Главная| Каталог файлов| Мой профиль | Регистрация| Выход | Вход
 
Вторник, 19.06.2018, 15:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Любимые книги [21]
Комсомольские песни [9]
Наш комсомол
  • ЛКСМ. Москва.

  • Ленинский Комсомол (ЛКСМ РФ) Москва

  • Ветераны комсомола

  • Не расстанусь с комсомолом. Комсомол 100.

  • История комсомола Казахстана

  • Комсомольская юность моя

  • Комсомол -100 лет. Тверь.

  • Воспитанники комсомола-Мое Отечество

  • Комсомольская юность моя (Ивановская область)

  • Комсомольская площадь (Нижний Новгород)

  • Из истории Челябинской областной организации

  • Сайт ветеранов комсомола(Омск)

  • Ветераны Ярославской области

  • Наш опрос
    Есть ли будущее у комсомола?
    Всего ответов: 912
    Друзья сайта
  • История комсомола Казахстана

  • Коллеги - педагогический  интернет-журнал

  • "Школа" - педагогический  интернет-журнал учителей СНГ

  • Великая Отечественная

  • Сайт детских домов Казахстана

  • Академия сказочных наук

  • Три столицы в лицах: Верный, Алма-Ата, Алматы - персональный сайт Владимира Проскурина

  • Наш календарь
    Облако тегов
    Cпоем, друзья!
    Главная » Файлы » Наша библиотечка » Любимые книги

    ИСТОРИЯ МОЛОДЕЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ДИНАМИКА ЕГО РАЗВИТИЯ
    [ ] 08.11.2012, 20:02

    Михаил Кожаринов, Сергей Тишин

    ИСТОРИЯ МОЛОДЕЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ДИНАМИКА ЕГО РАЗВИТИЯ

    Печатается по: http://www.altruism.ru/sengine.cgi

    Весь текст:http://dedovkgu.narod.ru/bib/kozharinov.htm

    Этот материал посвящен не только экскурсу в историю неформального молодежного движения России в XX веке, но и содержит в себе попытку анализа динамики развития его. Безусловно, исторические вопросы в одной статье в полной мере осветить невозможно, для этого понадобились бы многотомные труды. Здесь внимание уделено лишь ключевым и наиболее ярким моментам. И, наконец, очень важная мысль, на которой хотелось бы заострить внимание - это некая взаимопреемственность и ряд общих черт последовательно возникающих направлений неформального молодежного движения. Во-первых, практически все существовавшие или существующие направления оного рано или поздно вставали в духовную оппозицию к существующему правительству, сначала в борьбе с командно-административной системой за самоуправление, а потом за нормальные человеческие отношения против культа денег и т. п. Эти направления либо изначально возникали, как духовно оппозиционные (хипы, фэны), либо становились такими уже в процессе своего развития (коммунары, КСП).

    Поскольку среди читателей наверняка есть люди, которые неплохо знакомы с историей вопроса, большая часть статьи им вряд ли будет интересна, поэтому им мы предлагаем сразу пойти в конец. И ещё, авторами допускается возможность недостоверности некоторых описываемых фактов, полученных не через первые руки, поэтому приветствуются и принимаются поправки, нежели такие будут.

    Развитие неформального молодежного движения в России можно описать синусоидальным графиком, на котором прослеживается несколько волн, начинающихся возникновением каких-либо направлений, продолжающихся их расцветом и заканчивающихся спадом и приходом им на смену новых. Некоторые из возникающих направлений в конечном итоге умирали полностью, другие оставались, но в сильно трансформированном виде, третьи сохранялись в более или менее прежнем виде, но сильно теряли в размахе вышеупомянутых волн, на наш взгляд, можно выделить пять, причем, спады на синусоиде были приурочены к крупным политическим событиям.

    Первая волна, на которой мы остановимся очень коротко, относится к дореволюционному периоду и может быть охарактеризована, как скаутская. Действительно, дореволюционная скаутская организация России была наиболее широкомасштабным направлением неформального молодежного движения. Безусловная заслуга скаутинга состоит в том, что она сильно способствовала личностному росту детей и подростков. Детально разработанная система роста и система символических поощрений повышали и личную заинтересованность ребят. Скаутская система также разработала ряд деятельностных форм, которые в дальнейшем составили джентльменский набор клубов и отрядов: игры типа КВН и "Зарница”, палаточные лагеря и т.д.

    Кроме скаутов, широкую известность получила педагогическая деятельность педагогов-новаторов Шацкого и Блонского, непосредственно предшествующая колониям Макаренко. Например, у Шацкого описан эксперимент, сродни современной социальной ролевой игре. Там же были разработаны некоторые институты самоуправления типа СД (совет дела).

    Вторая волна включает в себя период между гражданской и второй мировой войнами. Первым этапом второй волны является, безусловно, создание на основе самоуправления пионерии.

    Изначально пионерия появилась, как противопоставление дореволюционным скаутам. В настоящее время бытует распространенное мнение, что пионерия есть ни что иное, как идеологизированный скаутинг. На наш взгляд, это утверждение не вполне верно. Действительно, многие формы работы были заимствованы у скаутов, но есть одно коренное отличие. Фоновой деятельностью для скаутов были в основном лесные игры, где каждый патруль соответствовал названию животного. Пионеры же, обвинив скаутов в излишней "игручести”, заявили о своей серьёзности, а их отряды взяли имена не животных, а революционных и исторических героев ( Спартака, Баумана и т.д.). С первых же лет пионеры взяли курс на Общественно-Полезные Дела (ОПД) (правды ради стоит отметить, что сам термин "ОПД” появился много позже в результате последующего осмысления психологами). Первыми делами пионеров были сбор продуктов в помощь голодающим Поволжья, сбор металлолома и макулатуры и т.п. Целиком из металла, собранного пионерами, был построен паровоз на Казанской железной дороге.

    Пиком ОПД-шной деятельности пионеров стала программа ликвидации безграмотности в деревнях. Пионерские отряды распределяли своих членов по разным деревням и направляли их туда для обучения неграмотного населения грамоте и чтению. Настоящая, взрослая деятельность обуславливала быстрое психологическое взросление ребят.

    В 20-ые годы во время борьбы с контрреволюцией заинтересованность Советской власти в самоуправляющейся организации нужной идеологической направленности была высокой, так как самоуправляющаяся организация проявляет гораздо большую работоспособность, нежели формализованная. Однако, в 30-ые годы, когда с контрреволюцией было в основном покончено, эта заинтересованность проходит и самоуправляющаяся организация приобретает статус нежелательной. С другой стороны, после победы Сталина во внутрипартийной борьбе самоуправление стало противоречить навязываемой политике. На детище пролетариата начинается давление со стороны "диктатуры пролетариата” же. Один за другим выходят несколько указов, прикрепляющих пионерские отряды к школам, тогда как раньше они существовали не только при школах, но также при предприятиях, дворах, а иногда и просто сами по себе. Ребятам говорится, что стране нужны квалифицированные специалисты, и потому основная задача для них - хорошо учиться.

    Таким образом, пионерам в качестве ведущей навязывается учебная деятельность, которая по своей сути индивидуалистична, и с этого момента пионерия начинает деградировать. Как неосознанный протест против формализации, от пионерии отделяются самостоятельные направления: тимуровцы, коммуны Макаренко и так называемые производственники.

    Макаренко продолжил традиции Шацкого с одной стороны, а с другой всыступил популяризатором идеи воспитания ребят на книгах. В дальнейшем эта традиция была продолжена Гайдаром, Кассилем, Крапивиным. Но главная заслуга Макаренко - это создание ребячьих коммун из социально дезадаптированных детей, которых в то время было предостаточно. Он начал свою работу еще в 20-ые годы параллельно с пионерией. Макареноко был виртуозным педагогом, и беспризорники, попадавшие в коммуны, менялись прямо на глазах. И это при том, что сам стиль работы был весьма демократичным, практически все решали СД, а сам Макаренко официально выполнял только координирующую функцию. В коммунах также впервые было опробовано детское производство.

    Тимуровское движение расцвело в 30-ых годах после выхода в свет соответствующей книги Аркадия Гайдара. Это были отряды, собиравшиеся в основном из дворовых ребят и предводительствуемые также школьниками. Они помогали старикам, гоняли хулиганов, как и их литературный прообраз, т. е. они поддержали деятельность оперативных ОПД-шных вылазок, но при этом вернулись к романтике и романтической ритуалике, базирующейся на тайне, которая так привлекала детей во все времена (в последующем использование ритуалики в отрядной работе широко было использовано Крапивиным, Устиновым и их последователями). В этом они были сходны со скаутами, но они сохранили пионерскую ориентацию на серьезность и ОПД.

    Что касается производственников, то здесь наиболее ярким примером, типичным, но далеко не одиноким была подмосковная школа из поселка Кратово. Ребята этой школы при помощи шефов - работников депо казанской железной дороги построили узкоколейную железную дорогу, соединившую поселок Кратово, в котором располагалась школа с поселком Отдых, в котором, как объективно получилось, давали квартиры учителям. В то время с транспортом и с дорогами было чрезвычайно плохо, так что эта акция имела очень большой смысл. Ребята сами собрали металлолом, сами построили дорогу и миниатюрный поезд, сами стали его обслуживать, причем, последнее происходило даже без помощи шефов. Они возили на нем учителей, учеников, местных жителей.

    Другая часть кратовской школы во главе с педагогом Степеньковым в какой-то момент времени начала жить экспедиционной деятельностью. Все началось с лодочного похода по реке Угре, после чего ребята загорелись и стали организовывать более масштабные экспедиции, приносившие реальную научную пользу, например, вокруг Плещеева озера. Сам Папанин приезжал в эту школу, дарил ребятам новейшие по тем временам приборы и делал заказы, которые выполнялись во время экспедиций, и их результаты использовались в научной работе. В то время, когда геодезия и картография еще только начинали развиваться, эти исследования имели колоссальную ценность.

    До сих пор в некоторых подмосковных селениях встречаются запруды, на которых возникали первые электростанции, построенные в том числе и руками ребят, от которых зажигались первые "лампочки Ильича”.

    Именно выходцы из этих движений в первую очередь закрывали производственную нишу во время войны. Здесь отчетливо прослеживается преемственность от пионерии 20-ых годов в смысле серьезности дел, раннего психологического взросления и самоуправляемости.

    После войны в неформальном молодежном движении наступает глубокий спад, продолжающийся лет 10. Старшие ребята, которые могли бы быть его ядром, в большом числе погибли во время войны, уйдя в партизанские отряды. Естественно, это были достойные люди, ибо, как известно, подлецы не бросаются на доты и не закрывают грудью амбразуры. А кто-то надрывался у станка или умирал с голоду, отдавая свой кусок хлеба младшему братишке в блокадном Ленинграде. Младших же ребят после войны снова загнали в рамки школы.

    Но время шло, и с середины 50-ых годов начинает набирать ход третья волна неформального молодежного движения, начало которой, так уж получилось, совпало с гибелью "Великого Вождя” и XX съездом КПСС. Началась хрущевская оттепель, и умы активной части молодежи заполнила мысль: "Перегибы времен сталинизма закончились, и вот теперь-то социализм восторжествует! Давайте изо всех сил помогать этому.”

    На этой эйфорической волне возникло одновременно несколько новых направлений неформального молодежного движения. Первое из них - это, конечно же, поисковики, которые появились сразу после войны, а в 50-ые годы их движение достигло расцвета. Война оставила после себя большое количество следов, особенно в местах упорных боев, и под лозунгом чтения памяти павших формируются поисковые отряды, все так же, как и пионеры 20-ых с тимуровцами, ориентированные на полезное дело и в этом сохранившие преемственность от предыдущей волны.

    В начале своего существования поисковые отряды специализировались на поиске железа по причине очевидности этой ветви поиска для ребят. Действительно, шоковое впечатление произвели на ребят из поискового отряда находки под Вязьмой. Во время войны один из боевых отрядов выходил из окружения практически с нулевым запасом патронов, но с большим количеством винтовок. Оказавшись в топких болотах, бойцы начали мостить этими бесполезными уже винтовками гать, которую впоследствии и нашли ребята. Многие поднятые из болот военные следы впоследствии становились экспонатами музеев. Также организовывались экспедиции по выявлению районов с повышенной концентрацией необезвреженных взрывчатых объектов.

    Уже позднее. когда значительная часть железа была найдена или перегнила, а большая часть взрывчатки обезврежена, поисковые отряды стали постепенно переключаться на поиск захоронений и пропавших без вести. У каждого солдата, шедшего в бой, был медальон с его данными, иногда это была обычная гильза с бумажкой внутри. Именно по этим сохранившимся медальонам и были установлены поисковиками могилы многих бойцов, числившихся пропавшими без вести.

    «Давно отмыта гарь, развеяны дымы,

    И временем былые раны сглажены.

    Мы ищем по земле ровесников следы,

    Пусть вечные огни горят для каждого

    Так писал Арик Крупп в своей песне, которая по сей день остается гимном поисковых отрядов.

    Категория: Любимые книги | Добавил: komsomol-100
    Просмотров: 761 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поделись с другом
    Поиск
    Вход

    Статистика

    clock counter Яндекс.Метрика
     

    Рейтинг@Mail.ru

     

     


    Copyright MyCorp © 2018