Главная| | Мой профиль | Регистрация| Выход | Вход
 
Четверг, 02.05.2024, 18:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Наш календарь [919]
Новости России [713]
Новости планеты [160]
Детские движения [197]
Студенческий строительный [62]
Великая Отечественная... [184]
Память [361]
Анкета "Не расстанусь с комсомолом" [109]
Поздравления [202]
Пионерия [110]
Юбилей комсомола [447]
Регионы [274]
Совет ветеранов [106]
История [234]
Новые книги [84]
Фалеристика [4]
Замечательные современники [78]
Целина - судьба моя [2]
К 65-летию начала освоения целины
Победа [10]
75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается.
Наш комсомол
  • ЛКСМ. Москва.

  • Ленинский Комсомол (ЛКСМ РФ) Москва

  • Ветераны комсомола

  • Не расстанусь с комсомолом. Комсомол 100.

  • История комсомола Казахстана

  • Комсомольская юность моя

  • Комсомол -100 лет. Тверь.

  • Воспитанники комсомола-Мое Отечество

  • Комсомольская юность моя (Ивановская область)

  • Комсомольская площадь (Нижний Новгород)

  • Из истории Челябинской областной организации

  • Сайт ветеранов комсомола(Омск)

  • Ветераны Ярославской области

  • Наш опрос
    Есть ли будущее у комсомола?
    Всего ответов: 1228
    Вход

    Поиск
    Статистика

    clock counter Яндекс.Метрика
    Главная » 2024 » Апрель » 19 » Перечитывая мудрые высказыванимя уважаемых современников. АНТОНОВА Ирина Александровна
    Перечитывая мудрые высказыванимя уважаемых современников. АНТОНОВА Ирина Александровна
    19:34

     Ирина Антонова, 2018 год. Вячеслав Прокофьев/ ТАСС Читаю - Послание Президента Музея изобразительных искусств имени Пушкина, Ирины Александровны Антоновой ...

    «Я думаю, в первые десятилетия XX века закончился огромный исторический период в искусстве, включающий в себя и тот, что начинался Ренессансом. Мы свидетели действительно большого кризиса художественной системы. И этот кризис может длиться не одно столетие, сопровождаясь реминисценциями. На разных этапах это было: от Античности к Средним векам, от Средних веков к Возрождению. И вот сейчас, захватив почти весь двадцатый, этот кризис, вероятно, продлится и весь XXI век. Меня часто спрашивают, что такое «Черный квадрат» Малевича. Я отвечаю: это декларация — «Ребята, всё кончилось». Малевич правильно тогда сказал, суммируя глобальную деформацию и слом, отражённые прежде в кубизме. Но ведь трудно с этим смириться. Поэтому и началось: дадаизм, сюрреализм, «давайте вещи мира столкнем в абсурдном сочетании» — и поскакало нечто на кузнечиковых ногах. И дальше, и дальше… уже концептуализм, и проплыла акула в формалине. Но это всё не то, это упражнения вокруг пустоты: чего бы такого сделать, чтобы удивились.
    Больше того, начиная с XVIII века начался глобальный процесс, который я называю «Гибель богов» — недаром есть такая опера у Рихарда Вагнера. Потому что этот фактор — мифологический — перестал быть главным содержанием и оказывать влияние на пластические искусства. Можно писать «Явление Христа народу» и в тридцатом столетии, но его время, время известного нам великого искусства, кончилось. Мы видим, как разрушается принцип эстетики, духа и принцип идеала, то есть искусства как высокого примера, к которому надо стремиться, сознавая всё своё человеческое несовершенство. Возьмите Достоевского. Его Сонечка в совершенно ужасающих обстоятельствах сохраняет ангельскую высоту духа. Но в новом времени, а значит, и в искусстве Дух становится никому не нужен. Поскольку искусство, хотите вы этого или нет, это всегда диалог с миром.
    А в мире и сейчас, и в обозримом грядущем осталась только реальность как стена, как груда кирпичей, которую нам и показывают, говоря: вот это искусство. Или показывают заспиртованную акулу, но она вызывает только отвращение, она не может вызвать другое чувство, она не несёт ничего возвышенного, то есть идеала. Как выстраивать мир вокруг отсутствия идеала?.. Я не пророк, но мне ясно: то, что сейчас показывают на наших биеннале, это уйдет. Потому что консервированные акулы и овцы — это не художественная форма. Это жест, высказывание, но не искусство.
    Пока есть — и он будет длиться долго — век репродукций, век непрямого контакта с художественным произведением. Мы даже музыку слушаем в наушниках, а это не то же самое, что слышать её живьём. Но репродукция ущербна
    , она не воспроизводит даже размера, что уж говорить о многом другом. Давид и его уменьшенный слепок — это не то же самое, но чувство «не то же самое», оно потеряно. Люди, посмотрев телевизионную передачу о какой-либо выставке, говорят: «Зачем нам туда идти, мы же всё видели». И это очень прискорбно. Потому что любая передача через передачу абсолютно не учит видеть. Она в лучшем случае позволяет запечатлеть сюжет и тему.
    Постепенно люди отвыкнут от прямого общения с памятниками. К сожалению, несмотря на туризм и возможность что-то посмотреть, новые поколения всё больше будут пользоваться только копиями, не понимая, что есть огромная разница между копией и подлинным произведением. Она зависит от всего: от размеров, материала, манеры письма, от цвета, который не передается адекватно, по крайней мере, сегодня. Мазок, лессировка, даже потемнение, которое со временем уже входит в образ, мрамор это или бронза, и прочее, прочее — эти ощущения окончательно утеряны в эпоху репродукций. Я не мистик, но есть определенное излучение той силы, которую отдает художник, работая над картиной иногда много лет. Это насыщение передается только при прямом контакте. То же с музыкой. Слушать музыку в концертных залах и её воспроизведение даже на самом новейшем носителе — это несравнимо по воздействию. Я уже не говорю о той части общества, которая читает дайджесты и выжимку из «Войны и мира» на сто страниц.
    Вот с этим укорочением, упрощением и обеззвучиванием человечество будет жить, боюсь, долго. Необходимо будет снова воспитать в человеке понимание, что ему необходим сам подлинник как живой источник, чтобы сохранять полноценный тонус эмоциональной жизни.
    Власть технологий приведёт к тому, что всё будет исчерпываться получением информации, но будет ли уметь человек грядущего читать глубину, понимать суть, особенно там, где она не явна? Или он не увидит ничего, например, в суриковской «Боярыне Морозовой», кроме фабулы: на санях увозят женщину, поднимающую свой знак веры, а кругом народ. Но почему сани идут из правого угла в левый верхний? Между тем это не просто так, Суриков долго над этим работал и почему-то сделал так, а не по-другому. Будут люди задумываться над тем, почему тот или иной портрет профильный, а не фасовый? Или почему, например, фон просто чёрный?
    Чтобы содержание искусства было доступно людям будущего, надо смотреть на великие картины, надо читать великие произведения — они бездонны. Великая книга, будучи перечитанной на каждом новом этапе жизни, открывает вам свои новые стороны. Я пока знаю тех, кто перечитывает великие книги. Их ещё много. Но всё больше будет людей, кто никогда не станет перечитывать ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Гёте, ни Томаса Манна. Понимание поэзии тоже уходит. Думаю, в будущем только редчайшие люди будут наслаждаться строками «На холмах Грузии лежит ночная мгла…».
    Я не могу предвидеть изменения во всей полноте, как не могла предвидеть интернет. Но знаю, что необходимость в искусстве, вот в этом эстетически идеальном типе деятельности человеческой, снова наберет силу — но мы пока не знаем
    , в какой форме. И знаете, из чего я делаю такой вывод? Из того, что люди — вы, я, много ещё людей — они продолжают рисовать пейзажи, писать стихи, пускай неумелые и незначительные, но эта потребность есть. Маленький ребенок всегда начинает рисовать маму — сначала вот этот кружочек и палочки, потом, когда сможет, он напишет «мама», а потом нарисует рядом домик, потому что он в нём живет. Потом он сам сочинит песенку, потычет пальчиком в клавиши и сыграет мелодию. Первобытный человек лепил Венеру с мощными формами, как Землю, которая рождает. Потом она превратилась в Венеру Милосскую, в Олимпию и Маху. И пока у нас будут две руки, две ноги, пока мы будем прямоходящими и мыслящими, потребность в искусстве будет. Это идёт от человеческой природы с начала времен, и всё будет так, если её, конечно, не искорёжат совсем.
    А пока не появились зелёные листочки, пока не видно новых Рублёва, Леонардо, Караваджо, Гойи, Мане, Пикассо, так уж огорчаться не надо — человечество создало столько великого, что и нам с вами хватит вполне, и вообще всем.
    Так получилось, что моя специальность подразумевает историческое видение. И в истории уже бывали такие моменты, когда всё подходило, казалось бы, к финальной точке, но потом вдруг появлялись новые люди и что-то происходило. На это и следует надеяться. Потому что уж слишком сейчас явственна индифферентность по отношению к искусству. Культуре не помогают. Не помогают даже умереть. Просто совсем игнорируют. Но многие при этом делают очень умный вид и непрерывно кричат: духовность, духовность. Но нельзя же свести духовность только к религиозному мироощущению. Как нельзя не понимать, что плохое образование, несмотря на интернет, только добавляет хрупкости цивилизации в целом» ...

     Прислал  Владимир Казимиров, коллега. дипломат 

    1 декабря 2020, 09:38

    Умерла Ирина Антонова

        Биография президента ГМИИ имени Пушкина Ирины Антоновой.© Вячеслав Прокофьев/ ТАСС

    Она умерла 30 ноября на 99-м году жизни   Ей было 98 лет. Она родилась 20 марта 1922 года в Москве. Ее отец Александр Александрович Антонов был инженером, возглавлял Государственный экспериментальный институт стекла. Мать Ида Михайловна Розенблюм работала в Министерстве транспорта СССР. В 1930–1933 годах Ирина Антонова с семьей проживала в Берлине (Германия), куда ее отца направили на работу в советское торгпредство.

    В 1940 году поступила на искусствоведческое отделение филологического факультета Института философии, литературы и истории (ИФЛИ). В 1941 году, после слияния ИФЛИ с Московским государственным университетом (МГУ) им. М.В. Ломоносова, стала студенткой искусствоведческого отделения исторического факультета МГУ. Окончила его с отличием в 1945 году.

    Во время Великой Отечественной войны работала упаковщицей снарядов на заводе и медсестрой в московских госпиталях.

    С апреля 1945 года была научным сотрудником отдела Запада Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) им. А.С. Пушкина. До 1949 года Ирина Антонова обучалась в существовавшей при музее аспирантуре, ее научные исследования были связаны с итальянским искусством эпохи Возрождения.

    После окончания Великой Отечественной войны принимала участие в каталогизации экспонатов Дрезденской галереи, вывезенных в Советский Союз. Впоследствии работала методистом в отделе популяризации, принимала участие в организации различных выставок. Была старшим научным сотрудником Пушкинского музея.

    В 1960-е годы читала для студентов-искусствоведов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова курс "Музееведение и музеи мира".

    Во главе ГМИИ имени Пушкина

    В феврале 1961 года Ирина Антонова стала директором ГМИИ им. А.С. Пушкина, сменив Александра Замошкина.

    Ее работа включала в себя несколько магистральных направлений: проектирование и капитальное строительство, издательскую и выставочную программу, информационное обеспечение музейной деятельности и др.

    По инициативе Ирины Антоновой с 1967 года в Пушкинском музее ежегодно проводится научная конференция "Випперовские чтения", посвященная памяти одного из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства Бориса Виппера.

    В 1974 году под ее руководством была осуществлена реорганизация экспозиции музея. В том же году в ГМИИ впервые в СССР была выставлена знаменитая картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза". В дальнейшем при участии Ирины Антоновой в Пушкинском музее состоялся ряд важных выставок: "Москва — Париж. 1900–1930" (1981), "Москва — Берлин. 1900–1950" (1996), "Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана" (1996), "Пикассо" (2010) и др.

    В 1981 году Ирина Антонова вместе с пианистом Святославом Рихтером стала инициатором проведения в ГМИИ ежегодного фестиваля музыки и живописи "Декабрьские вечера".

    В конце 1980-х годов при ее участии была разработана государственная программа развития музея, в рамках которой в 1994 году в ГМИИ состоялось открытие Музея личных коллекций.

    В 1996 году по инициативе Ирины Антоновой был основан Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева (является отделом ГМИИ, развернут в здании Российского государственного гуманитарного университета в Москве). В его залах находится 750 слепков и копий с памятников античного, средневекового и ренессансного искусства, хранящихся в зарубежных музеях.

    В 1998 году в основном здании ГМИИ был открыт Зал истории музея, экспозиция которого отражает важнейшие вехи создания музейных коллекций. Через год при участии Ирины Антоновой был создан еще один отдел музея — Мемориальная квартира Святослава Рихтера (Москва, ул. Большая Бронная, д. 2/6, кв. 58).

    В 2006 году в зданиях рядом с основным корпусом музея открыты Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков и Центр эстетического воспитания детей и юношества "Мусейон", вошедшие в общее экспозиционное пространство.

    В апреле 2013 года Ирина Антонова была назначена главным куратором государственных музеев России. В июле того же года освобождена от должности директора Пушкинского музея, одновременно заняла специально учрежденный для нее пост президента ГМИИ. © ТАСС

    Академические должности, общественная деятельность

    Антонова была членом Российской академии образования (1989) и Российской академии художеств (2001), а также членом-корреспондентом Королевской академии изящных искусств святого Фердинанда (1979, Мадрид, Испания).

    В 1971–1977 и 1986–1992 годах Ирина Антонова была вице-президентом Международного совета музеев (International Council of Museums, ICOM; ИКОМ) при ЮНЕСКО, с 1992 года являлась почетным членом данной организации. В 1977 году на XI генеральной конференции ИКОМ, проходившей в Советском Союзе, выступила с предложением учредить профессиональный праздник — Международный день музеев. С тех пор он ежегодно отмечается 18 мая, в мероприятиях участвуют более 35 тыс. музеев в 145 странах мира.

    В 1980-е годы была членом редакционной коллегии сборника научных трудов "Музейное дело в СССР".

    С 1997 года входила в состав совета Всероссийского общественно-политического движения "Наш дом — Россия".

    В 2012 году была доверенным лицом кандидата в президенты РФ Владимира Путина.

    В 2013–2015 годах являлась членом Общественного совета при Министерстве культуры РФ.

    Была членом президиума Всероссийского общественного движения "Матери России", попечительского совета фонда "Академия российского телевидения".

    Являлась автором и ведущей документального цикла "Пятое измерение" (с 2002 года выходит на телеканале "Россия — Культура").

    Звания, награды

    Антонова была заслуженным деятелем искусств РСФСР (1979).

    Полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" (1997 — III степень, 2002 — II степень, 2007 — I степень, 2012 — IV степень). Награждена орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов (1980), "За заслуги перед Итальянской Республикой" (2001), Почетного легиона (2007, Франция), Восходящего солнца (2013, Япония). Имеет знак отличия "За благодеяние" (2017).

    Была удостоена Государственной премии РФ в области литературы и искусства в 1995 году и Государственной премии РФ за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2017 года.

    Лауреат премии "Своя колея" им. В.С. Высоцкого (2013), общественной премии Юрия Любимова (2016), премии Федерации еврейских общин России "Скрипач на крыше" (2017) и др.

    Почетный доктор Российского государственного гуманитарного университета (1996).

    Публикации, признание

    Ирина Антонова являлась автором книги "Веронезе" (1957) и более 100 публикаций научного и научно-просветительского характера.

    Свободно владела итальянским, немецким и французским языками.

    Жизни и деятельности Ирины Антоновой посвящены документальные фильмы "Командор искусств" (2007, режиссер Мария Николаева), "Одиночество на вершине" (2017, Елена Якович) и др.

    Семья

    Ирина Антонова была замужем за искусствоведом Евсеем Ротенбергом (скончался в 2011 году). Сын — Борис (род. 1954). 

    См. пот ссылке: https://tass.ru/info/10137073?ysclid=lv6wi6pkax671297493

    Категория: Память | Просмотров: 73 | Добавил: Vitbor2008 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2024