Главная| Дневник| Мой профиль | Регистрация| Выход | Вход
 
Вторник, 16.04.2024, 16:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Как молоды мы были... [44]
Воспоминания ветеранов комсомола
Байки о комсомоле [4]
Наш комсомол
  • ЛКСМ. Москва.

  • Ленинский Комсомол (ЛКСМ РФ) Москва

  • Ветераны комсомола

  • Не расстанусь с комсомолом. Комсомол 100.

  • История комсомола Казахстана

  • Комсомольская юность моя

  • Комсомол -100 лет. Тверь.

  • Воспитанники комсомола-Мое Отечество

  • Комсомольская юность моя (Ивановская область)

  • Комсомольская площадь (Нижний Новгород)

  • Из истории Челябинской областной организации

  • Сайт ветеранов комсомола(Омск)

  • Ветераны Ярославской области

  • Наш опрос
    Есть ли будущее у комсомола?
    Всего ответов: 1228
    Вход

    Поиск
    Статистика

    clock counter Яндекс.Метрика
    Главная » 2013 » Декабрь » 6 » Арсентьев В.Б. ТОВАРИЩ РЕКТОР. Воспоминания о первом ректоре ВКШ при ЦК ВЛКСМ Трущенко Николае Владиммировиче
    Арсентьев В.Б. ТОВАРИЩ РЕКТОР. Воспоминания о первом ректоре ВКШ при ЦК ВЛКСМ Трущенко Николае Владиммировиче
    20:00

    Вспоминая Трущенко Николая Владимировича - первого ректора ВКШ при ЦК ВЛКСМ

    21:45 
    •  
    •  
    •  
    •  

        В эти дни первому ректору ВКШ при ЦК ВЛКСМ Трущенко Николаю Владимировичу (1923-1996ггг) исполнилось бы 96 лет со дня рождения. Товарищи по совместной работе в г. Горьком, в Москве,  в ВКШ при ЦК ВЛКСМ, его  ученики,   ученые, многочисленные выпускники с благодарностью вспоминают  воина- ветерана,  участника Великой Отечественной войны, орденоносца, наставника, организатора  вузовской учебы и науки, и просто незаурядного,  искреннего  и цельном человеке, ставшего для многих примером служения Родине, порученному делу.   .

     О Николае Владимировиче  Трущенко как о  Личности и Творце  хорошо написал ныне ректор Московского гуманитарного  университета порофессор  Ильинский Игорь Михайлович ( см.  http://www.mosgu.ru/goryachaya_tema/Trushenko.php). Много  ярких страниц  будет и в  готовящейся сейчас к изданию книге-воспоминаний о Н.В. Трущенко. Мы помним и чтим его заслуги, и все, что доброго он сделал и оставил после себя.

    =============================== 

     
    ТОВАРИЩ  РЕКТОР 
    Мое сближение с Николаем Владимировичем Трущенко происходило    как-то само собой,   и  в общем  обыденно. Познакомились  еще в 1969г.  Регулярно встречались    на разных комсомольских  мероприятиях,   а также во время неоднократных  приездов  в  ВКШ, где мне довелось выступать на курсах комсомольских работников,  будучи   председателем  Центральной ревизионной комиссии ВЛКСМ  в 1974-79 годах.  После окончания аспирантуры  АОН при ЦК КПСС    я получил назначение в ВКШ проректором  по  работе  с  иностранными слушателями,  где  и проработал пять лет под руководством  ректора  Н.В. Трущенко,  вплоть   до его перехода в Академию общественных наук. 
         Сегодня, оглядываясь назад, думаю, что эта заключительная «ректорская пятилетка»  стала  в карьере Николая Владимировича   пиком его наиболее активной  и результативной деятельности. А  последний год  вследствие   ухудшения его здоровья наступило и  горькое расставания со Школой.
    В ту последнюю пятилетку (1980-1985гг)  ВКШ преображалась на глазах. На средства комсомола  и с помощью ЦК ВЛКСМ был введен в строй  огромный учебный корпус. Он оснащался   новейшим оборудованием, богатой  и великолепной библиотекой с просторным читальным залом (600 тысяч книг из нмх 205 тысяч на 38 иностранных языках) . Большой конференц – кинозал  с новыми кинопроекторами,  с первоклассными  кабинами  для синхронных переводчиков  был одним их лучших в Москве.  В распоряжении слушателей и студентов ВКШ  оказались просторные  аудитории  с видео проекторами,  множество учебных классов,  кабинет ораторского искусства  с редкой  по тем временам видеотехникой. Обновилась  современная  столовая,  спортзал, бассейн,   буфеты  в учебных корпусах и общежитиях.  В это же время были построены  два  22-х этажных дома  для  преподавателей и сотрудников, что стало событием  по-настоящему социально значимым для  всего  коллектива  ВКШ:  многие преподаватели, переводчики и сотрудники получили  там бесплатно квартиры.  Переоборудовались и  ремонтировались   старые корпуса.  Мой  коллега  проректор  Родзейко Н.К., с которым мы дружим с тех пор, лучше меня об этом  расскажет.  
    Но главное преобразование было в другом.  В  учебном процессе шло постоянное  совершенствование программ, новейших форм и методов обучения, эффективных  методик. С 1969 г. в ВКШ были введены 25 новых учебных дисциплин. Ежегодно на трех факультетах читалось 70-80 спецкурсов, выпущено почти 60 учебников и учебных пособий. Значительно  усилился   профессорско- преподавательский состав. Стабильно работал 4-х годичный факультет высшего образования,  расширилась курсовая переподготовка комсомольских кадров,  аспирантура, где  наряду с с советскими  обучались иностранные  студенты и    аспиранты (15 защитились и 30 учились и готовились к защите ).  Ежегодно в школе проходили обучение на 5-ти  и 10-ти месячных курсах до 600- 700  представителей братских и дружественных союзов молодежи .  Набирал  силу   Научно-исследовательский центр.  Наряду с  приглашенными со стороны профессорами все больше появлялось своих ученых, докторов наук, многие из них и сегодня составляют цвет и гордость нынешнего Московского гуманитарного университета. 
    Не будет преувеличением сказать, что во многом успехи тех лет обязаны первому ректору   талантливому руководителю  Николаю Владимировичу  Трущенко . Ему   удалось создать крепкую команду, сильный профессорско-преподавательский коллектив, обрасти известными в стране и в комсомоле специалистами . Ректор объединял и направлял  усилия всех  сотрудников  – от членов ректората до заведующих хозслужбами -  на решение поставленных пере школой задач.  Как не вспомнить добрым словом  вклад  Зиновьева А.П., . Мялкина А.В., Прохорова Н.И. ,  Родзейко Н.К.,    Ильинского И.М.,   Томашкевича В.Е.,  Ручкина Б.А.,   Антонова В.А., Карпову Т.И., Бородая А.Д.,Криворученко В.К., Мошнягу В.П., Юстеньянца К.А., Коновалова В.с.. Никулина В.Г.. Журко В.И.. Боброву О.В., Родионова В.А., Хоружия Г.Ф,,  Ежова В.Ф., Тратас А.И.,     заведующих кафедрами,  руководителей отделений ФОН,  бюро переводов и работников хозяйственных служб.    Ректор был побудителем  и вовлечен буквально во все процессы, стремился быть в курсе всего происходящего в школе, чтобы не оставить без внимания ни одну деталь, всегда  имел свою точку зрения и умел ее отстаивать. И надо было видеть, как  вдумчиво и последовательно он направлял и  руководил  и учебно-воспитательным процессом, и научной работой, и хозяйственными  делами, и  общественной жизнью  коллектива и студентов.    
        Должен сказать,   Николай Владимирович оставил не просто заметный, а глубокий след в моей душе. Годы нашей совместной работы стали для меня уникальной школой - жизни, управления, руководства, общения… Для  меня он был и останется ярким и живым  воплощением поколения наших отцов,  вынесших на своих плечах все тяготы Великой войны, познавших  горькую радость Победы, сохранивших удивительную силу духа и оставшихся настоящими людьми…  О своих ровесниках ( а рожден был Трущенко Н.В.  в 1923-м)  он не раз говорил – «мои одногодки дети самого расстрельного  года». И он сам, и его сверстники безусыми парнями   вступали в  войну в 18-19 лет,  первыми попадали в силу неопытности под пули и  в числе первых погибали. Очень мало его одногодков  дожило до Великой Победы.   
         Но и тогда,  для победивших и  выживших  в войне,  и   мирные годы были трудными. Залечивались  раны  всей страны, по существу поднимали треть всех городов, промышленности, энергетики, сельского хозяйсва  из руин.  И ведь подняли -  за пятилетку! Поколение Трущенко  Н.В. выдвигало  громадные задачи, но и выполняло их . А  если кто еще и  сумел в  те   годы  наверстать упущенное и получить среднее, а тем более  высшее образование,  да еще  и защитить диссертации,   вызывали  искреннее  восхищение. 
         Поколение Николая Владимировича умело работать и ценить время. Жили по пословице  «Раз впрягся – тяни, да так, чтоб гужи трещали».  И он   тянул  как  коренник на любой работе.  И в науке тоже..  В среде ученых, занимавшихся   проблемами истории партии и   комсомола ,  Трущенко Н.В. был  не просто заметной величиной, он во многом был первопроходцем. .Он стал одним    из первых,  удостоенных за свои научные  труды авторитетной премии Ленинского комсомола . .. 
      В конце 60-х годов я работал зав.сектором Отдела комсомольских органов  ЦК ВЛКСМ  Тогда мы  и познакомились.  Высокий, подтянутый, старше нас на добрых полтора  десятка лет, Трущенко Н.В.  выглядел  моложаво,  с  энергичным и   открытым взглядом,  с четкой речью, с военной выправкой, с  крепким рукопожатием.   Он  как-то сразу очень располагал  к себе. Представляя его, первый секретарь ЦК ВЛКСМ               Е.М. Тяжельников  подчеркивал  очень убедительные факты его биографии:     фронтовик,   прошедший почти всю войну, имел серьезные ранения и контузии,   на груди  яркая  палитра  орденских  колодок.  После госпиталей   с медицинскими приговором - инвалид первой  группы  -  он  успел до  ВКШ   поработать и в комсомоле, и в  партийном аппарате. И приобрел  настоящий,   не  дутый авторитет среди коллег-ученых,   стал доктором наук,  профессором.  В общем  -  по всем параметрам    это  был стоящий и многообещающий  руководитель  для  комсомольской школы,   для первого  высшего комсомольского вуза, каким должна была стать  наша ЦКШ   после  реорганизации по решению ЦК КПСС  и  известного   постановления о 50-летии ВЛКСМ.  
    Еще при первых встречах   запомнилось:  Николай Владимирович из  города    Горький, а я – из Саратова, то есть оба мы родом волжане. К  1969 году  у меня за спиной были уже все ступеньки комсомольской работы от секретаря комсомольской организации  школы, пионервожатого,  члена комитета техникума,,  секретаря комитета     ВЛКСМ  крупнейшего в Саратове  военного завода,  потом –второго, первого секретаря  райкома,завотделом  обкома, первого секретаря  Саратовского горкома  и уже несколько лет работы в   ЦК ВЛКСМ ответорганизатором и завсектором, а позже - и второго секретаря ЦК ЛКСМ Узбекистана и  председателя ЦРК ВЛКСМ.              Центральная комсомольская школа  тоже  была  мне  хорошо знакома. Именно здесь  впервые еще  в 1964 году мне довелось работать     вместе с набранным и  из разных  городов  комсомольким  активом  в летнем  советско-французском   лагере.    Директором ЦКШ тогда работал   Виктор Федорович Погудин,  а Ким Селихов из ЦК ВЛКСМ возглавлял штаб лагеря. Помню,  Школа   не на шутку впечатлила  огромной  лесной  территорией, обустроенными  жилыми и  учебными  корпусами, небольшой, но   уютной столовой,   библиотекой, медпунктом,   маленьким  кафе у пруда, отличным  кинозалом  и  танцевальным холлом. Программа того советско-французского лагеря была  настолько плотной и насыщенной, что  позволяла  за месяц узнать и увидеть очень многое. Прямо скажу, за этот месяц мы  все  -  и французы и мы - советские -познакомились с Москвой и Подмосковьем основательно, посетили много  предприятий, учебных заведений,  музеев и выставок,  провели столько встреч, столько посетили, что потом годы нужны были,  чтоб повторить все это..  Почему об этом вспоминаю?  У Центральной комсомольской  школы   было свое  лицо, и был свой многолетний, трудный, но  успешный  опыт, начиная с военного 1944 г .   
           В конце 60-х  годов  в ЦК ВЛКСМ  прошла смена руководства, вместо С.П. Павлова  пришел  Е.М. Тяжельников.  На волне подготовки  к  50-летию  ВЛКСМ, после встречи у Генерального секретаря ЦК КПСС  Л.И. Брежнева секретарей и членов бюро ЦК ВЛКСМ    во всех краях и областях партийные и советские органы  значительно повысили свое внимание к молодежным проблемам.  Прошло первое Всесоюзное комсомольское собрание.   В Москве состоялась торжественная манифестация делегаций  от республик, краев и областей , собранных в многотысячном   палаточном городке на Центральном аэродроме на Ходынке. Прошли  торжества в Кремлевском Дворце съездов. Партийное постановление о 50-летии ВЛКСМ стало на многие годы ориентиром и для партии,и для комсомола. И как следствие - значительно увеличился и приток молодежи в комсомол.
         Новые задачи и новые горизонты требовали и нового подхода к  подготовке профессиональных комсомольских кадров. Поэтому  решение о  реорганизации ЦКШ при ЦК ВЛКСМ в  Высшую комсомольскую школу воспринималось  как естественная и важная мера.  И   назначение  ректором первого комсомольского вуза   такого человека как  Н.В. Трущенко было воспринято   очень хорошо.   
             Первое, что почувствовали  комсомольские  работники – это повышенное внимание к отбору  кандидатур на учебу в высшую комсомольскую школу.   Начала создаваться сеть республиканских, зональных, а затем и областных школ комсомольского актива.   Я это по собственному опыту знаю, поскольку   пришлось активно заниматься  этой  работой в Узбекистане,  куда я был направлен   в январе 1970г., и работал  вторым секретарем ЦК ЛКСМ Республики.  Там  как раз шло становление     республиканской комсомольской  школа.  И  хотя   методическое содействие оказывали преподаватели Ташкентской партийной школы, но многие  курсы  приходилось  разрабатывать самим. Неоценимую помощь тут  оказали первые учебные пособия и книги, которые  к этому времени стали все больше появляться.  На наши просьбы  ректор ВКШ Трущенко Н.В.  реагировал очень быстро. К нам  в Ташкент приезжали неоднократно преподаватели ВКШ, обучали неопытных педагогов. Делились своими методиками и наработками  Б.  Усманов,  В. Стуров,  В  Мухачев ,  помогали и    товарищи из отделов ЦК ВЛКСМ -  В. Озирный,  Г. Львов,  Х.Тооме.  Это была огромная помощь. И  не раз первый секретарь ЦК  ЛКСМ  Узбекистана Абдуллалева Р. Х.,  а  затем и сменивший ее  Гафуржанов Э.Г.     благодарили  ректора Трущенко Н.В.  В это время на на комсомольские средства  строились  здания  Домов молодежи и комсомольских школ в Узбекистане, Молдавии, в Сибири, в Прибалтике... И этот процесс был тоже в поле зрения Н.В. Трущенко, поскольку новые  руководители местных школ приезжали на учебу в ВКШ и стремились установить тесные связи  Для справки: В ЗКШ-РКШ    с 1971г. было издано и разослано 158 учебных пособий . На  кафедрах ВКШ проводилась  регулярные  стажировка преподавателей    Зональных и Республиканских комсомольских школ  (ЗКШ   и  РКШ ), для них проводились всесоюзные и зональные семинары. .  
            К началу 70-х годов  было  около   десяти  школ на местах, а  к 1985-му  году  их стало  уже 45. Эта разветвленная сеть  комсомольских школ  была солидной  базой  переподготовки кадров,  кровно связанной с ВКШ  и охватывала своим влиянием широкий круг  как  районного звена  на местах,  так и комсомольских кадров высшего уровня – республиканского, краевого и областного.  Деятельность этой учебной сети  всегда находилась под пристальным вниманием   ректора ВКШ, Совета школы.  Он активно инициировал и продвигал создание новых школ. И всегда помогал их становлению.  Трущенко хорошо знали все комсомольские    лидеры,  он всегда  был участником съездов, Пленумов, заседаний Бюро и Секретариата ЦК ВЛКСМ, нередко выступал и сносил аргументированные предложения. К его голосу прислушивались все секретари ЦК ВЛКСМ и Тяжельников Е.М,, и Пастухов Б.Н, и Мишин В.М.   На фото:  ректор Трущенко Н.В. среди руководителей косомола. 1977г.
          Хорошо помню, а  по  записям  в рабочем дневнике еще раз сверил,   наш первый разговор  с ректором Н.В. Трущенко   18 марта 1981 г., после  утверждения меня в должности проректора на секретариате ЦК ВЛКСМ. Разговор  был  обстоятелен и доброжелателен.  Ректор  четко и откровенно  обрисовал  обстановку и положение в школе  по обучению   иностранных слушателей, сообщил, что иностранцев в школе почти в два раза больше, чем советских студентов .Обучение  зарубежных слушателей началось еще в 1949 году, когда по просьбе  братских партий социалистических стран в соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) было открыто специальное отделение ,   которое впоследствии было преобразовано в Факультет общественных наук. В 80-х годах зарубежные слушатели проходили обучение и на Факультете  истории и коммунистического  воспитания ( более 100 человек из 7 стран социалистического содружества- ГДР, НРБ, ВНР, ЧССР, ПНР, МНР, Кубы) . Братские союзы молодежи соц.стран рекомендовали  на учебу на Факультет истории и  коммунистического воспитания  активистов своих организаций,  имеющих среднее  и специальное среднее образование из рабочих, крестьян и служащих. Срок обучения  - 4 года. По окончании они  получали  диплом о высшем образовании по специальности преподавателя  истории и обществоведения. В период обучения  слушатели изучают целый комплекс  общественно-политических наук, а так же  специальные циклы лекций по педагогике и комсомольскому строительству. Они проходят практику  в средних школах, в райкомах комсомола. Для слабо знающих русский язык  на факультете имелось  подготовительное отделение .
     На Факультете общественных наук ежегодно обучалось до 600-700 зарубежных слушателей. В его составе   четыре   отделения: соц.стран,  кап.стран,   развивающихся  стран  Африки и Востока и стран Латинской Америки , Здесь самое крупное в Москве объединение переводчиков, владеющих в совокупности более дюжиной языков. (английский, немецкий, французский, испанский, венгерский, польский, болгарский,  вьетнамский,  монгольский, японский, шведский, датский, португальский, фарси-дари, амхарский..) В бюро переводов ( возглавляли его тогда Н. Долбик   А. Третьякова )   более 70  штатных переводчиков. На проректора по иностранным слушателям замыкались тогда   три кафедры – Международного коммунистическго и   рабочего движения  ( доц. Юстеньянц К.А.) , Исторического опыта ВЛКСМ ( профессор Саитбаев Т.С.) _ и Русского языка ( профессор Хмелевская Т.А.). Проректор должен был знать и постоянно работать с преподавателями  и кураторами  иностранных групп, с Интерсоветом школы и города,   взаимодействовать с сектором ЦК КПСС,  с Отделом ЦК ВЛКСМ, с КМО СССР, со всеми другими кафедрами Школы, поскольку  они все, кроме военной,   были  задействованы на работу с иностранцами. Плюс  совместная работа с проректором по административно-хозяйственной работе: там и транспорт, и размещение в общежитиях, и обеспечение одеждой, экипировкой,  проездными билетами и т.д. вплоть до медицинского обслуживания и организации культурной программы. 
             Главное внимание  внимание  в процессе обучения зарубежных слушателей  сосредоточено на формировании у них материалистического мировоззрения, воспитание в духе преданности идеалам борьбы за мир, углубление разрядки, обуздания гонки вооружений. Слушатели изучают историю ВЛКСМ, формы и методы  деятельности комсомола, знакомятся с практикой работы на местах, с достижениями сипаны в науке, культурке и искусстве. Получают хорошую стипендию (120 руб.в месяц), одежду и благоустроенное общежитие, бесплатное пользование всем библиотекой, спортзалом, медицинским обслуживанием, транспортными расходами при  возвращении на родину. . .  
    Николай Владимирович обратил внимание на то, что  в работе и обучении иностранцев  соотношение преподаватель –студенты(слушатели) в два раза выше  (1:4, а у советских- 1:10). И  при этом подчеркнул, что не только количеством обеспечивается успех, а   особенно важна  связка преподаватель и   переводчик.         Если эта связка существует, если переводчик знает сам предмет перевода, а преподаватель – особенности работы с переводчиком и умело подбирает  вспомогательные  и наглядные материалы, вместе готовят их  на языке слушателей  - эффект  намного выше. Еще  важнее, когда  преподаватели сами изучают язык и стремятся проводить занятия  на родном языке слушателей ( как например Воскобойников А. Э.)   или когда переводчики  осваивают тот иди иной предмет и сами становятся  преподавателями. Таких в Школе было уже около 1/3.  Это непростые проблемы, говорил ректор,   но они постепенно решаются в школе.  Он обратил внимание на то, что зачастую приходится разрабатывать индивидуальные графики занятий, особенно для слушателей, прибывающих нелегально из некоторых  стран. Заметил,  что по напряженности и  организации   учебы и обслуживания ФОН – самый беспокойный факультет. И должность проректора не синекура,  а самая что ни на есть ломовая,  рабочая. Это испытали на себе и мои предшественники  Гаркуша М.  и Юстеньянц К.А., и сменивший меня   Мошняга В.П.. 
     
             В заключение нашей первой беседы    Николай Владимирович  сразу попросил  активно  включиться  в работу деканата ФОН и  возглавить подготовку к предстоящей через  пару недель  выездной  ознакомительной практике  иностранных слушателей  в Ленинград.   Вместе со штабной группой из состава руководителей  и организаторов  всех отделений ФОН,   с пол-сотней  переводчиков, преподавателей на практику выезжали более   500  иностранных слушателей. Они    в течение  десяти дней  должны были посетить десятки предприятий, учебных заведений, культурно исторических центров и райкомов  Ленинграда,   побывать в музеях и на выставках,  поучаствовать в  дискуссиях, в культурных и спортивных мероприятиях.  Надо сказать, что в школе предыдущим проректором К.А. Юстеньянцем, деканатом ФОН, кафедрами был отработан хороший алгоритм таких выездов. Но  каждый выезд  – это  сотни малых и больших дел,  согласований с учетом  особенностей  состава слушателей. Надо было все предусмотреть и   быть  готовыми  быстро реагировать на любые  возникающие сложности. 
           Руководители отделений,  организаторы-воспитатели, преподаватели, переводчики замыкали на себя очень много вопросов. Помогал опыт и товарищеское плечо коллег: декана Антонова В.А.,   заместителей декана - завотделниями соцстран  Конюховой  Т.В., капстран Ентякова  В.Г..  развивающихся стран  Максумовой  Ф.А..   стран  Латинской Америки  Журавлева  В.В.. , их помощников  организаторов-воспитателей  Герцовича А.А., Борисова Л.Ф.,   Ахрамовича В.А., Дмитрусенко С.М. ,  зав.бюро переводов   Долбик Н.А., и Третяковой А.В.,  ведущих переводчиков- руководителй методических  объяединений  по языкам , а так же  работников спецсектора Борцова  А.Г., Черноглазовой  Л.М., Спиридоновой Т.Г.,  зав. Группой  обслуживания  Обидина А.А.,   помощников  проректора   Миронова Г.С., кураторов групп. Проведя позже еще  шесть  таких выездов,  я точно знал,  что каждый из них  был как минифестиваль по набору  мероприятии и массовых встреч советской и иностранной молодежи. 
    В первый мой выезд с этим поездом дружбы,   а это отдельный  специальный поезд  выделенный для нас  состав : утром с Ленинградского вокзала в Москве и поздно  вечером встреча на Московском вокзале в Ленинграде и до возвращения назад прошел  успешно,  благодаря  нашей с ректором тесной  связи  и личного контакта  с  секретарями Ленинградского обкома ВЛКСМ, с  Валентиной Ивановной Матвиенко,  с секретарями и завотделом парторганов Ленинградского обкома КПСС .  Гостиница   Дома молодежи в Ленинграде на эти дни  становилась постоянным штабом ВКШ и Ленинградского обкома ВЛКСМ. А каждым утром на разъезде по точкам встреч у гостиницы выстраивались чистенькие  15-20 автобусов, которые     после ужина вновь разъезжались по вечерним мероприятиям. Четко работали прикрепленные службы милиции и ГАИ, работники райкомов  гор. Ленинграда.  Насыщенный график  посещения  райкомов, предприятий,  исторического зала Смольного, Лениских мест,  крейсера «Аврора»,  других музеев, спортивных  и культурных центров благотворно влиял на всю дальнейшую учебу  слушателей, помогал устанавливать товарищеские и дружеские контакты, сплачивал преподавателей и  переводчиков. В дальнейшем такие выезды  были и в Киев, и на московские предприятий и в  комсомольские  организации .  И каждый раз перед и после  такой практики на ректорате Трущенко Н.В. находил возможность оценить результаты и предложить новые  подходы, чтоб повысить их уровень и эффективность.
        .
     
           Добавлю справочно из доклада Н.В. Трущенко «О сороколетии ЦКШ и пятнадцатилетии ВКШ при ЦК ВЛКСМ  (ноябрь 1984г)»…  За последние пять лет на Факультете общественных наук  прошли обучение почти более 2800  слушателей из 89 братских и дружественных молодежных организаций  из 79 стран Европы , Азии . Африки, и Латинской Америки… Факультет общественных наук  укомплектован  сильным профессорско- преподавательским составом: 72 процента  преподавателей имели  ученые степени и звания, из них 15 профессоров и   докторов, 140 -доцентов , кандидатов наук, 36 процентов  преподавателей проводят занятия  на родном для слушателй языке, 112 переводчиков  ( в числе их и синхронные переводчики) осуществляют перевод на 18 языков. …Зарубежным слушателям  читаются  такие общественные дисциплины  как «Историчский опыт КПСС» «Марксистско-ленинская философия», «Политическая экономия», «Научный коммунизм»,  «Международное коммунистическое и, рабочее и национально-освободительное движение»,  «Исторический опыт ВЛКСМ» и другие.  
    Из справки в ЦК ВЛКСМ:     Среди окончивших обучение в Школе  немало  настоящих политических лидеров  разного плана вплоть до государственного уровня. В разные годы здесь обучались из Венгрии  член  ЦК ВСРП (Венгрия)  Ласло Мароти, из ГДР -  член Политбюро  секретарь Конрад Науман, член ЦК СЕПГ , министра народного образования  ГДР Маргот Хонекер,  член Политкомиссии и секретарь ЦК компартии Чили  Гладис Марин..Многие выпускники ВКШ  работали руководителями и ответработниками  союзов молодежи.  Среди них  секретари ЦК ДОМА  (Афганистан)  Фарид Маздак, Фаадзула Зака,  Моххамад  Вали, Ханиф Бекташ,  секретарь  национального комитета  СМК Кубы  Марта  Роса Алонсо Родригес,  руководитель КСМ Швеции Улфи Брейдстрем.  
    Выпускников  ВКШ можно встретить на всех континентах, в т.ч. и в Японии, на Мадагаскаре, и   . Во время моей работы в Никарагуа я встречался и помогал   выпускникам  ВКШ  в работе  местной молодежной школы  сандинистов, а  Генри Гонсалеса я встретился  в городке Пуэрто  Кабесас, что на север-востоке   страны,  недалеком берегу Коста Атлантики. Он там был зам. руководителя администрации городка. И все они помнили  и просили пердать приветы «нашему товарищу ректору» . Подсчитано, через ЦКШ-ВКШ прошло почти 15 тысяч представителей молодежи более 110 стран.  
       За годы  работы в Школе    мне довелось много  раз слушать  лекции, доклады, выступления  Николая Владимировича. Он был блестящим оратором, убедительным и очень основательным.  К каждому выступлению и лекции, несмотря на многолетний опыт, он готовился тщательно, всегда связывал изучаемую тему с  текущими событиями,  умело обосновывал выводы . Мое участие как преподавателя в работе на  кафедре истории КПСС, где он был заведующим, так же проходило при его добром и внимательном  отношении. Осваивая курс «Исторический опыт КПСС», который мне пришлось все годы читать на иностранном факультете и проводить практические занятия в разных группах, я использовал и лекции Н.В. Трущенко,  и активно пользовался его  наработками, которыми он делилися не только со мной, и присматривался и изучал  опыт  других коллег по кафедре (   Шилобода,  Бизина,  Конюховой,  Астраханцевой и др.).        
    Н.В. Трущенко регулярно выступал перед иностранными слушателями,  принимал многочисленные делегации из молодежных союзов разных стран, был знаком и неоднократно встречался с первыми лицами союзов молодежи,  с послами и работниками посольств,  был участником многих международных конференций и встреч. Секретарям и работникам ЦК ВЛКСМ, КМО СССР  было приятно показывать зарубежным гостям нашу школу. А встречи с ректором неизменно вызывали высокую оценку иностранных гостей.
         
    За активную работу по подготовке и обучению иностранцев ВКШ была награждена памятными знаменами всех братских союзов молодежи соцстран, а ректор и преподаватели  медалями, грамотами, благодарностями. Место этим наградам в комсомольском музее или в музее ЦКШ-ВКШ-МосГУ. 
    При поддержке ректора были  установлены  тесные связи с Институтом общественных наук при ЦК КПСС (  ИОН), куда на Ленинградский проспект  мы выезжали несколько раз, знакомясь с их опытом работы с иностранцами. И там Николай Владимирович был своим человеком,  его хорошо знали и прислушивались к его мнению.  Очень полезна была для меня  поездка вместе с преподавателями ИОН в Киев и участие в научно-практической конференции  АОН, ИОН , ВПШ  при ЦК КПСС по методике преподавания исторического опыта КПСС.
         У себя в ВКШ мы ежегодно проводили научно-практические конференции, августовские совещание профессорско-преподавательского состава и переводчиков, выпускали сборники докладов и сообщений. Серьезной  оценке подвергалась деятельность ВКШ, факультетов при регулярных обсуждениях на Секретариате ЦК ВЛКСМ.   Трущенко Н.В. умел  с нашей помощью представлять и объективный анализ дел, и вносить новые предложения, и с достоинством воспринимать критику и исправлять отмеченные недочеты. 
    В дневнике у меня сохранился его еженедельный график работы. Посмотрите – насколько плотно он  забит разными делами. 
    .  По  примеру ректора  такие же графики были и у многих проекторов и руководителей кафедр и подразделений. 
     Ректор уделял большое внимание научной организации труда в ВКШ, не любил пустой болтовни,  умел беречь и свое и сотрудников время. Поэтому особо пристально перед каждым учебным годом рассматривались учебные планы и графики занятий, уточнялись и корректировались нагрузки преподавателей, совершенствовались взаимосвязи, функции,  обязанности и программы факультетов и курсов.  К концу 1985г после многих обсуждений были разработаны и приняты новый Устав ВКШ, положения о факультетах и о НИЦ . Это была серьезная работа, поскольку определяла  и основные задачи и цели , и разграничивала сферы деятельности. Тот период последнего года был для ректора весьма напряженным. Каждый руководитель из проректоров, руководства НИЦ и подразделений стремился что-то и предложить, и в то же время добиться большей самостоятельности.  
       Из крупных и неординарных событий тех лет я бы выделил  два. 
    Первое  – это Международное консультативное совещание директоров  11 школ братских союзов молодежи, которое проходило в ноябре 1984 года, когда отмечалось 40 лет со дня создания ЦКШ и 15 лет – ВКШ,      У  Школы   уже давно  сложились  тесные  связи  с молодежными центрами,  школами, курсами  в ГДР, Болгарии,  Венгрии,  Польше , Румынии,  Чехословакии,  на  Кубе и во Вьетнаме. Трущенко Н.В. был инициатором поведения регулярных обменов и поездок преподавателей, сам побывал в многих  зарубежных школах. Вместе с коллегами из других стран ранее было уже проведено  два  консультативных совещания с директорами братских школ  в Праге  и в Берлине.     И вот теперь в юбилейном (40-летие)  для Школы  1984 году мы принимали х зарубежных коллег из 11 школ .  Нам было  что показать  и было чем поделиться из нашего опыта. Гости выслушали подробный доклад ректора, просмотрели наши фильмы, сами выступили со своими сообщениями, встретились с секретарями ЦК ВЛКСМ,  обсудили взаимные схемы сотрудничества, приняли участие в Торжествах по случаю 40-летия ЦКШ и 15-летия ВКШ. . С некоторыми школами были подписаны  или  пролонгированы соглашения  о сотрудничестве. Это была важная веха. 
    И второе  важное событие – это проведение  1985 года  на территории школы двух из девяти Международных центров в рамках  Х!! Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1985 года .   Одним из центров – Международного антиимпериалистического движения руководил профессор Мошняга В.П. , вторым –Центром прав женской молодежи  было поручено заниматься мне. 
    Но всю подготовку и осуществление программ  Центров и обеспечение успешной их работы координировал вместе с ЦК ВЛКСМ и КМО СССР ректор.  Это была напряженная и успешная работа, отмечена впоследствии правительственными наградами.
      
           Мне  тогда было приятно наблюдать, с каким молодежным задором и подъемом работал ректор, как он принимал многочисленных гостей и делегатов фестиваля, как он гордился школой,  как высоко оценивал вклад и усилия всего комсомола  в развитие международного сотрудничества.  Фрида Браун, Анжела Девис, другие  виднейшие лидеры общественных движений, делегации  из многих стран   побывали и выступали в те дни в школе. В молодежном кафе в учебном корпусе для иностранных слушателей благодарные художники из разных стран оставили на память расписанное на  стене огороное  панно – взгляд с трибун стадиона Лужники на многоцветье делегаций во время открытия Всемирного фестиваля .
       Интернационализм, о котором много  в то время говорилось и писалось, Николай Владимирович всегда стремился перевести в практическую плоскость, требуя внимательного и доброго отношения к любому слушателю.  Один  из примеров -  его отношение к обучению в ВКШ второго секретаря Демократической молодежи Афганистана (ДОМА) Фарида Маздак. У нас учились слушатели из этой воюющей страны. Там работали и наши товарищи комсомольские работники в качестве советников. Помогали и их местной молодежной школе.    В декабре 1982г. я  был в Афганистане. Знакомился с  их молодежной школой,   читал лекции,    был  на боевых позициях в районе  Газни,  встречался с лидерами ДОМА, с нашим послом  и руководителем группы советников.   Фарид Маздак  хотел получить  у нас высшее образование, а не просто курсовую подготовку. Его просьбу поддержали в ЦК и попросили Н.В. Трущенко организовать учебу.  Это был уникальный опыт, можно сказать штучная подготовка.   Была разработана и утверждена ректором индивидуальная  очно-заочной программа, подобраны преподаватели  и переводчики для индивидуальных занятий, проректору Зиновьеву и мне  поручили организовать работу. Фарид Маздак  оказался очень  целеустремленным человеком,  урывками   вырывался к нам,  сдавал зачеты и экзамены, погружался в в темы и предметы на  установочных лекциях, набирал задания, выполнял их и  вновь появлялся на короткое время для сдачи зачетов и экзаменов, После нескольких лет учебы по индивидуальному графику 13 января 1986 г. Ф. Маздак защитил диплом. Надо было видеть радость Ф. Маздака ,  человека,  получившего высшее образование,   и удовлетворение  преподавателей,   ректора- учителя.  А  Николай Владимирович,  даже  уйдя из школы, не порвал связи  и помогал Фариду учиться и дальше.
       
     17 лет руководства  ВКШ, как мне кажется, для Трущенко Н.В.   это был  самый важный, самый результативный  отрезок жизни и работы,  свой взлет , и реальное  осязаемое осуществление больших планов, но и  своя  Голгофа. И своя победа, и свое отступление.  Как и в любом большом деле  не все  было гладко и положительно однозначно. Все эти годы  присутствовала и  постоянная борьба предложений,  мнений, неудовлетворенных амбиций,   давления и   контроля вышестоящих организаций и неуклонное стремление  ректора  сделать лучше и основательнее, чем у других.
          Завершался 1985 год. Я с осени  уже готовился  к работе за рубежом. Предполагалась должность  в нашем  посольстве  в Польше. А в ВКШ в это время проходили  разные проверки,  ряд «сигналов доброхотов»   и претендентов  «формировали мнение», дело дошло до    разбора  в отделах ЦК КПСС. В школе работал инспектор ЦК КПСС, который скрупулезно все проверял и проводил беседы со всем руководящим составом ректората. Все ставилось «в строку» : и пенсионный возраст ректора (62 года!?) , и смена ряда проректоров, и жалобы некоторых коллег на характер и стиль руководства, и какие-то хозяйственные  недостатки, без которых не обойтись в любой работе, и пошатнувшееся здоровье . 
    Николай Владимирович был цельной и властной натурой, разносторонне развитым и опытным  человеком, осознававшим  себя личностью, отдающей много сил порученному делу, требующий такого же отношения от других. Он был  не склонен  к компромиссам и заигрыванию с кем бы то ни было. С вышестоящим  начальством или с коллегами,  возможно мечтавшими  о месте ректора.  Напряженные отношения ректора  в разное время были и с проректором  Афанасьевым Ю.Н., и с директором НИЦ Волковым Ю.Е., и с некоторыми партийными руководителями. Наверху были и беседы, и разборки. К тому в  конце 1985г. здоровье Н.В. Трущенко стало хуже… В результате  без  особого шума ректора просто вынудили подать заявление о переходе на другую работу.  Мне кажется, он и сам устал бороться.  Мавр сделал свое дело, создал и выпестовал школу как цельное и многоплановое  эффективно работающее учебное заведение и ..ушел. А жаль. Было искренне жаль. 
    Завистники   тогда ничего не выиграли. На смену пришел руководитель  со стороны.   Через пару месяцев и я уехал работать за границу. Наши дороги разошлись.  Но  после   расставания   с Николаем Владимировичем  я все годы потом  испытывал и особенно остро, когда его не стало в нашей жизни, какое-то горькое чувство недоданности своего внимания к нему и к его жизни после ухода из ВКШ. Тому были и объективные причины – на шесть лет я выбыл из страны, работал советником посольства в Никарагуа,  А после - тяжелые годы  развала СССР,  крушение своих  планов и личные трагичные  потери… Но вместе с тем, и корю себя за это до сих пор , каюсь,   было обычное наше русское  – «да еще успею,  да еще встретимся, поблагодарю». Не успел, не поблагодарил, не сказал,  Ничего не надо откладывать на потом.   Это тоже из уроков  Н.В. Трущенко.  И вдруг , как обухом ,  весть  о его безвременной   кончине. Мы в тот же день  вместе с Аллой Фесенко, выпускницей ВКШ  первого набора, сразу же помчались домой к Екатерине Ивановне. Там уже приехал его старый друг  Квок.  Вместе как могди разделили этот  тяжелый вечер. И тогда я  впервые увидел его картины,  Лес, сосны, зелень, жизнь…Талантливый человек он в период своей болезни нашел себе   дело и  способность к самовыражению своего настроения в  этих картины,  хотя  раньше вроде бы и не рисовал.. Под конец жизни, да еще и с болезнями он не замкнулся я и не озлобился, а продолжал работать  и творить. Как  в назидание нам хранить память  о лэдях и лидерах   комсомола  написал и издал книгу об Александре Косыреве.
    Это очень хорошо, что установили памятную доску на третьем учебном корпусе…Хорошо что есть аудитория  его имени, что есть его именная стипендия лучшим студентам ..Жаль вот только, что комсомолу, которому Н.В. Трущенко служил всю жизнь и историю которого он так скрупулезно разрабатывал, писал, читал лекции , никак и нигде не нашлось места, чтоб  создать МУЗЕЙ КОМСОМОА. Ну уж если кого то и коробит название , то хотя бы МУЗЕЙ  МОЛОДЕЖНОГО ДВИЖЕНИЯ стоило бы создать , используя холлы и залы зданий бывшей ВКШ при ЦК ВЛКСМ, ничего не откладывая на потом и не оглядываясь, что  скажут ныне власть предержащие.И там разместить и выставку работ ректора Трущенко Н.В. и его награды. Я горжусь, что среди моих наград есть и за работу в ВКШ:,  орден Дружбы, награды Союзов молодежи из ГДР, ЧССР, ПНР,  Лаоса, Вьетнама, Афганистана.., Почетные грамоты и адреса.
             У Николая Владимировича В. Трущенко  их было  намного больше. .
       
     В меру своих сил и  в благодарность всем тем, кто меня учил, помогал, наставлял  я вот уже пять лет веду и редактирую сайт КОМСОМОЛ   В НАШЕЙ СУДЬБЕ  (www.komsomol-100.clan,su) ,  где есть статьи и  самого Н.В. Трущенко и о нем. Статьи моих коллег по ВКШ, историков комсомола, заметки о  людях и х делах,  и о современных союзах молодежи  в надежде на то, что бесценный опыт комсомола все же не может быть забыт и нынешними союзами молодежи.
          
        Каков   был Николай Владимирович в жизни? Как и всякий человек - очень разным. Он присматривался, изучал, проверял человека, прежде чем как-то открыться ему .. Мы  -  проректоры и руководители НИЦ жили в эти  годы летом на дачах ЦК ВЛКСМ  в Вялках.  Очень простенькие и маленькие деревянные домики на две-три семьи со всеми удобствами на дворе. За железнодорожной станцией  был  большой пруд.  Не раз я вместе с ним по воскресеньям там бывал. Помню первый наш заплыв – хватит ли сил без отдыха переплыть пруд, но  не поперек, а вдоль по все длине .. Вот тогда я воочию убедился в  спортивной подготовке ректора. Я-то моложе на 14 лет, а он отмахивает наравне.  Или его упражнения по системе йогов. Не просто разговор, а тут же демонстрация – руки на темя – вот он уже стоит на голове .И не минуту – а сколько хочешь. Или скрести свои со следами ран  ноги и сядет в позу, какую я не могу повторить.   И тут же заинтересованный разговор с моей дочерью-студенткой, или с моим шестилетним внуком. 
        Вечером, прогуливаясь вместе  с супругой Екатериной Ивановной,   он нередко подсаживался к нашему костерку – отгоняли дымом комаров, их там была уйма - болота рядом ..И опять какой-нибудь разговор.
       Как-то в августе его шофер Володя – азербайджанец, возвращаясь из отпуска  с Каспия, привез огромную рыбу осетрину. Замариновал и подготовил шашлыки на вертеле. Николай Владимирович позвал меня с женой. Хорошие были разговоры  под доброе  вино и шашлык  «за жизнь и про жизнь» . И на следующий день  Екатерина Ивановна зазвала на «доедки».  
         Однажды в межсезонье – занятия уже закончились, студенты и слушатели разъехались  - пригласил Николай Владимирович  нас с Родзейко на часок  другой  на Глубокое озеро, что недалеко от школы. Накупались, наплавались, взяли лодку, объехали все озеро, заплыли в заводь в камыши  и проговорили почти до вечера. Глянь, а уже солнышко за лес спряталось. Не часто такое случалось… 
          Его ангелом хранителем,  заботливым другом и любящей женой  была Екатерина Ивановна. Она никогда не вмешивалась  в наши школьные дела. Ее одно заботило, как у Николая Владимировича со здоровьем.  Поскольку нам с ним  вдвоем приходилось довольно часто бывать на приемах в различных посольствах, она меня осторожно предупреждала, не увлекайте его и не поддерживайте выпить вторую рюмку…Годы войны, мы все это знали, солдату без сто грамм не обойтись. И это все четыре года.. Все фронтовики через это прошли. И лишь немногие сумели держать себя в руках в мирное время.  Николай Владимирович  умел. У него был сильный характер и жизненный стержень.  А если вдруг и случалась и вторая рюмка – говорил мне   «Опять ведь узнает.. Ничего от Екатерины Ивановны не скроешь.  Есть такое..У меня в этом случае верхняя губа немного подергивается. Все замечает».  
        Когда жиди на дачах, по утрам нередко    на закрепленной за ним  автомашине ректор забирал нас  вместе с И.М. Ильинским. Это почти 40 минут езды до школы. . Служебных разговоров было мало, а вот послушать по радиол хорошие песни – тогда в зените был и ……мы все втроем любили .
       Каждый год раз или два он выбирался на несколько дней на Волгу   в  Нижний. Был очень привязан к родным местам. Вот таким он мне очень нравился в обычной жизни.  
          И таким запомнил я Николая Владимировича, товарища Ректора  навсегда. Николай Владимирович был и остается в нашей памяти воином, тружеником, ученым, организатором и Человеком, много получившим от людей и все оставивший людям  
    Категория: Как молоды мы были... | Просмотров: 2480 | Добавил: komsomol-100 | Рейтинг: 5.0/3 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2024