Главная| | Мой профиль | Регистрация| Выход | Вход
 
Пятница, 29.03.2024, 03:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Наш календарь [917]
Новости России [710]
Новости планеты [160]
Детские движения [197]
Студенческий строительный [60]
Великая Отечественная... [184]
Память [352]
Анкета "Не расстанусь с комсомолом" [109]
Поздравления [198]
Пионерия [110]
Юбилей комсомола [446]
Регионы [273]
Совет ветеранов [103]
История [234]
Новые книги [84]
Фалеристика [4]
Замечательные современники [78]
Целина - судьба моя [2]
К 65-летию начала освоения целины
Победа [10]
75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается.
Наш комсомол
  • ЛКСМ. Москва.

  • Ленинский Комсомол (ЛКСМ РФ) Москва

  • Ветераны комсомола

  • Не расстанусь с комсомолом. Комсомол 100.

  • История комсомола Казахстана

  • Комсомольская юность моя

  • Комсомол -100 лет. Тверь.

  • Воспитанники комсомола-Мое Отечество

  • Комсомольская юность моя (Ивановская область)

  • Комсомольская площадь (Нижний Новгород)

  • Из истории Челябинской областной организации

  • Сайт ветеранов комсомола(Омск)

  • Ветераны Ярославской области

  • Наш опрос
    Есть ли будущее у комсомола?
    Всего ответов: 1222
    Вход

    Поиск
    Статистика

    clock counter Яндекс.Метрика
    Главная » 2020 » Сентябрь » 29 » 100 лет назад в 1920 г. состоялся Третий Всероссийский съезд комсомола.. 2 октября на этом сьезде выступмл В.И. Ленин . Вспомним историю.
    100 лет назад в 1920 г. состоялся Третий Всероссийский съезд комсомола.. 2 октября на этом сьезде выступмл В.И. Ленин . Вспомним историю.
    14:25

    РЕЧЬ В.И. Ленина НА III ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ РОССИЙСКОГО КОММУНИСТИЧЕСКОГО СОЮЗА МОЛОДЕЖИ   2 октября 1920г. 

    РЕЧЬ В.И. Ленина НА III ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ РОССИЙСКОГО КОММУНИСТИЧЕСКОГО СОЮЗА МОЛОДЕЖИ   Третий Всероссийский съезд Российского Коммунистического Союза Молодежи проходил в Москве 2-10 октября 1920 года. На съезде присутствовало около 600 делегатов. В порядке дня съезда стояли следующие вопросы:

    1) Военное и хозяйственное положение Республики;

    2) Коммунистический Интернационал Молодежи;

    3) Отчет ЦК РКСМ;

    4) Социалистическое воспитание молодежи;

    5) Милиционная армия и физическое развитие молодежи;

    6) Программа РКСМ;

    7) Устав РКСМ;

    8) Выборы ЦК РКСМ.

    Ленин произнес свою речь на первом заседании съезда, вечером 2 октября.

    После своей речи В. И. Ленин ответил на многочисленные записки. Отвечая на вопрос, каковы задачи РКСМ в связи с военным положением, Ленин указывал, что «сейчас дело сводится к задаче военной, чтобы силы все напрячь на борьбу с Врангелем», и съезд комсомола должен практически обсудить, какие экстренные меры Союз коммунистической молодежи должен принять, чтобы помочь в этом отношении. Ряд вопросов касался положения крестьянства, недовольства части крестьян продразверсткой и нехваткой промышленных товаров. Ленин разъяснил необходимость в тех условиях продразверстки; он указал, что снабжение крестьян инвентарем, сельскохозяйственными машинами и товарами широкого потребления зависит от восстановления фабрик и заводов, а «разоренная промышленность не может быть восстановлена, пока не будет прокормлен рабочий, не собрано достаточное количество топлива и сырья». На вопрос о взаимоотношениях комсомола и РКП(б) Ленин ответил, что РКСМ должен работать под руководством партии, руководствоваться «общими директивами Коммунистической партии, если действительно хочет быть коммунистическим». Ленин вновь подчеркнул, что деятельность комсомола должна быть образцом для всей подрастающей молодежи. Коммунистическое общество, сказал Ленин, будет создано в борьбе против всех эксплуататоров. «Это дело долгое, оно требует организации, обучения, воспитания» (Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС).

    Исходя из указаний Ленина, III съезд РКСМ подчеркнул следующее программное положение: «Основной задачей РКСМ является коммунистическое воспитание трудящейся молодежи, в котором теоретическое просвещение тесно связано с активным участием в жизни, труде, борьбе и строительстве трудящихся масс. Задаче коммунистического воспитания молодежи, подготовляющего энергичных и умелых строителей социалистического хозяйства, защитников советской республики, организаторов нового общества, должна быть подчинена вся практическая работа РКСМ во всех ее областях» («Третий Всероссийский съезд РКСМ. Стенографический отчет». М.-Л., 1926, стр. 308).

               Ленин  был встречен бурной овацией съезда.) Товарищи, мне хотелось бы сегодня побеседовать на тему о том, каковы основные задачи Союза коммунистической молодежи и в связи с этим - каковы должны быть организации молодежи в социалистической республике вообще.

    На этом вопросе тем более следует остановиться, что в известном смысле можно сказать, что именно молодежи предстоит настоящая задача создания коммунистического общества. Ибо ясно, что поколение работников, воспитанное в капиталистическом обществе, в лучшем случае сможет решить задачу уничтожения основ старого капиталистического быта, построенного на эксплуатации. Оно в лучшем случае сумеет решить задачи создания такого общественного устройства, которое помогло бы пролетариату и трудовым классам удержать власть в своих руках и создать прочный фундамент, на котором может строить только поколение, вступающее в работу уже при новых условиях, при такой обстановке, когда нет эксплуататорского отношения между людьми.

    И вот, подходя с этой точки зрения к вопросу о задачах молодежи, я должен сказать, что эти задачи молодежи вообще и союзов коммунистической молодежи и всяких других организаций в частности можно было бы выразить одним словом: задача состоит в том, чтобы учиться. ..

    ...Вы читали и слышали о том, как коммунистическая теория, коммунистическая наука, главным образом созданная Марксом, как это учение марксизма перестало быть произведением одного, хотя и гениального социалиста XIX века, как это учение стало учением миллионов и десятков миллионов пролетариев во всем мире, применяющих это учение в своей борьбе против капитализма. И если бы вы выдвинули такой вопрос: почему учение Маркса могло овладеть миллионами и десятками миллионов сердец самого революционного класса - вы сможете получить один ответ: это произошло потому, что Маркс опирался на прочный фундамент человеческих знаний, завоеванных при капитализме; изучивши законы развития человеческого общества, Маркс понял неизбежность развития капитализма, ведущего к коммунизму, и, главное, он доказал это только на основании самого точного, самого детального, самого глубокого изучения этого капиталистического общества, при помощи полного усвоения всего того, что дала прежняя наука. Все то, что было создано человеческим обществом, он переработал критически, ни одного пункта не оставив без внимания. Все то, что человеческою мыслью было создано, он переработал, подверг критике, проверив на рабочем движении, и сделал те выводы, которых ограниченные буржуазными рамками или связанные буржуазными предрассудками люди сделать не могли.

    Это надо иметь в виду, когда мы, например, ведем разговоры о пролетарской культуре. Без ясного понимания того, что только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру - без такого понимания нам этой задачи не разрешить. Пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда, не является выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре. Это все сплошной вздор. Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества,  чиновничьего общества. Все эти пути и дорожки подводили и подводят, и продолжают подводить к пролетарской культуре так же, как политическая экономия, переработанная Марксом, показала нам то, к чему должно прийти человеческое общество, указала переход к классовой борьбе, к началу пролетарской революции.

    Когда мы слышим нередко и среди представителей молодежи, и среди некоторых защитников нового образования нападки на старую школу, что старая школа была школой зубрежки, мы говорим им, что мы должны взять то хорошее, что было в старой школе. Мы не должны брать из старой школы того, когда память молодого человека обременяли безмерным количеством знаний, на девять десятых ненужных и на одну десятую искаженных, но это не значит, что мы можем ограничиться коммунистическими выводами и заучить только коммунистические лозунги. Этим коммунизма не создашь. Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество.

    Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов, ибо коммунизм превратится в пустоту, превратится в пустую вывеску, коммунист будет только простым хвастуном, если не будут переработаны в его сознании все полученные знания. Вы должны не только усвоить их, но усвоить так, чтобы отнестись к ним критически, чтобы не загромождать своего ума тем хламом, который не нужен, а обогатить его знанием всех фактов, без которых не может быть современного образованного человека. Если коммунист вздумал бы хвастаться коммунизмом на основании полученных им готовых выводов, не производя серьезнейшей, труднейшей, большой работы, не разобравшись в фактах, к которым он обязан критически отнестись, такой коммунист был бы очень печален. И такое верхоглядство было бы решительным образом губительно. Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше, но если человек будет говорить, что он коммунист и что ему и знать ничего не надо прочного, то ничего похожего на коммуниста из него не выйдет.

    Старая школа вырабатывала прислужников, необходимых для капиталистов, старая школа из людей науки делала людей, которые должны были писать и говорить, как угодно капиталистам. Это значит, что мы должны ее убрать. Но если мы должны ее убрать, если мы должны разрушить, значит ли это, что мы не должны взять из нее все то, что было накоплено человечеством необходимого для людей? Значит ли, что мы не должны суметь различить то, что являлось необходимым для капитализма и что является необходимым для коммунизма?

    На место старой муштры, которая проводилась в буржуазном обществе вопреки воле большинства, мы ставим сознательную дисциплину рабочих и крестьян, которые соединяют с ненавистью к старому обществу решимость, уменье и готовность объединить и организовать силы для этой борьбы, чтобы из воли миллионов и сотен миллионов разрозненных, раздробленных, разбросанных на протяжении громадной страны создать единую волю, ибо без этой единой воли мы будем разбиты неминуемо. Без этого сплочения, без этой сознательной дисциплины рабочих и крестьян наше дело безнадежно. Без этого победить капиталистов и помещиков всего мира мы не сможем. Мы не закрепим даже фундамента, не говоря о том, чтобы на этом фундаменте построить новое, коммунистическое общество. Также и отрицая старую школу, питая совершенно законную и необходимую ненависть к этой старой школе, ценя готовность разрушить старую школу, мы должны понять, что на место старой учебы, старой зубрежки, старой муштры мы должны поставить уменье взять себе всю сумму человеческих знаний, и взять так, чтобы коммунизм не был бы у вас чем-то таким, что заучено, а был бы тем, что вами самими продумано, был бы теми выводами, которые являются неизбежными с точки зрения современного образования.

    Вот как надо поставить основные задачи, когда мы говорим о задаче: научиться коммунизму...

    ...

    В каком смысле отрицаем мы мораль, отрицаем нравственность?

    В том смысле, в каком проповедовала ее буржуазия, которая выводила эту нравственность из велений бога. Мы на этот счет, конечно, говорим, что в бога не верим, и очень хорошо знаем, что от имени бога говорило духовенство, говорили помещики, говорила буржуазия, чтобы проводить свои эксплуататорские интересы. Или вместо того, чтобы выводить эту мораль из велений нравственности, из велений бога, они выводили ее из идеалистических или полуидеалистических фраз, которые всегда сводились тоже к тому, что очень похоже на веления бога.

    Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем. Мы говорим, что это обман, что это надувательство и забивание умов рабочих и крестьян в интересах помещиков и капиталистов.

    Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата.

    Старое общество было основано на угнетении помещиками и капиталистами всех рабочих и крестьян. Нам нужно было это разрушить, надо было их скинуть, но для этого надо создать объединение. Боженька такого объединения не создаст.

    Такое объединение могли дать только фабрики, заводы, только пролетариат, обученный, пробужденный от старой спячки. Лишь тогда, когда этот класс образовался, тогда началось массовое движение, которое привело к тому, что мы видим сейчас, - к победе пролетарской революции в одной из самых слабых стран, три года отстаивающей себя от натиска буржуазии всего мира. И мы видим, как пролетарская революция растет во всем мире. Мы говорим теперь на основании опыта, что только пролетариат мог создать такую сплоченную силу, за которою идет раздробленное, распыленное крестьянство, которая устояла при всех натисках эксплуататоров. Только этот класс может помочь трудящимся массам объединиться, сплотиться и окончательно отстоять, окончательно закрепить коммунистическое общество, окончательно его построить.

    Вот почему мы говорим: для нас нравственность, взятая вне человеческого общества, не существует; это обман. Для нас нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата.

    А в чем состоит эта классовая борьба? Это - царя свергнуть, капиталистов свергнуть, уничтожить класс капиталистов.

    А что такое классы вообще? Это то, что позволяет одной части общества присваивать себе труд другого. Если одна часть общества присваивает себе всю землю, мы имеем классы помещиков и крестьян. Если одна часть общества имеет фабрики и заводы, имеет акции и капиталы, а другая работает на этих фабриках, мы имеем классы капиталистов и пролетариев.

    Нетрудно было прогнать царя - для этого потребовалось всего несколько дней. Не очень трудно было прогнать помещиков, - это можно было сделать в несколько месяцев, не очень трудно прогнать и капиталистов. Но уничтожить классы несравненно труднее; все еще осталось разделение на рабочих и крестьян. Если крестьянин сидит на отдельном участке земли и присваивает себе лишний хлеб, т. е. хлеб, который не нужен ни ему, ни его скотине, а все остальные остаются без хлеба, то крестьянин превращается уже в эксплуататора. Чем больше оставляет он себе хлеба, тем ему выгоднее, а другие пусть голодают: «чем больше они голодают, тем дороже я продам этот хлеб». Надо, чтобы все работали по одному общему плану на общей земле, на общих фабриках и заводах и по общему распорядку. Легко ли это делать? Вы видите, что тут нельзя добиться решения так же легко, как прогнать царя, помещиков и капиталистов. Тут надо, чтобы пролетариат перевоспитал, переучил часть крестьян, перетянул тех, которые являются крестьянами трудящимися, чтобы уничтожить сопротивление тех крестьян, которые являются богачами и наживаются на счет нужды остальных. Значит, задача борьбы пролетариата еще не закончена тем, что мы свергли царя, прогнали помещиков и капиталистов, а в этом и состоит задача того порядка, который мы называем диктатурой пролетариата.

    Классовая борьба продолжается; она только изменила свои формы. Это классовая борьба пролетариата за то, чтобы не могли вернуться старые эксплуататоры, чтобы соединилась раздробленная масса темного крестьянства в один союз. Классовая борьба продолжается, и наша задача подчинить все интересы этой борьбе. И мы свою нравственность коммунистическую этой задаче подчиняем. Мы говорим: нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов.

    Коммунистическая нравственность это та, которая служит этой борьбе, которая объединяет трудящихся против всякой эксплуатации, против всякой мелкой собственности, ибо мелкая собственность дает в руки одного лица то, что создано трудом всего общества. Земля у нас считается общей собственностью.

    Ну, а если из этой общей собственности я беру себе известный кусок, возделываю на нем вдвое больше хлеба, чем нужно мне, и излишком хлеба спекулирую? Рассуждаю, что, чем больше голодных, тем дороже будут платить? Разве я тогда поступаю, как коммунист? Нет, как эксплуататор, как собственник. С этим нужно вести борьбу. Если оставить так, то все скатится назад, к власти капиталистов, к власти буржуазии, как это бывало не раз в прежних революциях. И, чтобы не дать снова восстановиться власти капиталистов и буржуазии, для этого нужно торгашества не допустить, для этого нужно, чтобы отдельные лица не наживались на счет остальных, для этого нужно, чтобы трудящиеся сплотились с пролетариатом и составили коммунистическое общество. В этом и состоит главная особенность того, что является основной задачей союза и организации коммунистической молодежи.

    Старое общество было основано на таком принципе, что либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб. И понятно, что воспитанные в этом обществе люди, можно сказать, с молоком матери воспринимают психологию, привычку, понятие - либо рабовладелец, либо раб, либо мелкий собственник, мелкий служащий, мелкий чиновник, интеллигент, словом, человек, который заботится только о том, чтобы иметь свое, а до другого ему дела нет.

    Если я хозяйничаю на этом участке земли, мне дела нет до другого; если другой будет голодать, тем лучше, я дороже продам свой хлеб. Если я имею свое местечко, как врач, как инженер, учитель, служащий, мне дела нет до другого. Может быть, потворствуя, угождая власть имущим, я сохраню свое местечко, да еще смогу и пробиться, выйти в буржуа. Такой психологии и такого настроения у коммуниста быть не может. Когда рабочие и крестьяне доказали, что мы умеем своей силой отстоять себя и создать новое общество, вот здесь и началось новое коммунистическое воспитание, воспитание в борьбе против эксплуататоров, воспитание в союзе с пролетариатом против эгоистов и мелких собственников, против той психологии и тех привычек, которые говорят: я добиваюсь своей прибыли, а до остального мне нет никакого дела.

    Вот в чем состоит ответ на вопрос, как должно учиться коммунизму молодое подрастающее поколение.

    Оно может учиться коммунизму, только связывая каждый шаг своего учения, воспитания и образования с непрерывной борьбой пролетариев и трудящихся против старого эксплуататорского общества.

    В.И. Ленин. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ,    том 41

    ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЕЖИ (Речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г.)

    стр.  298-318

     

     К истории создания комсомола: образование и основные принципы РКСМ

    Огромную роль в молодежной политике нашей страны в минувшем веке  сыграл комсомол. Этот феномен трудноь оспорить.  Свидетельством этого являются юбилейные мероприятия в честь 100--летия создания комсомола, прошедшие на всех уровнях  в 2018г., как в цете, тьак и на местах,  а затем и в регионах   в  свя\зи с метсными датами образования своих организаций... Они  были  поддержанны как центральной, так региональной и местной государственной властью.  В настоящее время, когда многие ценности советского периода отвергнуты и, более того, подвергаются фальсификации, традиции и принципы, заложенные комсомолом, воспринимаются  официальной властью в основном позитивно как «всегда правильные и нужные для жизни».[1] Такой парадокс объясняется, на мой взгляд, уникальностью и огромным созидательным потенциалом комсомола. В связи с этим   изучение опыта работы, истории и основных принципов этой организации представляется чрезвычайно актуальным.

           Как известно, до прихода к власти большевистская партия не имела своей молодежной организации. Во многом это было связано с тем, что сама партия была очень молодой по составу. Отмечая этот факт, В.И. Ленин цитировал полемические строки Фридриха Энгельса: «Разве не естественно, что у нас, партии революции, преобладает молодежь? Мы партия новаторов, а за новаторами всегда охотнее идет молодежь». И дальше добавил: «…пускай кадеты подбирают в свои ряды «уставших» старцев в 30 лет, «поумневших» революционеров и  ренегатов социал-демократии. Мы всегда будем партией молодежи передового класса!»[2] Однако после  Февральской революции  1918г. молодежные организации левого толка стали возникать  повсюду.

          Становление этого левого молодежного движения России развивалось по двум направлениям. Первое  - предполагало возникновение организационно самостоятельных массовых организаций – так называемых союзов рабочей молодежи.  Втрое - создание одновременно припартийных союзов, подчиненным местным партийным органам и состоящих в основном из молодых членов партии. Становление молодежного коммунистического движения шло в острой полемике и в борьбе за молодежь с другими партиями и идейными течениями – кадетами, эсерами, меньшевиками.

    Ярким примером этой борьбы является петроградская юношеская организация «Труд и свет», возглавляемая кадетом П.Г. Шевцовым, которая на первых порах привлекла в свои ряды многих революционно настроенных молодых рабочих. Большевики решили противопоставить таким организациям  широкие массовые молодежные организационно самостоятельные союзы. К такой позиции большевистская партия склонялась еще с 1915 года, в период циммервальдского движения, когда большинство социал-демократических партий Европы поддержали первую мировую войну и, по словам Ленина, встали «на позиции самого низменного и подлого  социал-шовинизма»[3], а молодые социалисты создали «Международный союз социалистических организаций молодежи», выступавший с интернациональных позиций. Анализируя эту ситуацию, Ленин сделал вывод о политической целесообразности организационной самостоятельности  союза молодежи, о необходимости различных методов работы молодежных союзов и «взрослых» организаций. «Нередко бывает, - отмечал Ленин, что представители поколения пожилых и старых не умеют подойти, как следует, к молодежи, которая по необходимости вынуждена приближаться к социализму иначе, не тем путем, не в той формене в той обстановке, как ее отцы. Поэтому…за организационную самостоятельность союза молодежи мы должны стоять безусловно  и не только вследствие того, что этой самостоятельности бояться оппортунисты, а и по существу дела. Ибо без полной самостоятельности молодежь не сможет не выработать из себя хороших социалистов ни подготовиться к тому, чтобы вести социализм вперед».[4]

            На VI съезде большевистской партии этот ленинский вывод был закреплен в Резолюции «О союзах молодежи». «Вмешательство партии в организационное строительство рабочей молодежи не должно носить характера опеки над нею, - говорилось в резолюции. – Учитывая опыт Западной Европы, где самостоятельные организации социалистической рабочей молодежи, в отличие от опекаемых официальными партиями, почти всюду являются опорой левого интернационалистского крыла рабочего движения, наша партия стремится к тому, чтобы рабочая молодежь создала самостоятельные организации, организационно не подчиненные, а только духовно связанные с партией".

          После прихода к власти большевиков  в конце октября в начале ноября 1917г. эта линия была продолжена, припартийные союзы «признали себя распущенными» и  вступили в союзы рабочей молодежи. На съезде РКСМ было признано, что партийное объединение, «стоящее на определенной большевистской платформе, оказалось слишком узким» [6], что и стало причиной их роспуска. 29 октября 1918 года был созван Первый Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи, на котором и был создан комсомол – Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ). Таким образом комсомол возник на  основе широких организационно самостоятельных молодежных союзов, что и определило его основные черты, принципы работы и организационного строения, а в конечном итоге и уникальность этой организации.

    Во-первых, РКСМ не был узко большевистским объединением. Делегатами съезда являлись не только члены РКП(б) и их сторонники, беспартийные, но, что интересно, члены других партий, эсеров, меньшевиков и анархистов, хотя они составляли меньшинство.  Во-вторых, вторым пунктом Основных тезисов программы РКСМ констатировалось, что «союз является независимой организацией».  Пункт о независимости Союза  на съезде голосовался единогласно. В программе, однако, выделялась большевистская партия как главный союзник: «Союз, являясь в целях проявления самодеятельности молодежи вполне независимой  организацией в своей революционной работе солидарен с Российской коммунистической партией (большевиков). Оставаясь вполне самодеятельным, работая рука об руку с другими рабочими организациями – вместе с ними идти к торжеству коммунизма – такова тактика Российского коммунистического союза молодежи». [7]      

        Так, с возникновением РКСМ была заложена линия на создание широкой массовой самостоятельной молодежной организации, которая могла вовлечь в свои ряды беспартийных молодых рабочих, крестьян, учащихся, студентов. Отношения РКСМ с партией  в этот период строились на базе реального сотрудничества. Практиковались даже совместные заседания партийных и комсомольских руководящих органов, вынесения совместных решений. Так, в 1919 году в партийные комитеты было разослано совместное указание  ЦК РКП(б) и ЦК РКСМ, в котором регулировались отношения между партией и молодежным союзом. В нем подчеркивалось, что «организации  РКП оказывают РКСМ  всяческую идейную и материальную помощь (организаторские и лекторские силы, средства, помещения). Все члены РКП до 20 лет включительно обязаны вступить в РКСМ. В тех местах, где РКСМ не существует, местные ячейки РКП создают организацию РКСМ, руководствуясь уставом, инструкциями ЦК РКСМ, выделяя для этого отдельных товарищей или инициативные группы молодежи и членов партии до 20 лет. Самостоятельность организации РКСМ является основой его работы, непременным условием его существования. Поэтому контроль партии над союзом не должен носить характера опеки, мелочного вмешательства в организационную, агитационную, культурно-просветительскую работу и должен проводиться только в рамках устава союза».[8] Из всего приведенного видно, что руководство РКП(б) решительно возражало против создания параллельных комсомолу партийных молодежных структур. Об этом прямо говорилось в циркуляре ЦК РКП(б) в июле 1920 года: «создание отделов, ведущих самостоятельную работу среди молодежи параллельно работе местных организаций РКСМ не следует допускать, а где они созданы, их немедленно распустить».[9]

    В то же время сомнения относительно характера комсомола оставались у части активистов, которые под влиянием остроты классовой борьбы в Советской России, идущей гражданской войны, полагали, что следует ограничить состав  союза как политической организации молодежи, включив в него только тех молодых людей, кто уже сформировался как коммунист. Сторонники этого подхода предлагали не только реформировать сам союз, но и закрепить это реформирование переименованием организации из Российского Коммунистического союза молодежи (РКСМ) в Российский Союз Коммунистической молодежи (РСКМ).[10] 

         Дискуссия продолжалась до III съезда РКСМ ( октябрь 1920 г.). Острый вопрос о целесообразности переименования организации делегаты съезда задали В.И. Ленину, который посетил съезд молодежи и выступил там с широко известной речью о задачах  союзов молодежи. Ленин, не знакомый с сущностью дискуссии, не усмотрел разницы между механической, как ему представлялось,  перестановкой слов в названии. В то же время при ответе на другой вопрос о взаимоотношении комсомола с Российской коммунистической партией он подтвердил прежнюю позицию на самостоятельную широкую организацию, которая «не должна замыкаться в себе», «чтобы его 400 тысяч членов служили практическими руководителями, практическим примером для всей рабочей и крестьянской молодежи, чтобы в каждой деревне, где есть ячейки … Союза, в каждом квартале города, где есть группа …Союза, все подрастающие рабочие и крестьяне видели, что эта группа им помогает, на них работает, им приносит пользу, ими руководит против грязи, против нечистоты, против спекуляции».[11] Из ответа Ленина можно проследить и направления работы РКСМ, которые сложились уже в то время, и которые можно определить как деятельность по осуществлению не только собственных политических задач, но и проведению государственной молодежной политики, решению широких общественных проблем. В результате делегаты III съезда РКСМ не поддержали идею о переименовании и переструктурировании комсомола, посчитав, что следование этому подходу обусловило бы свертывание политической работы союза среди широких масс молодежи, превращение его в замкнутое объединение, в «юную коммунистическую партию». «Наш Союз должен быть коммунистическим по заданиям, а не составу, - заявили комсомольцы, - Из нашей программы вполне естественно вытекает и …название Союза «Коммунистическим Союзом молодежи», но не Союзом Коммунистической молодежи».[12]

         В результате была создана  уникальная молодежная организация, имевшая четкую идеологическую направленность, но при этом массового характера и широкая по составу и формам деятельности, а также организационно самостоятельная. В дальнейшем с формированием в СССР однопартийной системы и жесткой политической и идеологической линии организационная самостоятельность комсомола была утрачена. 

           На Х съезде ВЛКСМ 1936 года, вошедшем в историю как съезд «молодых победителей социализма», в новой Программе комсомола заявлялось: «Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи является массовой беспартийной организацией, примыкающей к ВКП(б), объединяет в своих рядах широкие слои передовой, политически грамотной трудящейся молодежи города и деревни. ВЛКСМ имеет своей задачей помощь коммунистической партии (большевиков) в деле воспитания молодежи и детей в духе коммунизма… ВЛКСМ является помощником ВКП(б) и ее резервом».[13]  Из обновленного определения комсомола видно, что важнейшую роль приобрела функция ВЛКСМ по подготовке кадрового резерва партии, однако назвать комсомол молодежной организацией ВКП(б) – КПСС  не представляется обоснованным. ВЛКСМ сохранил свой широкий, массовый, даже «беспартийный», характер. При этом с течением времени, с прекращением наиболее острых форм классовой борьбы и формированием новой классовой структуры советского общества молодежный Союз только усилил эти свои черты, утратив жесткий классовый характер, присущий ему в первые годы, став объединением для всей советской молодежи и осуществляя функции государственной молодежной политики по решению социальных, культурных, спортивных и прочих проблем, в том числе патриотического воспитания. Однако все эти черты были заложены при рождении новой организации.

            Таким образом, с самого начала комсомол возник не как молодежная организация большевистской партии, а как широкое классовое объединение трудящейся молодежи, ставящей целями как идеологическую задачу - привлечение молодых людей на сторону большевистской платформы, так и социально-государственную – осуществление молодежной политики в советской стране.

     

     [1] Команда молодости нашей // НСО Лидер, 2008, №4, с. 50.

    [2] Десятерик В. И. Ленин. Октябрь. Молодежь: Документальная хроника. М., 1982, с.9.

    [3] Ленин В.И. Интернационал молодежи // ПСС, т.30, с.225.

    [4] Там же, с. 226

    [5] Из комсомольского архива. I съезд РКСМ. Протоколы. М., 1990, с.133.

    [6] Там же, с.8.

    [7] Там же, с. 105.

    [8] Справочник партработника, выпуск 1, с.141-142. 

    [9] Там же,с.142.

    [10] Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г. М.. 1990, с.32.

    [11] Ленин В.И. Ответы на вопросы делегатов III Всероссийского съезда РКСМ // Ленин В.И. Задачи союзов молодежи, с.28-29.

    [12] Из комсомольского архива…, с. 140.

    [13] Десятый съезд ВЛКСМ. Стенографический отчет. М., 1936, т.1, с.11.

     

     

    Категория: Наш календарь | Просмотров: 716 | Добавил: komsomol-100 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2024