не любила проигрывать. А когда играли бригадой в футбол, то Максим Юрьев, как правило, был капитаном одной команды, а тетя Паша — другой.
    Водитель-ас в юбке
    Техника была истинной страстью Ангелиной. Она никого не пускала за руль своей "Победы" и обязательно останавливалась, если видела, что кто-нибудь возится со своей машиной на дороге. Так, однажды молодой еще учетчик Юрьев стал свидетелем феноменальной сцены. Тетя Паша остановила свою "Победу" возле вставшего на ремонт грузовичка, отодвинула копошившегося в моторе водителя и через минуту попросила бедолагу: "Дай 20 копеек". Монеткой она почистила контакты и велела: "Заводи!". Машина завелась! А оторопевший водитель стоял еще несколько минут, провожая взглядом "Победу": он узнал легендарную трактористку.
    Конечно, при такой полевой жизни семьи девчатам (после пятидесятого года их в бригаде было куда меньше, чем мужиков) да и мужикам — членам тракторной бригады — сохранять было нелегко. Поэтому тетя Паша на все праздники приглашала трактористов вместе с семьями либо в стан, где устраивались настоящие торжества с концертами и щедрым застольем, либо к себе домой, где она по такому случаю очень быстро лепила и жарила чир-чиры — греческие чебуреки. А в повседневной жизни бригадир старалась, чтобы ее подчиненные ни в чем не нуждались. Просить можно было все что хочешь. Как-то трактористы попросили себе мотоциклы — первые отечественные "К-700" можно было выписать только через Москву по депутатскому запросу. Ангелина выписала на бригаду 10 мотоциклов. А уже перед смертью она попросила для своей бригады автомобили "Москвич". Однако получить их бригада не успела: депутат Ангелина умерла. Запрос ее остался без внимания.
    Сгорела Прасковья Никитична быстро. Работала до последнего дня. Приехав на сессию Верховного Совета, вдруг плохо себя почувствовала. В кремлевской клинике спасти прославленную трактористку уже не смогли. Сказалась на печени тяжелая работа на тракторе — ведь горючее раньше приходилось через шланг ртом перекачивать.
    Умерла Прасковья Никитична не в полной безвестности.
    — Когда я с парой наших трактористов в кремлевскую больницу приехал, видел: к ней, как хорошей знакомой, в палату заглядывали Буденный и Папанин, — вспоминает Юрьев. — А в те еще времена она была вхожа к Сталину и запросто общалась с Калининым...
    Попрощавшись с товарищами по работе, Паша отдала несколько распоряжений, которые должны были быть исполнены к ее приезду — после лечения в Москве. Потом она отозвала Максима в сторону и со слезами на глазах велела, если что, хоронить ее на Родине. После смерти матери дети унаследовали лишь увесистую пачку облигаций государственного займа.
    Примерно в 1978 году тракторная бригада коммунистического труда имени П.Ангелиной прекратила свое существование.h

    Подготовила Елена Русских. Фото из Интернета

    ссылка http://pressa.irk.ru/kopeika/2005/04/009001.html

    Категория: Наш календарь | Просмотров: 1471 | Добавил: Funk | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2024